Приложение 2
материал на тему

Лапушкина Надежда Александровна

Приложение 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

 I Рисование.

-Средства выразительности: цвет, колорит; формообразование; композиция .

-Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

-Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).

-Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

-Декор адекватно теме (замыслу).

-Эстетические суждения и оценки.

-Художественный образ.

II Лепка.

-Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика;  в) композиция.

-Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание; сглаживание, прижимание, украшение).

-Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

-Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

-Эстетические суждения и оценки.

-Художественный образ.

III Аппликация.

-Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д)композиция.

-Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

-Содержание аппликации ( предметы, растения, птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

-Жанры ( виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

-Декор адекватно теме (замыслу).

-Эстетические суждения и оценки.

-Художественный образ.

IV Художественный труд.

-Средства выразительности: а)дизайн; б) форма; в) цвет; г)художественный вкус; д) композиция.

-Практические умения ( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

-Содержание художественного труда ( поделки, сувениры, панно).

-Жанры ( виды: декоративная, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

-Декор адекватно теме (замыслу).

-Эстетические суждения и

-Художественный образ.

V Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

 VI Креативность (воображение).

 VII Эмоциональность.

VIII Общий показатель (результат диагностики).

 ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Оптимальный - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Допустимый - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках . В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей. Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. (автор Казакова Т. Г.) Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)? Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога? Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)? Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)? Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?  Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?

 «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста ( авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: искренность, непосредственность увлеченность интерес творческое воображение характер вхождения в образ специфические способности

 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: применение известного в новых условиях самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов

 3. Характеристика качества продукции: нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

4. Общий вывод. С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:

  •  выбор ребенк ;
  •  последовательность развития замысла ;
  •  сочетание видов деятельности ;
  •  комментарии по ходу действий ;
  • игровое и речевое развитие художественного образа .

На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка. Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа (автор Ветлугина Н.А.) .

I. Отношения, интересы: искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность интерес к изобразительной деятельности способность «вхождения» в изображаемый образ

 II. Показатели способов творческих действий: · создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов

дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения • самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условия.

 III. Показатели качества результатов творчества: • нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации; • Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям : особенности цветовой гармонии, колорита; характер линии, выразительность формы, силуэта; ритм цветовых пятен, линий форм; своеобразие композиции(«смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т.д.); «Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком своего эмоционального отношения к образу. Глубина интереса (автор Блащук Л.П.): поверхностный, направленный на на внешнее удовлетворение деятельности; углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка ( один больше интересуется рисование карандашами, другой - красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д.)

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста ( автор Казакова Т.Г.)

I. Задание по восприятию искусства. 4-7 лет Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и Выбрать ту, которая понравится; сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине 2-4 года Детям предлагаются два изделия ( дымковская игрушка и хохломская посуда) и Предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет элементы)

 II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство). Тема: «Моя семья» Тема: «Чем я люблю заниматься» Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры. Анализ. В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их - выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень(3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень(2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыкам.

Сравнительный анализ представлен в таблице в виде диаграмм (2012-2016г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант

Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии:  http://docme.ru/Oa9 ...

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

Приложения к годовому плану

В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....

приложение № 3

Зрительная гимнастика  обязательна на занятиях с применением ИКТ....

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"

В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок  проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...