значение проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Румянцева Ольга Викторовна

Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со  временем. Время до поступления ребёнка в школу - это очень важный период его жизни.Привлекательность данной формы взаимодействия объясняется тем, что она позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Значение проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников.

Автор: Орлова Т.С.

Румянцева О.В.

     Проектная деятельность активно используется педагогами нашего учреждения. Привлекательность данной формы взаимодействия объясняется тем, что она позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт разными способами.                    

   Наш проект возник спонтанно. За время летнего периода в ходе тесного общения с природой, у детей появился неподдельный интерес к окружающему миру. В детском саду, после летних отпусков дети стали активно делиться впечатлениями, рассказывать о прогулках в лес, походах, о различных явлениях и объектах природы. Уже на тот момент перед нами встал вопрос о необходимости поддержания такого интереса, развития на его основе новых знаний и представлений детей, воспитания осознанно правильного отношения к дарам нашей планеты. Самые яркие впечатления детей нашей группы после летнего отпуска выразились в рассказах о грибах и походах в лес. Этот интерес мы и взяли за основу нашего проекта.

    По отдельным рассказам детей, а также характеру содержания вопросов, задаваемых детьми, мы также определили ещё одно важное направление будущего проекта: формирование основ безопасного поведения в природе, в частности в отношении использования грибов, как пищевого ресурса.

Итак, целью нашего проекта стало: формирование основ безопасного поведения в природе и разумного взаимодействия с природным сообществом – «грибы»; создание условий для воспитания бережного, эмоционально-положительного отношения к природе на основе развития знаний и представлений детей о природных объектах и явлениях.

- по тематике наш проект можно отнести к  информационно-практикоориентированному типу.

- по срокам реализации - краткосрочному (с 14 по 28 сентября)

- по составу участников – к групповому фронтальному

    Участниками проекта стали: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатели

     На начальном этапе работы над проектом: были выявлены следующие проблемы.

   Не все дети знают названия грибов, могут различать их по внешнему виду, отличать съедобные грибы от несъедобных.

   Также дети недостаточно чётко дифференцируют признаки времени года (осени).  

  У детей недостаточно обогащённый словарный запас; мало кто из детей может быстро заучивать стихи, составлять предложения и небольшие рассказы.

   На данном этапе мы спрогнозировали следующие результаты нашего проекта:

  Мы предполагали, что в результате реализации проекта дети получат знания о грибах, особенностях их внешнего вида, среды обитания; станут отличать съедобные грибы от несъедобных, разумно употреблять их в пищу, бережно к ним относиться; научатся рассказывать стихи по мнемотаблицам; составлять рассказы об осени; будут передавать свои впечатления в разных видах деятельности и в игре; научатся отгадывать загадки. По нашим предположениям, в результате проекта дети должны усвоить правила поведения в лесу, научиться проявлять уважение и заботу по отношению к окружающей их природе.

   Содержание проекта мы реализовали через следующие образовательные области: Физическая культура, Художественное творчество, Познание, Чтение художественной литературы, Музыка, Безопасность, Коммуникация, Социализация.

В ходе реализации проекта. На подготовительном этапе мы:

  1. Разработали цели и задачи проекта, исходя из интересов детей
  2. Разработали план достижения цели проекта
  3. Разработали и провели мониторинг знаний детей по теме проекта
  4. Подобрали методическую и справочную литературу
  5. Подобрали иллюстрации и разработали дидактические игры
  6.  Привлекли родителей к подбору литературного материала

   В ходе содержательного этапа мы ежедневно организовывали совместную и самостоятельную деятельности детей (работа в центрах, оснащённых по теме проекта).  Выполняли творческие работы в различных (традиционных и нетрадиционных техниках, составляли мнемотаблицы, отгадывали загадки, разучивали стихотворения, составляли рассказы по мнемотаблицам, решали проблемные ситуации. А также оснастили развивающую среду необходимым материалами и пособиями.

   В ходе итогового этапа реализации проекта мы осуществили:

  1. Показ совместной деятельности с детьми для воспитателей групп ДО: «Путешествие в осенний лес»;
  2. Выставка детских работ;
  3. Создание картотеки загадок и стихотворений о грибах;
  4. Создание альбомов детских работ;
  5. Итоговый мониторинг по проекту;
  6. Обобщение результатов  проекта, определение стратегии дальнейшей работы по данной теме.

Вывод: проектная деятельность показала себя как эффективный метод взаимодействия с детьми. Проект дал нам возможность интегрировать содержание почти всех образовательных областей,  позволяя более эффективно достигнуть поставленные задачи.

   В то же время, нужно отметить, что предполагаемый результат проекта в отношении развивающих и воспитательных задач достигнут нами  не полностью. Причина, главным образом заключается в кратковременности проекта. Данные задачи будут решаться в течение последующих запланированных проектов.

Пройдя через опыт проектной деятельности, мы может смело утверждать, что подобный метод работы позволяет создать в группе атмосферу содружества, сотворчества, которая, в свою очередь, создаёт благодатную почву для формирования знаний и умений детей.

 

   

   

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение НРК в воспитание и обучение дошкольников

Отчет по работе с дошкольниками по НРК....

Значение проектной деятельности в воспитании дошкольника с ОВЗ

В статье рассматривается значение метода проектов в деле воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Значение проектной деятельности в воспитании дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со временем. Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период е...

значение проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников

Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со временем.Время до поступления ребёнка в школу - это очень важный период в ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому направ...

«Проектная технология в воспитании и обучении дошкольников».

  Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (зам...