Мастер - класс «Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Юдина Ольга Сергеевна

В данном материале содержится информация для педагогов о внедрении в образовательную деятельность игрового набора "Мир головоломок смарт - тренинг для дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Мастер – класс

«Игровые SMART – технологии

как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»

                                                              Подготовила: Юдина О. С.

                                                                              воспитатель высшей

                                                                          квалификационной категории

г. Бугуруслан, 2023 г.



- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы сейчас посмотрели фрагмент занятия с головоломками. У меня для вас тоже есть небольшая логическая задачка!

Задача: Один молодой человек сказал, что он предскажет счет баскетбольного мачта до того, как он начнется с вероятностью 100%. Как ему это удастся? (До начала любого матча счет 0:0)

- Молодцы, справились! Скажите, а что вам помогло в решении данной задачки? (логика).

- Конечно, логика.

А зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач.

- Назовите, пожалуйста, игры – головоломки, которые вам знакомы и вы применяете их в своей педагогической деятельности. (ответы педагогов)

- Очень хорошо! А сегодня я предлагаю познакомится с МИРОМ ГОЛОВОЛОМОК СМАРТ-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Наш детский сад в 22.03.2022 году получил статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО  «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Творческой группой ДОУ был разработан план работы сетевой площадки. Давайте же подробнее рассмотрим, что же такое «Мир головоломок СМАРТ – тренинг для дошкольников!

Мы предлагаем вам познакомиться с увлекательным миром головоломок. Педагоги вместе с родителями, используя технологию смарт-тренинга, смогут организовать системные занятия, связанные с развитием интеллекта детей.
Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».
На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле она учит дошкольника анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.
Желаем представителям педагогического сообщества найти в игровом наборе «МИР ГОЛОВОЛОМОК» много интересных педагогических воплощений, а родителям - получить прекрасные моменты радости от совместного общения с детьми.
- И ТАК, что же такое Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста? (ответы педагогов)
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Не следует забывать и про ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Способы, которыми осуществляется мышление, называют способами умственных действий или операций логического мышления.
Развитие логического мышления ребенка представляет процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление, происходящее в деятельности.
С помощью методического пособия и набора игры МИР ГОЛОВОЛОМОК мы сможем организовать и провести смарт –трениг.
Давайте сначала определим, что же такое СМАТР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ?
СЛОВО СМАРТ основное значение которого определяется как толковый, сообразительный, умный и находчивый. Расшифровка сейчас перед вами на экране.
Слово ТРЕНИНГ (в пер. с англ. обучать, воспитывать)
Под СМАРТ-ТРЕНИНГОМ мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
ТЕХНОЛОГИЯ СМАРТ-ТРЕНИНГА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ в методических рекомендациях будет представлена вам в следующем варианте. Вы видите её сейчас на экране. (Слайд)
Давайте попробуем сформулировать правила работы с методическими рекомендациями.
- Прежде всего нужно ознакомится с содержанием методического пособия.
- Выберите одно из направлений и руководствуйтесь следующими принципами (слайд)
• Чётко формулируйте цель
• Создайте мотивирующую среду
• Учитывайте уровень сложности
• Не бойтесь корректировать цель
• При оценке результата продумайте систему поощрения
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
ЗАДАЧИ:
• Познакомить детей с разными видами головоломок
• Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок
• Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм
• Создать условия для развития психических процессов
• Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость
ЦЕЛЬ:
• Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок
ПРИНЦИПЫ:
• Активной позиции ребенка (нужно научить ребенка решать проблемы самостоятельно)
• Системности и регулярности (головоломки нельзя применять от случая к случаю, должна быть определенная система, от простого к сложному)
• Индивидуального подхода к ребенку (подбор заданий учитывает индивидуальные особенности ребенка)
• Использования адекватных по возрасту форм работы (также задания подбираются по возрасту, в игровой форме)
• Наглядности (легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы задания)
• Интеграции (включать в образовательную среду)
• Успешности (первый опыт должен быть положительным)
• Вариативности, новизны (на базе одной головоломки можно давать различные варианты заданий)
• Поддержки инициативы (не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения, избегать негативные оценки)
• Сотрудничество с семьёй (повышение активности родителей)
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
• Иметь личный интерес (взрослый)
• Подход к выбору головоломок (правильно подойти к выбору головоломки, первая должна быть самая простая)
• Количество игроков? (определиться сколько будет играющих)
• Место размещение головоломок (в свободном доступе)
• Количество головоломок? (одна)
• Сменяемость (периодическую)
• Выбор первой головоломки (нужно показать пример решения)
• Желание ребенка
• Первое знакомство
• Что делать взрослому? (нельзя оставлять ребенка одного с головоломкой)
• Использование подсказки
• Избегать отрицательной оценки
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
ВСЕЛЕННАЯ ГОЛОВОЛОМОК
• Головоломки. С чего начать?
• Геометрические головоломки на плоскости
• Объёмные головоломки
• Головоломки-лабиринты
• Словесные головоломки
• Приложение
ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ:
• Геометрическим на плоскости и объёмным
• Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»
• Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»
• Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»
• Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки)
• Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»
Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.
Логическая головоломка Красноухова «Складушки»
Головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ НА ПЛОСКОСТИ. «СЛАГАЛИЦА»
Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов и коробочки.
Суть игры:
1. Составление жанровых картинок.
2. Составление фигур по заданным силуэтам.
3. Составление фигур с заданными свойствами.
ОБЪЕМНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Головоломка «Осенний кубик»
Представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.
Суть игры – составление конструкций 2D и 3D моделирования.
Головоломка предполагает решение нескольких задач, для
выполнения которых нужно использовать все имеющиеся детали.
Головоломка «Гала-куб»
В состав головоломки "Гала-куб" входят:
деревянная коробочка и 8 рабочих элементов (это кубики и параллелепипеды). Перед вами две замысловатые задачи, которые нужно разгадать.
Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора.
Головоломка «Репка»
Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.
Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.
ГОЛОВОЛОМКИ-ЛАБИРИНТЫ
Методические рекомендации в работе с лабиринтами
Существует большое количество видов игр-головоломок, способствующих развитию детей. Одна из разновидностей таких игр – это игры-лабиринты.
Лабиринт (др. - греч.) – какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве, состоящая из запутанных путей к выходу.
Игры-лабиринты могут использоваться для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Такие игры просты в использовании. Их могут проводить как в образовательной деятельности в детском саду, так и в досуговых играх дома.
Их мы разделили на 2 уровня сложности, учитывая принцип «от простого к сложному»:
1 уровень
2 уровень (повышенной сложности).
Цель: развитие наглядно-схематического пространственного, логического мышления.
Задачи: 1. Развивать мышление и умение выбирать оптимальный вариант нескольких выходов из лабиринта.
2. Развивать произвольное внимание, целостное восприятие, память, ориентировку на листе бумаги и зрительно-моторную координацию.
3. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, находчивость и способность к преодолению проблемных ситуаций.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ
• ДА-НЕТКИ («Это число? »
Это число больше 10 (нет) Это число меньше 5 (нет) Это число больше 6 (да) Это меньше 9 (да) Какое число? Ответ:8)
• Шарады (Кошечкам очень ХОЛОДНО. Поменяем букву Х на Г, что получится? ГОЛОДНО)
• Загадки с подвохом (Курица снесла 5 яиц, а петух 2 яйца. Сколько всего стало яиц? (5 яиц)

Работа с родителями

- Хочется отметить, что результативность в работе с головоломками видна и благодаря нашим родителям. На встрече с родителями мы презентовали игровые наборы «Мир головоломок». Встреча не оставила их равнодушными.  Выяснилось, что они считают головоломки прекрасным средством для умственного развития ребенка, но не у всех дома есть такие игры (головоломки).  Педагоги и родители пришли к единому мнению, что это очень важная и интересная работа, которую необходимо организовать.

Мы представили родителям варианты игр, с помощью которых им можно весело поиграть с детьми дома. Дети обожают игры, и им очень важно проводить время с родителями. Совместное решение головоломок – прекрасный способ провести с ребенком свободное время с пользой, тренируя при этом логику, смекалку и воображение.

Вся работа с родителями способствовала созданию положительной мотивации на использование полученных знаний для совместного проведения досуга с детьми дома. Много игр на развитие логического мышления дошкольников родители изготовили своими руками. Это вы можете увидеть на нашей выставке!

Практическая часть

-А сейчас я предлагаю Вам отгадать загадку:

Жил да был один купец,

Уважаемый вдовец.

Был он сказочно богат,

Но казне своей не рад.

Как то раз купец собрался

Да и за море подался

За каким-то интересом:

За прибытком аль привесом.

Долго за морем он был,

Наконец домой приплыл.

Дочерям привез подарки.

Старшеньким – тувалетов и каменьев ярких.

Младшей же, спрятав в узелок,

Чудный ...

Ответ: Аленький цветок

- Правильно! Давайте же посмотрим, какие подарки привез купец своим дочерям!

(педагог предлагает гостям пройти к столам, на которых разложены головоломки и карточки. Несколько подгрупп, каждая из которых собирает свой «подарок» из разных головоломок)

- Итак, все справились? Трудно было?

- Уважаемые коллеги,  а теперь мне хочется подвести небольшой итог: напишем синквейн – 5 нерифмованных строк

В заключении своего доклада хочется процитировать Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок):
«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

НОД к 2 занятию мастер-класса: «Игровые технологии – как средство интеграции ОО в физическом развитии дошкольников.(февраль 2019г.)

ИНТЕГРИРОВАННОЕ  ЗАНЯТИЕПо мотивам сказки «Три поросенка»старшая  группа            Цель.  Создание условий для укрепл...

Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»...

Мастер- класс «Степ- аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи спе...

«Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»

Мы предлагаем вам познакомиться с увлекательным миром головоломок. Педагоги вместе с родителями, используя технологию смарт-тренинга, смогут организовать системные занятия, связанные с развитием интел...