Картотека игр - занятий с водой и песком
картотека (младшая группа) на тему

Анна Станиславовна Журавлева

Картотека игр - занятий с водой и песком

/1 младшая группа/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_-_zanyatiy_s_vodoy_i_peskom.docx220.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово.

Картотека игр - занятий с водой и песком

/1 младшая группа/

Составила воспитатель:

Журавлева А.С.

1 квалификационная категория

2017год.

«Картинки на песке»

Задачи:

1. Приучать детей рисовать на песке, используя пальчик или палочку.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать активность, самостоятельность.

Методы и приемы:

Художественное слово, показ воспитателя, практическая деятельность детей, поощрение.

Материал:

Центр «Песок – вода», сухой песок (насыпан небольшим слоем, цветные счетные палочки, фартуки по количеству детей).

Ход занятия:

  1. В начале занятия воспитатель читает детям стихотворение В. Шикуновой

«Куличики»

Носим воду мы из лужи.

Три ведра воды нам нужно.

Вот песочек золотой,

Мы польем его водой.

Грязь по локоткам течет,

И в песке все личико.

Мы с подружкою печем

Из песка куличики.

Тяп – ляп – все в порядке,

Вот куличик очень сладкий,

Пышный и румяный,

Прямо как у мамы.

Воспитатель повторяет строчку стихотворения: «Вот песочек золотой!». Привлекает внимание детей к центру «Песок – вода». Приглашает детей потрогать песочек, поиграть с ним руками.

Уточняет и обобщает представления детей: «Какой песок по цвету? (желтый) По влажности? (сухой). Песок желтый, сухой, сыпется, шуршит».

Воспитатель говорит детям, что на песке можно рисовать (рисует на песке пальцем несложный узор, предлагает детям попробовать.

2. Дети рисуют на песке прямые и волнистые линии – дорожки, воспитатель комментирует действия детей, поощряет, дает положительную оценку: «Вот какая длинная прямая дорожка получилась у Сережи!», «У Анечки дорожка волнистая, длинная».

3. Воспитатель берет палочку, рисует на песке круг, предлагает детям тоже взять палочки и нарисовать лучики у солнышка:

Нарисуем большой круг,

Много лучиков вокруг, -

Это солнышко сияет!

4. Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

«Угощение для зайчика»

Задачи:

- развивать любознательность в процессе познавательной деятельности в игре;

- формировать представления о свойствах песка;

- формировать навыки экспериментирования с песком;

- обогащать тактильный опыт детей;

- развивать мелкую моторику рук и кинестетическую чувствительность;

- развивать коммуникативные навыки, речевую активность, внимание и память;

- воспитывать способность сопереживать и сочувствовать;

- воспитывать аккуратность;

- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

• игрушечный телефон;

•две песочницы с живым и цветным песком;

• камушки, совочки, формочки;

• подносы;

• зайчики на палочке по числу детей;

 «Волшебный камешек»

Воспитатель: «Расслабьтесь, закройте глаза, положите свои ручки на стол, ладошками вверх и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек».

Воспитатель кладёт каждому в ладонь камешек, а дети не должны открывать глаза.

Воспитатель: «Расслабьтесь и успокойтесь. Теперь открывайте глаза и рассмотрите свой камень».

Воспитатель: «Камни обладают очень большой силой, как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь добрыми, умными, внимательными, послушными и всё, у вас всегда будет получаться».

Ход занятия

Воспитатель: «Посмотрите, какая красивая песочница на столе. А что в ней, сейчас отгадаем. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать».

Загадка:

Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.

Я сыпучий, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Воспитатель: «Правильно, перед вами песок».

Воспитатель: «Ребята, а вы любите играть с песочком? (ответы детей) Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: «Ой, у меня звонит телефон, давайте узнаем, кто же нам звонит! Алло». (Разговаривает с зайкой)

Воспитатель: «Нам только что позвонил зайка. У него сегодня день рождение, он узнал, что мы умеем, печь из песка куличики, и просит помочь ему приготовить угощение для своих гостей. Хотите помочь зайке? (Ответы детей)

Воспитатель: «Но прежде, чем мы начнем печь, я предлагаю немножко поиграть с песочком, но сначала нам нужно вспомнить правила игры с песком».

Правила игры с песком

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Ярко солнышко сияет,

И ребяток приглашает,

Поиграть в «Песочный дворик».

И в волшебный наш песочек,

Речки ласковый дружочек,

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно.

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра «Здравствуй, песок!»

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком».

Ребенок:

дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Воспитатель: «А теперь покажем, как

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых».

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Молодцы! Весело играли, а теперь пойдемте готовить угощение, в подарок зайке на день рождения.

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку «Колобок»? Давайте разогреем свои ручки и покажем, как бабка стряпала колобок.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

«Бабка намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе);

наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки);

посолила (собирают пальцы в щепоть “солят” сначала правой, затем левой, далее обеими руками);

помешала тесто (круговые движения в разных направлениях);

слепила колобок (имитируют лепку колобка);

покатала (выполняют круговые движения одной ладонью под другой по часовой стрелке, против часовой стрелки);

маслом помазала (гладят одной ладонью другую);

в печку жаркую поставила (дышат на ладонь теплым воздухом);

и положила остудить на окошко (дуют на ладони)».

Воспитатель: «А сей час, возьмём формочки и будем готовить угощения для зайчика».

Игра «Я пеку, пеку»

Воспитатель делит детей на две подгруппы, одни лепят угощение из цветного, а другие из живого песка. Дети "выпекают" из песка куличики. Для этого песок ручками накладывают в формочку и утрамбовывают. Затем переворачивают, кладут на поднос и осторожно снимают формочку. "Куличек" готов!

Воспитатель: «Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся зайке и его друзьям! Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей)

Теперь мы можем отправляться в гости к зайке».

Физкультминутка:

Встали дети в круг, в круг.

Кулачками стук, стук.

Мы идем вперед, вперед.

Ножками топ, топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так,

Побежали, побежали,

И к зайке прибежали.

Дети вместе с воспитателем подходят к домику зайки. Тук-тук-тук (дети стучаться в дверь, появляется зайка)

Воспитатель: «Здравствуй зайка, мы принесли угощение для твоих зайчат».

Зайка: «Здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, вы мне очень помогли».

Зайка: «А у меня есть для вас сюрприз!

Зайка глазками моргал,

Других зайчиков искал.

Вот их сколько посмотрите,

Зайчиков скорей берите».

Дети берут зайчиков на палочках и выполняют гимнастику для глаз “Зайка”.

Гимнастика для глаз “Зайка”.

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка – вправо, зайка влево,

Ах, какой зайчонок смелый.

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

Воспитатель: «Давайте скажем спасибо зайке за сюрприз!» (Спасибо)

Зайка: «Как мне весело с вами ребята. Давайте еще поиграем!»

Воспитатель: «Спасибо тебе зайка за приглашения, но уже поздно и нам пора возвращаться домой».

Воспитатель: «А что еще нужно говорить, когда уходишь?» (Ответы детей, прощаются, уходят).

Воспитатель: «Молодцы! Все весело играли, на этом наше занятие заканчивается. Спасибо!»

Игра с песком.

"День рождение лягушки"

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

Задачи:

- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;

- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;

- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком;

- развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

- воспитывать умение играть дружно и выполнять инструкцию.

Оборудование: игрушечный телефон, резиновые игрушки, совочки, формочки; травка, цветочки.

Ход занятия

Раздаётся телефонный звонок.

Воспитатель сообщает детям, что звонит лягушка.

Воспитатель: Как лягушка разговаривает?

Дети: Ква-ква-ква!

Воспитатель: Верно. И знаете, о чем она проквакала по телефону? О том, что у неё сегодня день рождения. Она узнала, что мы умеем печь из песка пирожки и куличики и просит нас помочь ей приготовить угощение для своих гостей. Сумеем помочь лягушке?

Дети: Сумеем!

Воспитатель: Бортики песочницы — это стол, на котором мы будем печь пирожки на день рождения лягушки. Вставайте удобно. Покажите, как нужно сгребать песок, чтобы получился куличик.

Дети сгребают песок, делают маленькие горки, набирают песок в горсть, прихлопывают его ладошками, приговаривая вместе с педагогом.

Дети:

Я пеку, пеку, пеку

Всем гостям по пирожку.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Какие красивые пирожки напекли.

Ай да пирожок —

Так и просится в роток!

А прянички и пирожные вы так же ловко можете стряпать?

Лесные звери тоже любят сладости. Давайте испечем для них пирожные.

Дети берут формочки и совочки. Накладывают сырой песок в формочки, уплотняют, переворачивают формочку на стол, постукивают по ней совочком, затем снимают формочку с куличика.

Воспитатель: Смотрите, какие пирожные получились: это украшено яблочком, это листиком (отпечатки рисунков с формочек). А теперь давайте украсим наши кондитерские изделия листочками и цветочками, чтобы было еще красивее.

Дети подбирают материал и украшают пирожные. Украшения надо добавлять осторожно, чтобы куличики не сломались.

Воспитатель: Ну, лягушка, приглашай гостей! Стол для них уже накрыт. (Голосом лягушки) «Ква-ква-ква! Звери лесные, приходите ко мне на день рождения! Детки для вас угощение приготовили — пирожки да пирожные слепили!»

А вот и гости приехали — на машине. Как машина гудит?

Дети: Би-би-би!

Воспитатель: Все гости лягушке подарки принесли: зайка — морковку, обезьянка — банан, лисичка — хвойную подушечку, утенок — луговой цветочек. Давайте споем им песенку. Пусть потанцуют.

Дети вместе с воспитателем поют песню крокодила Гены о том, что день рождения «только раз в году».

Затем водят вокруг лягушки хоровод и поют «Каравай».

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8060685541d5cb8c6775f5731a42c559&n=33&h=215&w=232

«Игры с водой»

«Тонет - тяжелый», «не тонет – легкий».

Цель:

Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, журчит, течет), с качеством (чистая, грязная, теплая, холодная).

Приучать детей играть с водой с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий».

Расширить словарный запас.

Воспитывать желание выполнить небольшие трудовые поручения, вежливость, умение уступать друг другу.

Материал:

Лейка, тазик, игрушка - Хрюшка, зеркало, 2 ведерочки, мыльница с мылом, полотенце, надувной бассейн, ведерочка с рыбками, совочки, кукла, мячики, маленькие корзинки, железная ложка.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель заходит в группу с небольшой лейкой в руках.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Лейку.

Воспитатель: Правильно, это лейка. Посмотрите, что в лейке (выливает из лейки воду в тазик).

Дети: Водичка.

Воспитатель: Посмотрите, как течет водичка. Значит, какая она?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: Вот, послушайте, как водичка журчит? Как песенку поет. (Наливает воду в стакан).

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода?

Дети: Прозрачная, бесцветная. (Воспитатель просит детей повторить слова: жидкая, журчит, прозрачная.)

Воспитатель: Скажите, для чего же нужна вода? Что можно делать с водой?

Дети: Поливать цветы, умываться, купаться, пить.

Воспитатель: А вы любите умываться? Ну-ка я посмотрю, как вы помыли свои руки. Молодцы, ребята, вы уже большие, умеете чисто умываться.

Слышится стук в дверь, воспитатель приносить игрушку-Хрюшку. Он весь грязный.

Хрюшка: «Ой, куда я попал?»

Воспитатель: Здравствуй, Хрюшка. Это детский сад. Поздоровайтесь, ребятки, с Хрюшкой.

Дети здороваются.

Воспитатель :Где же так испачкался, ты весь грязный, посмотри в зеркало. Тебе надо хорошо умыться.

Хрюшка: Я не хочу, я не умею умываться.

Воспитатель: Это не беда, мы тебя с ребятами научим. Ребята, что нам нужно, чтобы умыть поросенка?

Дети: Вода, мыло, тазик, полотенце.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот я принесу 2 ведерочки, в одной холодная вода в другой горячая. Ребята, потрогайте пальчиками в этой ведерочке какая вода?

Дети: Холодная.

Воспитатель: А в этой?

Дети: Горячая.

Воспитатель :Можно умываться холодной водой? А горячей? Нет, ребята, надо умываться теплой водой. Вот мы сейчас смешаем холодную воду с горячей. Какой стала вода?

Дети: Теплой.

Воспитатель: А теперь приготовим полотенце и мыло. Василиса, принеси мыльницу с мылом. Что ты принесла?

Василиса: Мыльницу с мылом.

Воспитатель: Максим, принеси полотенце. Что ты принес?

Максим: Полотенце.

Воспитатель: А какое стихотворение мы знаем про водичку.

Вспоминают потешку:

«Вода-водичка»

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

и показывают движения.

Воспитатель: Сейчас возьмем мыло из мыльницы. Намылим лицо и лапы Хрюшки и смоем теплой водой. Посмотрите, сначала вода была чистой. А теперь какая она стала?

Воспитатель: Грязная. А теперь вытрем лицо и лапы насухо полотенцем. Вот теперь Хрюшка стал чистым. Посмотри, Хрюшка, еще раз в зеркало. Зеркало тебе нравится?

Хрюшка: Ой, спасибо, ребятки, Я себя даже не узнал. Мне так понравилось умываться. Теперь я всегда буду чистым и аккуратным.

Воспитатель: Вот теперь можно и поиграть.

Проводится физкультминутка:

«Через мостик»

По мостику, по мостику

Мы идем

Через речку, через речку

Перейдем.

(Дети проходят через гимнастическую скамейку и перешагивают через палку).

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет?

Подходят к столу, там надувной бассейн, а в воде мячик. Около бассейна сидит кукла.

Воспитатель: А вот кто здесь плачет? Таня. Что случилось? Ах, ты уронила мячик. Не плачь, Таня. Ребята знают стишок про мячик. Вот послушай.

1 ребенок рассказывает стихотворение А.Барто «Мячик»

Воспитатель: Вот видишь, Таня, мячик в воде не тонет. Сейчас мы тебе мячик достанем.(Достают).

Воспитатель: А почему мячик не утонул?

Дети: Мячик резиновый, надувной, легкий.

Воспитатель: А теперь попробуйте сами положить мячик в воду.

Раздает всем мячики и дети кладут в бассейн, а затем достают и кладут в корзину.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что там лежит?

Дети: Ложка.

Воспитатель: А почему она утонула?

Дети: Тяжелая, железная.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Вот посмотрите. Что у меня?

Дети: Ведерка с рыбками.

Воспитатель: Наверное, рыбкам здесь тесно. Давайте пустим их в бассейн. Вот совочек.

Показывает, как пускать рыбок в бассейн, дети продолжают.

Воспитатель: Вот, как хорошо здесь рыбкам. Вода здесь чистая, прозрачная. А теперь давайте поиграем в игру «Караси и щука». А Таня с Хрюшкой посмотрят на вас.

Воспитатель надевает на голову 1 ребенка маску с изображением щуки.

Воспитатель: Давайте, ребята, мы с вами превратимся в рыбки и поиграем. Вот рыбки захотели поплавать, вышли погулять.

Дети бегают на носочках по залу врассыпную. А щука хочет поймать карасей. Из-за угла выходит щука и начинает ловить рыб, рыбки уплывают в свое укрытие.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Хрюшке, потому что знаете, как умываться. Помогли Тане, развеселили ее. Вам понравилось помогать другим? А еще мы сегодня узнали о свойствах воды…

http://images.clipartpanda.com/childhood-clipart-32892-Clipart-Illustration-Of-Two-Little-Boys-Playing-With-A-Bucket-And-Toy-Truck.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с водой, с песком , с мелкими предметами

Игры с водой – замечательный способразвития мелкой моторики и возможностьпознакомить малыша со свойствами воды,разных материалов и предметов.Летом игры с водой можно проводить насвежем воздухе. В друг...

Картотека игр с водой и песком

игры для детей дошкольного возраста с водой и песком...

Картотека игр с водой и песком в летнее время

Картотека игр с водой и песком в летнее время...

Картотека игрр на прогулке летом с песком водой, камушками

в данной картотеке подобрны интересные и занимательные игры и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста с песком водой и камушками...

Картотека игр с водой и песком для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игр с водой и пескомдля детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком.

Игры с водой и песком – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Они обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, р...

картотека игр в центре воды и песка

ознакомление со свойствами песка и воды...