Главные вкладки

    П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
    учебно-методический материал на тему

    Морозова Елена Александровна

          В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с условиями реализации одного из основных принципов дошкольного образования - индивидуализации образования.

          Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность»,  «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» и др. Попробуем разобраться в этой профессиональной терминологии.

       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyatka.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    П А М Я Т К А

    по созданию психолого-педагогических условий

    для индивидуализации ребенка дошкольного возраста

    в условиях введения ФГОС ДО

          Проведенный анализ психологической и педагогической научно-исследовательской литературы позволяет сформулировать следующие выводы:

    1. Условия, окружающие детей раннего возраста в домах ребенка, являются депривационными, блокирующими возможности полноценного удовлетворения их базовых психологических потребностей, что обусловливает возникновение у воспитанников нарушений, отставаний и искажений в познавательном и эмоционально-личностном развитии в сравнении с детьми, растущими в семье.

    2. Одним из путей, обеспечивающих компенсацию возникающих недостатков развития воспитанников домов ребенка, является правильно организованное воспитание и обучение, осуществляющееся с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.

    3. Особой формой организации воспитания и обучения, обеспечивающей учет индивидуальных особенностей детей и зоны их ближайшего развития, является индивидуализация образовательного процесса.

          В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с условиями реализации одного из основных принципов дошкольного образования - индивидуализации образования.

          Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность»,  «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» и др. Попробуем разобраться в этой профессиональной терминологии.

         

           Индивидуальность. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя.

          Индивидуальные особенности детей. Для того чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно понимать, какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на развитие, образование и качество его жизни в целом. Как правило, выделяют такие индивидуальные особенности, как возраст / уровень развития, пол, способности (потребности / сильные стороны), характер и темперамент, интересы и самосознание, среда воспитания. Каждая такая характеристика развивается (изменяется) во времени и требует от взрослых постоянного наблюдения и анализа.

          Индивидуализация. Рассматривается как процесс приобретения человеком собственного опыта. Сущность индивидуализации в поддержке развивающихся способностей в самостоятельной и сотруднической деятельности. Это процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.

         

           Индивидуализация обучения. Ребенок не является «прямым наследником» (т.е. продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), он является творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать.  Соответственно индивидуализация обучения связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.    

              Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок:

    - имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств и т. п.);

    - получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу».

          Эти условия соответствуют педагогике поддержки. У взрослых должна быть сформирована профессиональная готовность вместе с детьми определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о раздельных или совместных действиях, о форме использования результатов (если таковые будут). Осваивая при поддержке взрослого выбор и ответственность, ребенок обретает собственные цели и способы их осуществления, а вместе с ними - свободу и осознанную ответственную деятельность

          Индивидуализация образования.  Это педагогическая концепция, позволяющая учитывать собственный вклад каждого ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. В основе данной концепции понимание того, что не существует двух детей, которые могли бы учиться (обучаться), развиваться совершенно одинаково.  Дети развиваются не по схемам, а в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

    Индивидуализацию образования можно рассматривать: 1) как индивидуальную программу развития, присущую каждому ребенку;

    2) как самостоятельную деятельность ребенка, в ходе которой он обращается к различным источникам информации,  узнает, уточняет, использует знания при решении разнообразных жизненных ситуаций, в определенной  мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) создает новые (для себя) знания и способы хранения информации;

    3) как процесс обучения и процесс учения (в самом широком смысле) в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус персонального знания;

    4) как результат (продукт) жизнедеятельности  и жизнетворчества, как продукт профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

         

          Индивидуальный подход. Состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности  развития, поведения, успеваемости,  требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия. Индивидуальный подход наиболее эффективен в ситуации, когда индивидуальная особенность (проблема) и ее первопричина диагностированы точно.

         

          Развитие. Понимается как появление у ребенка нового умения, отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.

          Общепризнано, что гены и развитие центральной нервной системы задают общий вектор развития, однако не влияют на овладение ребенком конкретными умениями, не гарантируют развития способностей. Гораздо большую роль в этом процессе имеют те условия, которые создаются для ребенка окружающими его людьми.

          Для современной педагогики не актуально распространенное когда-то мнение о том, что в развитии ребенка есть обязательная общая для всех последовательность овладения навыками и умениями. Так, некоторые дети сначала учатся ползать, и только затем начинают ходить, другие ходят, пропустив фазу ползания. Понимание данного факта крайне важно, так как отсутствие тех или иных ступеней в развитии не всегда означает, что у ребенка имеются какие-либо отклонения. Дети одного возраста могут сильно отличаться друг от друга в каких-то областях и, тем не менее, оставаться «нормально» развитыми. Так, 50% всех детей к возрасту год и месяц уже умеют ходить, но если ребенок овладевает этим навыком позже (но не позднее 17 месяцев), то это также рассматривается как вариант нормы, как процесс и результат индивидуализации развития. И динамика, и результаты развития одного и того же ребенка в различных областях так же могут быть очень разными. Например, ребенок может превосходить своих сверстников в общем физическом развитии и при этом иметь проблемы в развитии мелкой моторики или активной речи.

          А теперь, в соответствии с темой предстоящего педсовета, рассмотрим, как реализуется принцип индивидуализации в дошкольном учреждении через организацию предметно-развивающей среды.

          Итак, в дошкольном учреждении предполагается работа со средой, специальными зонами, позволяющими каждому ребенку проявить и реализовать свой личный интерес. Эти специально организованные места проявления личного интереса ребенка при освоении учебной программы являются условиями становления его индивидуальной образовательной программы. Такие места организуются для всех детей и все дети в них участвуют. Каждое пространство насыщено материалами, позволяющими ребенку прожить тот или иной интерес. Переходы между зонами свободны. И в течение дня ребенок может свободно перемещаться, следуя своему естественному желанию и интересам.

          Наполняемость зон зависит также от особенностей детей группы. Совместное пребывание детей разного возраста в одной и той же зоне не всегда говорит об общности их интересов, каждый ребенок по- своему осваивает данную зону. Предусмотрены разные уровни усвоения материалов. Зоны максимально насыщаются разнообразным развивающим материалом с учетом возрастных и личностных особенностей детей.

          Пространство, где находятся дети в течение дня, делится на специально организованные зоны: развивающая зона; зоны отдыха, в т.ч. зоны уединения; игровые зоны; зона перевоплощений; учебная зона; зона развития трудовых и бытовых навыков; зоны проб; зона достижений; зона презентаций; зона “сброса”. Остановимся на каждой из зон подробнее:

    • Развивающая зона. Это пространство, которое насыщено разнообразным материалом обучающего характера. Дети могут избирательно реагировать на него. Кому-то этого количества достаточно, кому-то хочется больше, а кто-то может вообще его проигнорировать. Задача данной зоны – помочь ребенку информационно насытиться в той мере, в какой ему необходимо. В этой зоне находятся специальные стеллажи и шкафчики, где игровой обучающий материал может находиться как в открытом варианте, так и в закрытом, “сюрпризном”. Например, один из шкафов может представлять собой стеллаж с ящичками, в которых раскладываются материалы по развитию речи, математике, окружающему миру. В нижних ярусах – задания попроще, чем выше расположены ящички, тем сложнее в них задания. Ребенок заранее не знает, какие задания сегодня находятся в каждом ящике, потому что каждый раз с определенной периодичностью педагоги меняют задания, таким образом, постоянно стимулируя интерес ребенка.
    • Зона проб. Решая какую-то свою внутреннюю задачу, ребенок может пробовать свои силы, отрабатывать какой-либо навык столько раз, сколько ему необходимо, чтобы почувствовать удовлетворение от решения проблемной задачи. Поэтому в группе обязательно должны быть МЕСТА (зоны) ПРОБ. Это то личное пространство, которое позволяет ребенку без страха и напряжения, свободно и естественно отрабатывать необходимые действия. Всевозможные альбомы, тетради, доски, дощечки, отдельные листы бумаги и т.д. – все, что является достоянием одного ребенка, его собственностью. И доступ к этому можно получить лишь с разрешения самого ребенка. Все, что делается детьми в этих зонах, не подлежит критике. Это пробное поведение ребенка разворачивается в условиях свободного поведения, без директивных вмешательств взрослых, без указаний и команд, что создает условия для формирования самостоятельности у ребенка в определении режима своей работы.
    • Зоны презентаций, зоны личностных достижений. Это как раз те места, куда ребенок может поместить свои работы, как признанные им в качественном плане, где ребенок может проявить себя, как человек, достигнувший определенного успеха. В этих зонах помещаются те работы, которые показывают определенный уровень достижений ребенка. В групповом пространстве размещается Доска достижений, на которой фиксируется успехи ребенка, приобретение им определенных навыков умений в виде различных графиков совершенствования разнообразных “техник”. Каждая следующая работа ребенка сравнивается с его предыдущей работой, а не с групповым стандартом. Таким образом, закладывается положительная самооценка ребенка.
    • Зона развития бытовых и трудовых навыков. Помогает в решении различных педагогических задач – от тренировочных упражнений по развитию мелкой моторики до развития навыков самообслуживания и самоорганизации. Эта зона может быть представлена специальным стеллажом, где расположены необходимые материалы для ручного труда (молоточки, гвозди и другие инструменты – для мальчиков, пяльцы, нитки, иглы, пуговицы и т.д. – для девочек), мозаика, пластилин, дощечки, стеки, глина, салфетки, стаканчики, формочки, краски, бумага, кисти и т.п. Рядом расположены столы, на которых дети могут осуществлять разнообразную прикладную деятельность, оснащенные необходимыми подставками, различными поверхностями (например, для рисования, для вбивания гвоздей, для лепки из глины).
    • Зоны отдыха и уединений. Помогают ребенку в регуляции своего эмоционального состояния, дают возможность дошкольнику переключаться, обособиться. Это могут быть специализированные стационарные “уголки отдыха” с набором мягких подушечек, пуфиков, отделенные тканью по типу будуара или всевозможные “домики”, которые могут возникать стихийно, достаточно просто накинуть легкое полотно (или специальный чехол) на столы.
    • Зона перевоплощений. Дает возможность ребенку попробовать себя в разных ролях, буквально примерить разные типы поведения, стили общения, что значительно расширяет ассортимент его коммуникативных возможностей. Эта зона насыщена элементами костюмов различных персонажей (животных, птиц, людей, вымышленных созданий). Зеркало и маленькая “гримерка” помогут перевоплощению еще больше.
    • Зона «сброса». Это не статичное место, а ситуативно организованное пространство, где в определенное время дети могут пошуметь, покричать, активно бесконтрольно подвигаться, сбрасывая накопившееся напряжение. С этой целью можно использовать специально оборудованное место в любом помещении. Отлично подойдет “мешок для шума”, куда ребенок может просто покричать.
    • Учебная зона. Это специально организованное пространство для занятий (как правило, с наличием парт и доски – как элементов школьной атрибутики). В этой зоне Наличие в этой зоне библиотечки для самостоятельного чтения, стеллажей для самостоятельной работы в альбомах и по карточкам помогают развитию самоорганизованности.
    • Игровые зоны. Это оборудованные “уголки” или комплексы, позволяющие детям реализовать свои потребности. Это всевозможные “Парикмахерские”, “Магазины”, “Кафе”, “Квартиры”, “Кухни” и т.д. Это и места для игр с водой и песком, конструкторами, строительным материалом.

          Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, индивидуализация учения и обучения, образования в целом, возможна при реализации следующих педагогических условий:

    • Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
    • Поддержка или инициирование взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, старшими, младшими), включенными в образовательную деятельность ДОУ;
    • Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;
    • Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
    • Обеспечение ничем не подменяемого времени для свободной игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

    В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

    Статья "Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста".

    В статье представлен материал, способствующий формированию здорвого образа жизни у детей дошкольного возраста....

    ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Эта статья расскажет вам о взаимодействии педагога с семьёй,использование нетрадиционных активных форм в работе с родителями....

    Статья. Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

    Принципы,на которых основан здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста....

    Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

    Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

    "Условия полноценной социализации ребенка дошкольного возраста "

    Условия Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу. Таковыми являются:  Самостоятельност...

    Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

    Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...