«Проектная технология в воспитании и обучении дошкольников».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Овчинникова Александра Валерьевна

    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

 

  Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_v_vospitanii.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

компенсирующего вида  Кировского района Санкт-Петербурга

ОВЧИННИКОВА
АЛЕКСАНДРА ВАЛЕРЬЕВНА

воспитатель логопедической     группы №3     ГБДОУ детского сада № 67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

«Проектная технология в воспитании и обучении дошкольников».

Телефон : +7 911 700 600 8

e-mail: aleksandra_ovchi@mail.ru

    Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

  Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов.

 В  нашем дошкольном учреждении, ГБДОУ № 67 Кировского района г.Санкт-Петербург,  внедрена и активно используется эта форма работы – проектная деятельность.

Я считаю, что технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, дает толчок к саморазвитию. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, он привыкает находить выход из трудной ситуации.

   В течение учебного года, мы  со своими детьми старшего возраста, с О.Н.Р. были активными  участниками долгосрочного  познавательно-исследовательского проекта, который назывался «Наш дом и то, что в нем».

Любой  проект  начинается с проблемы. Проблема  выявилась после проведения диагностики, которая показала: у детей низкий уровень познавательной активности, незнание детьми свойств и качеств различных  материалов из которых сделаны предметы ближайшего окружения, а так же дети не знали истории происхождения обычных вещей.

Задачи нашего проекта были следующие:

  • Дать  детям  знания   об  истории  создания  предметов  ближайшего  окружения (бумага, ручка, карандаш, одежда, обувь, иголка, тарелка, стул и т.д.)
  • Развивать  обследовательские действия, умение  самостоятельно  определять  материалы,  характеризовать  их  свойства  и  качества (гладкий- шершавый, твердый-  мягкий, прочный – хрупкий, мнется, ломается, бьется и т.д.),  уметь  устанавливать  причинно-следственные  связи между  назначением  предмета, его качествами  и свойствами.
  • Расширять  и  уточнять  знания  детей  об  окружающем, обогащая  речь  детей  существительными, обозначающими  предметы  ближайшего  окружения; прилагательными, характеризующими  свойства  и  качества  материалов; глаголами, характеризующие  действия  с предметами. Продолжать развивать речь  как средство общения.
  • Воспитывать    бережное отношение  к вещам, игрушкам, книгам, уважение  к труду  взрослых, которые  придумали и создали  полезные  и нужные  предметы  и вещи.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществлялся  в виде разработки и  реализации  «Паутинки».

Паутинка по проекту

«_Наш дом  и то, что в нем_»

Познание

-беседы с детьми

-игры-эксперименты, из которых дети узнают о свойствах и качествах материалов: бумага, ткань, дерево, стекло, пластмасса и т.д.

-беседы с детьми из которых дети узнают истории возникновения различных предметов: бумаги, одежды, иголки, посуды, мебели, ручки.

-создание альбома «Что было до…

- создание альбома «Знакомство с материалами».

Чтение художественной литературы

-Э.Звоницкий «Как люди научились писать»

-П.Утевская «История фарфорофой чашки».

- К.Д.Ушинский»Как рубашка в поле выросла».

-Е.Пермяк «Пропавшие нитки. Иголкины братья».

Энциклопедия для дошкольников.

Коммуникация 

-Создание картотеки игр «Ребенок в мире поиска».

«Даниле-мастеру помоги»

-Дидактические игры:

«Каждому предмету свое время», «Зашифрованные картинки», «Какие предметы делают жизнь удобной», «Из чего лучше сделать», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний» и т.д.

-Составление альбома «Жизнь первобытного человека».

-Создание коллекции «Бумажная страна»

«Разнообразные ручки»

Социализация

Развитие игровой деятельности:

-С/р «Ателье», «Магазин»,

«Поликлиника», «Семья».

-игры в конструкторы из дерева и пластмассы, поощрение творчества.

-игры детей в лото, домино-закрепление полученных знаний о предметах ближайшего окружения:

«Наведи порядок», «Что из чего», «Рукотворный мир»,

«Мой дом» и т.д.

Труд

-Приобщение детей к труду, умение выполнять поручения, организация дежурства в группе.

-Формировать первичные представления об орудиях труда, материалах, из чего они изготовлены.

-Расширять знания детей о профессиях, о труде взрослых.

Безопасность

-Дать детям знания о правилах пользования инструментами  и предметами ближайшего окружения: ножницы, карандаш, кисточка, вилка, иголка и т.д.

-Рассматривание таблиц по правилам поведения на кухне, в комнате из серии «Безопасность ребенка»

-Д\и «Можно-нельзя»

«Опасно-безопасно».

Здоровье

-Дать детям знания о полезных для здоровья материалах из которых в современной жизни делают одежду, посуду, игрушки и т.д.

-Провести опыты-эксперименты:

-какой мячик лучше прыгает пластмассовый или резиновый;

-что дальше летает при метании: мешочек с песком или снежок из ваты;

- в какой одежде приятней заниматься физкультурой хлопковой или синтетике.

Физическая культура

-Подвижные игры:

 «1-2-3…назови»( что сделано из бумаги, дерева, пластмассы и т.д.) игра с мячом.

«Дотронься до…»

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…»

«Найди и промолчи»

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами 

Включение в общий педагогический процесс

Совместные работы с родителями:

«Чудесные превращения разноцветных лоскутков»

(работы из ткани)

-Альбом рисунков:

«Что у нас дома сделано из дерева».

-Создание коллекции

«Разнообразные ручки».

-Создание книги «Истории обыкновенных предметов»

-Приглашение родителей на мероприятие «Презентация книги».

Художественное творчество

-Аппликации из различных видах бумаги по лексическим темам;

-Аппликации из мятой бумаги;

-Аппликации из кусочков ткани;

-Создание коллажа

«Мир предметов из стекла».

Музыка

-Экспериментирование:

«Шумовые музыкальные инструменты»

«Музыкальные инструменты из бросового материала»

«Что из чего?»

Режимные моменты

Экспериментирование по желанию со всеми материалами.

Рассматривание альбомов и книг-энциклопедий

Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Педагогами была проведена большая работа по составлению  годового планирования  для реализации данного проекта через все образовательные области.

Были разработаны и подобраны игровые и  дидактические  материалы, которые систематизировались в тематических центрах активности  детей, что способствовало  постоянному желанию детей  экспериментировать, задавать вопросы, самостоятельно находить ответы, т.е быть активными участниками проекта.

Для поддержания интереса в группу был введен герой нашего проекта Данила-Мастер. Это  собирательный  образ человека, который умеет делать полезные вещи  для жизни своими руками из разных материалов. Данила-Мастер знакомил детей со свойствами и качествами таких материалов , как бумага, дерево, пластмасса, стекло, ткань. Задавал логические задачки, знакомил с новыми играми «Да-нет-ка», «Посмотри, Даниле-Мастеру помоги»,  «Чудесный мешочек», «Загадай- мы отгадаем» и т.д.

Вместе с детьми, родителями, с помощью альбомов и энциклопедий мы находили ответы на вопрос: как же появились обыкновенные вещи в нашем доме? Мы отправились в путешествия и узнали, как жил первобытный человек, чем он занимался,  как появилась бумага и книга, одежда, иголка, обувь, стул, тарелка, ложка, ручка.

Вместе с детьми мы создали коллекцию «Бумажная страна» из которой узнали, что из бумаги сделаны не только листочки для рисования и книжки, но еще и обои в квартире, рекламные буклеты, театральные афиши, тетради, закладки, карманные и настольные календари, билеты в кино, театр, в автобус и трамвай и т.д. Мы расширили не только кругозор, но и обогатили  речь детей. С огромным удовольствием и интересом дети  заглядывали в коробку, еще и еще раз называя и проговаривая данные предметы, составляли и загадывали  загадки друг другу.

Так же вместе с детьми мы создали в группе коллекцию ручек. В этой коллекции появились такие ручки, как ручка перьевая, чернильная, гелиевая, автоматическая, сувенирная, ручка-шпион, ручка-лабиринт, ручка- указка, ароматная ручка и т.д. С огромным удовольствием дети пользуются этими ручками и сейчас: рисуют, пишут буквы и цифры.

Вместе с родителями дети сделали замечательные работы из кусочков ткани, тем самым произошло сплочение, сближение, творчество, а в группе появилась выставка «Чудесные превращения разноцветных лоскутков».

Рассматривая предложенные журналы об изделиях из стекла, мы вместе с детьми решили сделать свой  альбом. Каждый ребенок выбирал для своей работы предметы, в которых есть стекло и наклеивал на своей странице. Когда листы соединили все вместе, получился коллаж  «Разнообразный мир стекла и стеклянных предметов».

Дети были самыми активными участниками нашего проекта и самыми пытливыми исследователями. Они полюбили книги-энциклопедии, они вместе с родителями находили ответы на нерешенные вопросы, они делились своими впечатлениями, они с увлечением играли в настольно-печатные игры и распутывали любые предложенные путаницы.

Продуктом нашего проекта была книга  «Истории обыкновенных предметов». 

Детям было предложено выбрать любую вещь, которая есть дома (например, расческа, зубная щетка, пылесос, утюг, стиральная машина, лампочка, стол и т.д.), и рассказать историю появления этой вещи, без которой сейчас нам не обойтись.

Родители очень творчески  откликнулись на нашу просьбу, и каждый создал иллюстрированную, познавательную страницу в нашей книге.

Далее шло очень важное мероприятие «Презентация книги»- открытое мероприятие для родителей, где дети не только рассказывали подготовленные истории, а так же отгадывали загадки, решали ребусы от Данилы-Мастера, играли в любимые подвижные игры.

Проект закончился, дети самостоятельно и вместе с педагогами, родителями получили огромный запас знаний и опыт, который им обязательно пригодиться в самостоятельной деятельности: научились  классифицировать предметы по  назначению , определять  материалы, из которых  они  сделаны; самостоятельно  характеризовать свойства и  качества  этих   материалов, дети знают, что  любая  вещь  создана  трудом  многих  людей, этот труд нужно беречь и уважать.

В  заключении, хочется  посоветовать педагогам, активно внедрять проектную технологию в воспитание и обучение дошкольников, так как организованная  по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, сделать процесс обучения интересней.

ОВЧИННИКОВА
АЛЕКСАНДРА ВАЛЕРЬЕВНА

воспитатель логопедической     группы №3     ГБДОУ детского сада № 67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

«Проектная технология в воспитании и обучении дошкольников».

1.технология проектирования-  является

  • Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых  и
  •  способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является

2.Метод  проектов  очень  эффективен  в  работе  с  дошкольниками.

3.В течении  учебного  года  мы  со  своими  детьми  были  участниками   познавательно-исследовательского, творческого  проекта

"наш  дом  и то, что в нем".

4.Проблема  выявилась  после  проведения  диагностики, которая  показала  у  детей   низкий  уровень  познавательной  активности.

5. Педагогами  были  продуманы  образовательные и воспитательные  задачи, спланирована  работа  учитывая  все  области  образования.

6.Во  время  проекта  были  использованы  разнообразные  формы  работы с  детьми. Наиболее  интересны  детям  были  опыты  и  эксперименты  с  различными  материалами, изготовление  коллажа, собрание  коллекции  ручек, создание альбома "Жизнь первобытного человека".

7.Так же  была  продумана  работа с родителями, наиболее яркой  и  интересной  оказалась  выставка  работ  из  ткани "Чудесные  превращения разноцветных  лоскутков"

и создание  книги  "Истории  обыкновенных  предметов"

Детям было предложено выбрать любую вещь, которая есть дома (например, расческа, зубная щетка, пылесос, утюг, стиральная машина, лампочка, стол и т.д.), и рассказать историю появления этой вещи, без которой сейчас нам не обойтись.

Родители очень творчески  откликнулись на нашу просьбу, и каждый создал иллюстрированную, познавательную страницу в нашей книге.

8. Для поддержания интереса в группу был введен герой нашего проекта Данила-Мастер. Это  собирательный  образ человека, который умеет делать полезные вещи  для жизни своими руками из разных материалов.

9. Вместе  с  Данилой-Мастером  мы  отправлялись  в  прошлое  предметов...

так мы  узнали  как  возникла  бумага, одежда, иголка, обувь, тарелка, ложка, стул, кресло, ручка.

10. Так же вместе с Данилой-Мастером мы  проводили много опытов и экспериментов  из  которых  узнали о свойствах и качествах  различных  материалов: бумага, дерево, ткань, стекло, пластмасса.

11. Данила-Мастер  предлагал  детям  много игр , путаниц.

12.Заключительное  мероприятие нашего проекта  «Презентация книги»- открытое мероприятие для родителей, где дети не только рассказывали подготовленные истории, а так же отгадывали загадки, решали ребусы от Данилы-Мастера, играли в любимые подвижные игры.

Проект закончился, дети самостоятельно и вместе с педагогами, родителями получили огромный запас знаний и опыт, который им обязательно пригодиться в самостоятельной деятельности: научились  классифицировать предметы по  назначению , определять  материалы, из которых  они  сделаны; самостоятельно  характеризовать свойства и  качества  этих   материалов, дети знают, что  любая  вещь  создана  трудом  многих  людей, этот труд нужно беречь и уважать.

В  заключении, хочется  посоветовать педагогам, активно внедрять проектную технологию в воспитание и обучение дошкольников, так как организованная  по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, сделать процесс обучения интересней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников

Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со временем.Время до поступления ребёнка в школу - это очень важный период в ...

значение проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников

Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со  временем. Время до поступления ребёнка в школу - это очень важный пе...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения дошкольников

Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стандартные ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому направ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (зам...

Мастер - класс «Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»

В данном материале содержится информация для педагогов о внедрении в образовательную деятельность игрового набора "Мир головоломок смарт - тренинг для дошкольников"...