Педагогическая поддержка развития познавательной деятельности детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Педагогическая поддержка развития познавательной деятельности детей раннего возраста с описанием ситуаций и действий педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка развития познавательной деятельности  детей раннего возраста.

Мир ребенка 2-3 лет – это мир отдельных предметов и объектов. А познает он этот мир, исследуя и экспериментируя. Завладев предметом, малыш обследует его разнообразными способами: вертит, сжимает, пробует на вкус, трясет, бросает. «Насытившись» одним предметом, малыш принимается за другой. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

 От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное развитие в целом. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Организуя работу по познавательному развитию, считаю важным создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно игровой деятельности ,через игры с дидактическим материалом. Поэтому постоянно обогащаю развивающую среду группы: пирамидки 3-8 колец («Мишка», «Зайчик», «Петрушка», «Улитка» и др.),матрешки, бусы, игры-мозаики, игры –вкладыши, кубики, разрезные картинки, заводные игрушки, конструкторы разного вида , разнообразный природный материал и т. д.

Образовательную работу с детьми раннего возраста строю на основе комплексно – тематического планирования. По каждой теме подбираю игры :на  восприятие цвета- «Подбери по цвету», «Найди такой же» - листочки, машинки, посуда, одежда и т. д.; на восприятие величины предметов - «Большой – маленький» - овощи, фрукты, машины, животные и т. д.; на восприятие формы предметов - игры – вкладыши,  «Геометрическое лото», «Собери картинку» (блоки Дьенеша)  и др.; на восприятие пространства- игры – мозаики, Д/и «Собери картинку», пазлы, кубики.

 Играя, дети сравнивают, группируют предметы по определенным признакам, овладевая простейшими обследовательскими действиями, делают простейшие выводы. Они похожи на «маленьких ученых» и зачастую проявляют огромную настойчивость, испытывая предметы самыми различными способами, или же повторяя простейшие действия до полного их освоения. В процессе познавательной деятельности являюсь для детей партнером, стараюсь не управлять, не ограничивать ребенка, а побуждать проявлять самостоятельность.

Учитываю характерную особенность малышей – непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточить свое внимание только на том, что им интересно. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку, когда взрослый сам увлечен ею. Поэтому интонацией, мимикой, жестами, действиями демонстрирую личную заинтересованность.

Для поддержания интереса к деятельности  с целью достижения результата использую:

  • Дополнительные вопросы;
  • Схемы, фотографии;
  • Вношу дополнительные детали, атрибуты;
  • Создаю проблемные ситуации в процессе выполнения работы.

Использую формы несловесной поддержки:

  • Улыбку;
  • Подбадривающее пожатие руки;
  • Поглаживание по голове;
  • Обнимание за плечи и т. д.


Предоставляю ребенку возможность действовать самостоятельно методом проб и ошибок – делать «открытия».

Соня (2 г. 6 м.) играет со вкладышами «Яблочки» (сравнение предметов по величине). Высыпала вкладыши на стол. Взяла самый большой вкладыш, рассматривает, пробует подставить, приложила вкладыш к самой маленькой прорези, поставить вкладыш не получилось. Делает удивленный взгляд, разводит руки, говорит: «Никак !». Передвигает вкладыш дальше, подставляет в прорезь правильно, улыбается , говорит: «Поючиёсь!» Замечаю: «Молодец, Соня, нашла в каком домике яблочко живет.»

Девочка улыбается, продолжает игру, добивается положительного результата. Отмечаю успех ребенка: «Ай да Соня, умничка, всем яблочкам помогла найти домик!»  Соня обращается к сидящему рядом Сереже: «Вот, все ябочки в домиках».

Спрашиваю: «А где же самое большое яблочко?» Смотрит на вкладыши, показывает пальчиком, говорит: «Вот байсёе».

С учетом темы образовательной деятельности пополняю развивающую среду новыми играми, дидактическими игрушками. Новые предметы особенно привлекают внимание малышей, они  действуют  с ними, пробуют, что собой представляют предметы, знакомятся с ними. Играя, овладевают различными движениями, действиями: продевают в отверстие, нанизывают на ленточку, шнур, раскладывают в ячейки по цвету, подбирают вкладыши к прорезям, «ремонтируют» машины, откручивая и закручивая отверткой болты, «разрезают» овощи, фрукты и собирают целые предметы из частей.

В центр экспериментирования внесла набор разноцветных воронок различных по цвету и величине в виде цветка, собранных по принципу матрешки.. Артем, Максим, Вероника, Игорь первыми заметили появление нового яркого незнакомого предмета. Они  долго самостоятельно разглядывали воронки, пробовали раскрутить стержень, который удерживал все воронки вместе, но ничего не получалось. Не сдержав любопытство, Вероника подбежала ко мне, показывая красивую необычную вещицу: «Что это?» К нам подбежали остальные любопытствующие в ожидании раскрытия тайны о новом предмете. Раскручиваю стержень, разъединяю воронки, даю детям. Они рассматривают их по отдельности, заглядывают в отверстие, пытаются просунуть туда пальчик. Игорь замечает: «Я такую штучку у мамы видел.» Поясняю : «Это воронки, чтобы наливать жидкости в разные бутылочки». Показываю принцип действия воронки. Спрашиваю, как называется предмет, для чего он нужен, рассматриваем, у кого воронка большая, у кого маленькая, называем их цвет. В дальнейшем, в ходе образовательной деятельности моделирую проблемную ситуацию : у зайчика целое ведерко морковного сока, необходимо разлить в бутылочки, как помочь зайке? Малыши вспомнили о том, что есть  необходимая вещь –воронка, с помощью которой можно разлить сок. Таким образом ,в игровой форме освоили еще один способ переливания жидкости из сосуда в сосуд.

Игры с дидактическими игрушками, играми воспитывают сосредоточенность, умение спокойно , не отвлекаясь заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом – это содействует развитию волевых черт характера. Первоначально малыши испытывают затруднения, с которыми могут справиться при поддержке взрослых. Степень поддержки может быть различной. При расширении зоны самостоятельности степень поддержки уменьшается.

 Федя (2 г.) заинтересовался конструктором «Трактор». Устроился за столом, крутит колеса, наблюдает, как они вращаются. Взял отвертку, раскрутил все колеса. Прикрутил болты к осям для колес и в таком виде оставил игрушку на столе, а сам убежал к мальчикам на ковер. Говорю: «Ой-ой-ой! Кто у нас плачет? Да это трактор Федин плачет! Говорит, что ехать по дорожке не может, просит Федю помочь.» Малыш охотно откликается на просьбу, возвращается к оставленной игрушке, пытается отремонтировать ее. Затрудняется , всем своим видом показывает, что не знает как починить игрушку. Предлагаю ремонт выполнить вместе. Мальчик наблюдает за моими действиями (откручиваю болтик, помещаю колесо на ось, закрепляю болтом). Малыш потянулся к трактору, говорит: «Дай, позяста!» Придерживаю трактор, мальчик прикручивает колеса при  не значительной моей  помощи . Вместе добиваемся положительного результата.

 Ситуация успеха стимулировала ребенка снова заняться игрой с конструктором. На следующий день Федя взял конструктор «Трактор», отвертку: «Буду чинить!» Откручивает болтик, снимает колесо, повторяет действия. Открутил крышу, кабину и т. д.  Разложил все детали, говорит : «Все». Спрашиваю: «Где же у Феди трактор?» Улыбается, разводит руками: «Неть». Удивленно говорю: «Куда же он спрятался?» Мальчик кивает головой : «Наду, наду!» Пытается соединить две детали основания трактора, непослушный болтик выпрыгивает из рук. Ребенок с усердием повторяет действия. Болт все равно не слушается. Федор начинает плакать. Спрашиваю: «Кто Федюшу обидел?» Федор показывает непослушный болт, говорит: «Никак!» Предлагаю вместе справиться с непослушным болтиком, придерживаю рукой основание трактора, мальчик прикручивает болт. Далее собирает трактор самостоятельно, с гордостью показывает результат – катает трактор по столу. Обязательно реагирую на успех ребенка: «Молодец, Федя! Как папа починил трактор.»

Любимое занятие малышей – игры с песком и водой. Песок  сухой и мокрый пересыпаем, сыплем через сито, делаем норки для зверушек, ищем клад, рисуем руками на песке, печем куличики, готовим угощение с помощью формочек.

 В процессе действий с песком использовала проблемные ситуации. Например, в теме «Зоопарк» обезьянку решили угостить фруктами. Игорь, Вероника, Артем предложили фрукты сделать из песка. Спрашиваю: «Что надо для работы?» Уточнили, что нужны совочки, формочки. Начали работу: насыпали песок в формочки, перевернули формочки – фрукты рассыпались. Удивляюсь, почему не получились фрукты. Игорь (2 г. 6 м. г.),пересыпая песок совочком, заметил: «Песок сухой, он не лепится, надо намочить». Поливаем песок из лейки, перемешиваем совочками. Дети продолжают изготовление фруктов из песка. Радуются своему успеху.

Таким образом, педагогическая поддержка проистекает из реальных нужд, которые испытывает ребенок, но не может самостоятельно удовлетворить. Педагогическая поддержка  представляет собой:

  • Деятельность ребенка по «выращиванию субъективной позиции  –«я».
  • Деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка.
  • Деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности.
  • Деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.

Игры с водой содействуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук, учат ребенка слушать, понимать, выполнять задание: налить кошке «молочка» ложкой; сделать дождик для слона; разными способами.

Для сенсорного развития детей группы использую нетрадиционное оборудование: игры с прищепками, сухой бассейн, сенсорные тропинки. Игры с разноцветными прищепками(«Заборчик», «Солнышко», «Красивые цветы», «Ежики») формируют у малышей перцептивные действия по обследованию окружающих объектов (рассматривание, ощупывание), учат захватывать предмет в руке, развивают движения кистей и пальцев рук,  зрительно- двигательную координацию.

Использую игры с природным материалом (шишки, желуди, каштаны, фасоль, бобы):рассматриваем, сортируем, наполняем емкости разные по объему. Вызывает интерес у детей изготовление погремушек из небольших пластиковых бутылок. Бутылочки наполняли разными материалами (камешки, фасоль, горох, песок, металлические скрепки, монетки ) и плотно закрывали крышками. Экспериментируя с погремушками, малыши заметили, что они издают разные звуки, они разные по внешнему виду и весу.

Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной тропе увлекательным и полезным. Сенсорная тропа – это  коврик  с пуговицами, реечками, кочками-мешочками. Ребенок ходит по сенсорной дорожке, активизируя рецепторы, расположенные на ступнях ног. Кроме того, можно заняться поиском одинаковых пуговиц по форме, цвету, величине.

Сенсорно-моторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми. Анализируя результаты анкетирования, в процессе индивидуальных бесед с родителями, пришла к выводу, что взрослые недооценивают  значимость сенсорного развития. Чтобы повысить уровень родительской компетентности, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разработала консультацию, рекомендации «Дома Вы можете поиграть в увлекательные сенсорные игры», в рамках клуба «Мамина школа» провела занятие – практикум «Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного развития.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

В настоящее время очень актуальна и значима проектная деятельность с детьми Я представляю проект с детьми раннего возраста и их родителями. Этот проект продемонстрировал огромную значимость дидактичес...

Методическая разработка. Методика педагогической поддержки игровой деятельности детей раннего возраста.

В раннем дошкольном возрасте совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, — это сюжетно-ролевая игра и и...