рабочая программа "Народная тропинка" планировани
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тюрина Ольга Леонтьевна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                ПРИОБЩЕНИЮ  ДЕТЕЙ                                                                       К        РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ           

 Рабочая программа «НАРОДНАЯ ТРОПИНКА»

       Воспитатель: Тюрина О.Л,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический годовой план занятий

1 младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

"Ходит сон близ окон"

Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.

2

"Во саду ли, в огороде"

Знакомство с огородом детского сада.

2

"Репка"

Знакомство со сказкой "Репка"

4

"Мыши водят хоровод"

Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Мыши водят хоровод"

5

"Котик, котик, поиграй"

Повторение потешки "Мыши водят хоровод" Дидактическое урп. "Похвали котика".

6

"Водичка, водичка, умой моё личико"

Разучивание потешки "Водичка, водичка"

7

"Идёт коза рогатая"

Знакомство с новым обитателем избы - козой Машкой. Разучивание потешки "Идёт коза рогатая"

8

"Волк и семеро козлят"

Знакомство со сказкой "Волк и семеро козлят"

9

"Колобок"

Знакомство со сказкой "Колобок"

10

"Уж ты, зимушка - зима"

Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды.

11

"Пришла коляда - отворяй ворота"

Знакомство детей с рождеством

12

"Фока воду кипятит и как зеркало блестит"

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем"

13

"Три медведя"

Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого "Три медведя"

14

"Маша и медведь"

Знакомство со сказкой "Маша и медведь"

15

"Нет милее дружка, чем родимая матушка"

Этическая беседа "Моя любимая мама"

16

"Приди весна с радостью"

Разучивание заклички "Весна, весна красная!"

17

"Петушок - золотой гребешок"

Знакомство с новым персонажем - петушком. Разучивание потешки "Петушок"

18

"Курочка ряба"

Знакомство со сказкой "Курочка ряба"

19

"Здравствуй, солнышко - колоколнышко"

Разучивание потешки про солнышко

20

"Сорока - белобока кашу варила"

Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком

 

Тематический годовой план занятий

2  младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

"Милости просим, гости дорогие"

Первое посещение детьми "избы". Знакомство с её хозяйкой.

2

«Ночь пришла»

Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.

3

"Иван, Иван, вырывай бурьян"

Знакомство с огородом детского сада.

4

"Вершки и корешки"

Знакомство со сказкой

5

"Чудесный сундучок"

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

6

"Как у нашего кота"

Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Как у нашего кота"

7

"Котик, котик, молодец"

Повторение потешки "Как у нашего кота" Дидактическое урп.

8

"Девочка и лиса"

Знакомство со сказкой "Снегурушка и лиса". Игра "Кто позвал?" (угадывание по голосу)

9

"Ай, лады, лады, лады"

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки "Ай, лады, лады, лады"

10

"С гуся вода, а с Ванечки худоба"

Повторение потешек и колыбельных песен.

11

"Как у нашего козла"

 Разучивание потешки

12

"Кот – серый лоб, козел, да баран"

Знакомство со сказкой

13

"Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"

Знакомство с печкой, ухватом ,чугунком, кочергой.

14

"Чудо меленка"

Знакомство со сказкой

15

"Уж ты, зимушка - зима"

Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды.

16

"Сундучок Деда Мороза"

Загадывания загадок о зиме, зимней одежде

17

"Пришла коляда - отворяй ворота"

Знакомство детей с рождеством

18

"Самовар" М. Горький

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем"

19

"Гость нагость - хозяйке радость"

Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.

20

"Медведь и лиса"

Знакомство со сказкой

21

"Как медведь хвост потерял"

Знакомство со сказкой

22

Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

23

"Половичку курочка веничком метёт"

Разучивание потешки "Наша - то хозяюшка сметлива была"

24

"Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"

Знакомство детей с масленицей

25

"При солнышке тепло, при матушке добро"

Этическая беседа "Моя любимая мама"

26

"Весна-красна, на чём пришла?"

Разучивание заклички

27

"Гуси вы гуси, красные лапки"

Знакомство с новым персонажем - гусем. Разучивание потешки

28

"Заюшкина избушка"

Знакомство со сказкой "Заюшкина избушка"

29

"Трень - брень, гусельки"

Знакомство с народным инструментом -  гуслями.

30

"Кот, лиса и петух"

Знакомство со сказкой "Кот, лиса и петух

31

"Ленивые цыплята"

Знакомство с семьёй петушка.

32

"Бабушка, внучка и курочка"

Знакомство со сказкой

33

"Здравствуй, солнышко - колоколнышко"

Разучивание потешки про солнышко

34

"Горшок"

Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком

35

"Кто в тереме живёт"

Знакомство со сказкой "Теремок"

36

Прощание с избой

Дидактическая игра "Чудесный сундучок". Прощание с Хозяйкой до осени

 

          

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(средняя группа)

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

 Русская изба

 

Дать детям представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого строится.

2

РНС «Теремок»

 

Разыгрывание представления по мотивам сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька»

3

Конструирование дома

 

Познакомить с деревянным зодчеством, разнообразием видов построек, их украшениями; учить создавать макет многоэтажного терема, украшая его куполами, крылечками и башнями.

4.

 «В осеннем лесу»

упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой», в беге врассыпную; учить детей находить свое место в колонне; уп­ражнять в спрыгивании на полусогнутые ноги (3—4 раза); учить ползанию по гимнастической скамейке, лежа на животе; упражнять в метании в цель правой рукой; познакомить детей с башкирской игрой «Липкие пеньки».

НОЯБРЬ

1.

В русской горнице

продолжать знакомство детей с жилищем русского чело­века; разъяснить понятие горница, рассказать о ее устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к рус­ским традициям.

2.

Посуда вчера и сегодня

Дать представление детям о том, какая посуда была раньше; воспитывать любовь к русским традициям

3.

«Медведь – липовая нога»

Учить детей слушать сказки, развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4.

«Ой, вы гости, господа»

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях.

ДЕКАБРЬ

1.

Зимний костюм

Формировать уважение к традициям русского народа, человеку – труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; познакомит с русской старинной одеждой (армяк, тулуп т.д.)

2.

«Морозко» РНС

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

3.

«Праздничное колесо»

Знакомство детей с зимними праздниками народного календаря – Рождество, Святки, Крещение.

4.

Крестьянская игрушка

Знакомство детей с русской народной игрушкой – самоделкой

ЯНВАРЬ

1.

Посиделки 

развивать внимание, чувство ритма, умение анали­зировать; знакомить с русскими народными загадками, потешками о домашних животных, музыкальных инструментах.

2.

Сундучок тетушки Алены

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими.

3.

Матушка - зима

С помощью произведений русских поэтов показать детям красоту и величие русской зимы; установить взаимосвязь природы и времени года

ФЕВРАЛЬ

1.

Русская кухня

Продолжать знакомить детей с пред­метами русского быта: кухонной утварью. Познакомить с русской кухней (какие продукты использовали хозяйки для приготовле­ния русских блюд, без чего нельзя было приготовить то или иное блюдо, исконно русские блюда: щи, борщ, уха, каша и т.д.

2.

 Москва – город древний

 

Вызвать у детей интерес к столице нашей Родины — Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города — это творение рук чело­веческих; формировать умение принимать участие в общей бе­седе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, выслушивать ответы товарища; воспитывать уважение к людям, создававшим город, чувство благодарности за их труд.

3.

«Каша из топора» РНС

 

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

МАРТ

1.

Знакомство с Семеновской матрешкой

 

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Семеновская). Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2.

Знакомство с историей русского костюма

Расширить знания детей об одежде древних славян и ее украшении.

3.

УНТ – пословицы и поговорки

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях, назначении пословиц и поговорок.

4.

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Семеновских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

  «Чудесные лапоточки» РНС

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

2.

Комнатные растения в русской горнице и в наше время

Закрепить понятие о том, что человек – часть природы; расширять знания о комнатных растениях; воспитывать сознательное, заботливое отношение к растениям.

3.

«Свято дерево, помоги»

 

Раскрыть значение дерева в жизни человека, дать представление о неразрывной связи человека и при­роды, продолжать учить бережному отношению к природе.

4.

Лапти лыковые

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родо – видовых понятиях.

Развивать связную речь.

Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ

Словарная работа.

Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, драть лыко, лыченица, щеголять.

МАЙ

1.

Наша родина – Россия

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

2.

«Хлеб – всему голова»

Закрепить полученные на занятиях знания о выращивании и производстве хлеба. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебо­роба. Познакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений и слов.

Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием из­делий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка и т.д.

3.

Рисование «Улицы города»

Систематизировать знания детей об улицах города, развивать творчество, фантазию

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

 

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

«В тереме расписном я живу»

Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д.

2

«Что нам стоит теремок построить»

 

Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями кон­струкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творче­ских способностей; развивать мелкую моторику пальцев.

3

УНТ – потешки

 

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

4.

С новым урожаем

Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

НОЯБРЬ

1

«В гости к хозяюшке»

(семья)

Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи.

2

Синичкины именины

 

Дать детям понятие о дне народного ка­лендаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах.

3

«Хаврошечка» РНС

 

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования  в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

4

«Ой, вы гости, господа»

Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей.

ДЕКАБРЬ

1

«Зимовье лесных зверей»

 

 

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.

2

Аппликация «В зимнем лесу»

 

Развивать у детей творческое воображение; учить ви­деть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным пес­ням); развивать мелкую историку рук.

3.

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заго­товки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заго­товок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей при­нимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь де­тей за счет использования в речи загадок об овощах.

ЯНВАРЬ

1

«Пришла Коляда»

 

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник».

2

«В чудесной стране Городец»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями.

3

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о под­готовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, драз­нилки, пословицы, поговорки, загадки).

ФЕВРАЛЬ

1

«Земля мать – сумей за нее постоять»

 

подвести к пониманию того, что человек — часть приро­ды, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу

2

Что такое героизм

 

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей  эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны.

3

Былина «Илья Муромец и соловей разбойник

Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

МАРТ

1

Знакомство с Загорской матрешкой 

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2

Знакомство с историей русского костюма (женский костюм)

Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян.

3

УНТ – колыбельные

Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных.

4

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

Готовимся к Вербному базару

Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр.

2.

Яйца Писанки

 

Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц

3.

Светлое воскресенье

Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями.

4.

Ярмарка

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов.

МАЙ

1.

Что мы знаем о нашей Родине?

Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий стар­шей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2.

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа.

3.

«Водица студеная, родниковая…»

Закреплять знания детей об использо­вании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и веде­нии домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений.

 

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

 

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

«В тереме расписном я живу»

Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д.

2

«Что нам стоит теремок построить»

 

Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями кон­струкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творче­ских способностей; развивать мелкую моторику пальцев.

3

УНТ – потешки

 

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

4.

С новым урожаем

Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

НОЯБРЬ

1

«В гости к хозяюшке»

(семья)

Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи.

2

Синичкины именины

 

Дать детям понятие о дне народного ка­лендаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах.

3

«Хаврошечка» РНС

 

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования  в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

4

«Ой, вы гости, господа»

Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей.

ДЕКАБРЬ

1

«Зимовье лесных зверей»

 

 

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.

2

Аппликация «В зимнем лесу»

 

Развивать у детей творческое воображение; учить ви­деть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным пес­ням); развивать мелкую историку рук.

3.

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заго­товки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заго­товок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей при­нимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь де­тей за счет использования в речи загадок об овощах.

ЯНВАРЬ

1

«Пришла Коляда»

 

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник».

2

«В чудесной стране Городец»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями.

3

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о под­готовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, драз­нилки, пословицы, поговорки, загадки).

ФЕВРАЛЬ

1

«Земля мать – сумей за нее постоять»

 

подвести к пониманию того, что человек — часть приро­ды, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу

2

Что такое героизм

 

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей  эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны.

3

Былина «Илья Муромец и соловей разбойник

Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

МАРТ

1

Знакомство с Загорской матрешкой 

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2

Знакомство с историей русского костюма (женский костюм)

Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян.

3

УНТ – колыбельные

Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных.

4

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

Готовимся к Вербному базару

Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр.

2.

Яйца Писанки

 

Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц

3.

Светлое воскресенье

Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями.

4.

Ярмарка

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов.

МАЙ

1.

Что мы знаем о нашей Родине?

Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий стар­шей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2.

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа.

3.

«Водица студеная, родниковая…»

Закреплять знания детей об использо­вании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и веде­нии домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений.

 

 

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

 

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

«В тереме расписном я живу»

Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д.

2

«Что нам стоит теремок построить»

 

Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями кон­струкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творче­ских способностей; развивать мелкую моторику пальцев.

3

УНТ – потешки

 

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

4.

С новым урожаем

Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

НОЯБРЬ

1

«В гости к хозяюшке»

(семья)

Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи.

2

Синичкины именины

 

Дать детям понятие о дне народного ка­лендаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах.

3

«Хаврошечка» РНС

 

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования  в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

4

«Ой, вы гости, господа»

Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей.

ДЕКАБРЬ

1

«Зимовье лесных зверей»

 

 

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.

2

Аппликация «В зимнем лесу»

 

Развивать у детей творческое воображение; учить ви­деть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным пес­ням); развивать мелкую историку рук.

3.

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заго­товки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заго­товок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей при­нимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь де­тей за счет использования в речи загадок об овощах.

ЯНВАРЬ

1

«Пришла Коляда»

 

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник».

2

«В чудесной стране Городец»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями.

3

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о под­готовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, драз­нилки, пословицы, поговорки, загадки).

ФЕВРАЛЬ

1

«Земля мать – сумей за нее постоять»

 

подвести к пониманию того, что человек — часть приро­ды, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу

2

Что такое героизм

 

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей  эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны.

3

Былина «Илья Муромец и соловей разбойник

Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

МАРТ

1

Знакомство с Загорской матрешкой 

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2

Знакомство с историей русского костюма (женский костюм)

Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян.

3

УНТ – колыбельные

Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных.

4

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

Готовимся к Вербному базару

Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр.

2.

Яйца Писанки

 

Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц

3.

Светлое воскресенье

Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями.

4.

Ярмарка

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов.

МАЙ

1.

Что мы знаем о нашей Родине?

Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий стар­шей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2.

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа.

3.

«Водица студеная, родниковая…»

Закреплять знания детей об использо­вании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и веде­нии домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений.

 

 

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

 

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

«В тереме расписном я живу»

Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д.

2

«Что нам стоит теремок построить»

 

Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями кон­струкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творче­ских способностей; развивать мелкую моторику пальцев.

3

УНТ – потешки

 

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

4.

С новым урожаем

Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

НОЯБРЬ

1

«В гости к хозяюшке»

(семья)

Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи.

2

Синичкины именины

 

Дать детям понятие о дне народного ка­лендаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах.

3

«Хаврошечка» РНС

 

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования  в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

4

«Ой, вы гости, господа»

Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей.

ДЕКАБРЬ

1

«Зимовье лесных зверей»

 

 

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.

2

Аппликация «В зимнем лесу»

 

Развивать у детей творческое воображение; учить ви­деть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным пес­ням); развивать мелкую историку рук.

3.

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заго­товки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заго­товок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей при­нимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь де­тей за счет использования в речи загадок об овощах.

ЯНВАРЬ

1

«Пришла Коляда»

 

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник».

2

«В чудесной стране Городец»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями.

3

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о под­готовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, драз­нилки, пословицы, поговорки, загадки).

ФЕВРАЛЬ

1

«Земля мать – сумей за нее постоять»

 

подвести к пониманию того, что человек — часть приро­ды, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу

2

Что такое героизм

 

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей  эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны.

3

Былина «Илья Муромец и соловей разбойник

Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

МАРТ

1

Знакомство с Загорской матрешкой 

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2

Знакомство с историей русского костюма (женский костюм)

Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян.

3

УНТ – колыбельные

Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных.

4

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

Готовимся к Вербному базару

Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр.

2.

Яйца Писанки

 

Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц

3.

Светлое воскресенье

Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями.

4.

Ярмарка

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов.

МАЙ

1.

Что мы знаем о нашей Родине?

Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий стар­шей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2.

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа.

3.

«Водица студеная, родниковая…»

Закреплять знания детей об использо­вании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и веде­нии домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(подготовительная  группа)

 

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

 История Русского государства

 

Вызвать интерес к истории возникновения России; дать конкретные знания о зарождении русского государства; ввести в словарь детей новые слова по изучаемой теме; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине.

2

Параскева - Пятница

Познакомить детей с народными обы­чаями дня святой Параскевы Пятницы, сопоставление их с обычая­ми праздников Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Под­вести детей к пониманию необходимости беречь природу, от которой зависят здоровье и сила людей; учить быть благодарными земле - кормилице за ее дары.

3

Знакомство с русским головным убором

Познакомить детей с разнообразием русских головных уборов. 

4.

Украшение кокошника

Упражнять детей в составлении декоративного мозаичного узора, подчеркивая форму венца, соблюдая ритм узора и цвета.

НОЯБРЬ

1

 «Где наши корни?» изготовление семейного древа

 

Закреплять представления детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Учить составлять генеалогическое древо, различать близких и дальних родственников. Воспитывать любовь и уважение к взрослым.

2

«В тереме расписном я живу в избу всех гостей приглашу»

Дать детям знания, почему раньше Русь называли деревянной; почему дома раньше называли избами, срубами; закрепить названия строительных инструментов: топор, пила, рубанок; познакомить детей с особенностями строительства на Руси, с пословицами об избе; закрепить названия овощей; продолжать знакомить с русским фольклором: частушками, песнями; познакомить детей с новой народной игрой «Заря-заряница»; воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

3

«Ноябрь – ворота зимы»

Дать характеристику ноября, беседа о характерных для ноября явлениях природы, народных обычаях и праздниках.

4

«Ой, вы гости, господа»

Расширять кругозор детей о русских традициях, обрядах, обычаях; разучивать фольклорные произведения; воспитывать на лучших образцах народного литературно – музыкального творчества.

ДЕКАБРЬ

1

На печи лежим, сказки слушаем

 

Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

2

Начинаем готовиться к зимним святкам

 

Закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих кануну Рождества; уточнить и закрепить понятие детей о том, что сочельник – день перед Рождеством Христовым, самым тихим и строгим днем Рождественского поста.

3

Знакомство детей с жизнью горожан на Руси

 

Закрепить представления детей о видах живописи: порт­рет, натюрморт, пейзаж, жанровая живопись; познакомить с портретной живописью художника Б. Кустодиева; на основе его портретов уточнять и расширять знания детей о жизни городов на Руси; воспитывать интерес к живописи, интерес к истории Родины; формировать умение вести беседу, четко излагать свою мысль, слушать товарища.

4

Новый год на Руси. Русский Никола  и Санта – Клаус 

Познакомить с легендой о святом Ни­колае (прообразе Деда Мороза); на материале рождественской легенды вовлекать в сотвор­чество, стимулировать фантазию, подталки­вать к решению доступных нравственных вопросов.

ЯНВАРЬ

1

«Рождественский Сочельник»

 

Подготовить к празднованию Рожде­ства, познакомить с евангельским сюжетом посредством игры.

2

Ай да пряник – просто загляденье

 

Вызвать интерес детей к пряничному искусству; развивать фантазию, воображение; познакомить с разными видами пряников (архангельские козули, печатные пряники, фигурные пряники) их нарядным украшением.

3

УНТ – былины

 

Познакомить детей с одним из видов русского фольклора – былиной.

ФЕВРАЛЬ

1.

 Былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2.

Зимушка – зима

 

С помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей о зимних явлениях природы: установить взаимосвязь между жизнью растений, насекомых, животных, птиц, человеке и временем года; подчеркнуть, что у природы наши предки учи­лись мудрости, трудолюбию и доброте; воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к своей Родине, уважение к своим предкам и благодарность им.

3.

Без труда – не выудишь рыбку из пруда

 

Продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством; дать представление о традиционной русской пище; подвести к пониманию того, что еда – это результат нелегкого труда многих людей.

МАРТ

1.

Знакомство с матрешкой Полхов – майдан

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Полхов – майдан). Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2.

Знакомство с историей русского костюма (женский и мужской костюм)

Познакомить с женским и мужским народными костюмами, особенностями их изготовления и использования.

3.

УНТ – перевертыши

Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества. Воспитывать интерес к творчеству своего народа.

4.

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  матрешек Полхов Майдан, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1

Пришла весна – проснулась земля

 

Используя иллюстрации, произведения поэзии, живописи, показать детям силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного, растительного мира, жизнь челове­ка; подчеркнуть взаимосвязь между ними; воспитывать интерес к явлениям родной природы, любовь к произведениям живопи­си, поэзии.

2

Яйца Писанки

Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц: уточнить знания о способах и вариантах росписи (окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов).

3

«Жар – птица»

 

Развивать фантазию и творчество детей, научить создавать сказочный образ.

4

Во что одевались и как встречали праздники на Руси

Пробуждать интерес детей к русскому национальному ко­стюму; подчеркнуть основное назначение одежды — беречь че­ловека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубо­кой старины; обратить внимание детей на то, что русский наци­ональный костюм — это труд, творчество, мастерство русских женщин; познакомить с праздником Пасхи; воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.

МАЙ

1

 «Человек жив, пока его помнят»

 

На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству; развивать чувство благодарности к защитникам Отечества.

2

«Не бывать на Руси весны без Егория»

Познакомить детей с народными обы­чаями дня Егория вешнего,  народными обычаями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit_progr_rnk.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                ПРИОБЩЕНИЮ  ДЕТЕЙ                                                                       К        РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ            

 Рабочая программа «НАРОДНАЯ ТРОПИНКА»

       Воспитатель: Тюрина О.Л,

Тематический годовой план занятий

1 младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

"Ходит сон близ окон"

Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.

2

"Во саду ли, в огороде"

Знакомство с огородом детского сада.

2

"Репка"

Знакомство со сказкой "Репка"

4

"Мыши водят хоровод"

Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Мыши водят хоровод"

5

"Котик, котик, поиграй"

Повторение потешки "Мыши водят хоровод" Дидактическое урп. "Похвали котика".

6

"Водичка, водичка, умой моё личико"

Разучивание потешки "Водичка, водичка"

7

"Идёт коза рогатая"

Знакомство с новым обитателем избы - козой Машкой. Разучивание потешки "Идёт коза рогатая"

8

"Волк и семеро козлят"

Знакомство со сказкой "Волк и семеро козлят"

9

"Колобок"

Знакомство со сказкой "Колобок"

10

"Уж ты, зимушка - зима"

Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды.

11

"Пришла коляда - отворяй ворота"

Знакомство детей с рождеством

12

"Фока воду кипятит и как зеркало блестит"

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем"

13

"Три медведя"

Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого "Три медведя"

14

"Маша и медведь"

Знакомство со сказкой "Маша и медведь"

15

"Нет милее дружка, чем родимая матушка"

Этическая беседа "Моя любимая мама"

16

"Приди весна с радостью"

Разучивание заклички "Весна, весна красная!"

17

"Петушок - золотой гребешок"

Знакомство с новым персонажем - петушком. Разучивание потешки "Петушок"

18

"Курочка ряба"

Знакомство со сказкой "Курочка ряба"

19

"Здравствуй, солнышко - колоколнышко"

Разучивание потешки про солнышко

20

"Сорока - белобока кашу варила"

Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком

Тематический годовой план занятий

2  младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

"Милости просим, гости дорогие"

Первое посещение детьми "избы". Знакомство с её хозяйкой.

2

«Ночь пришла»

Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.

3

"Иван, Иван, вырывай бурьян"

Знакомство с огородом детского сада.

4

"Вершки и корешки"

Знакомство со сказкой

5

"Чудесный сундучок"

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

6

"Как у нашего кота"

Знакомство детей с обитателями избы - котом Васькой. Заучивание потешки "Как у нашего кота"

7

"Котик, котик, молодец"

Повторение потешки "Как у нашего кота" Дидактическое урп.

8

"Девочка и лиса"

Знакомство со сказкой "Снегурушка и лиса". Игра "Кто позвал?" (угадывание по голосу)

9

"Ай, лады, лады, лады"

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки "Ай, лады, лады, лады"

10

"С гуся вода, а с Ванечки худоба"

Повторение потешек и колыбельных песен.

11

"Как у нашего козла"

 Разучивание потешки

12

"Кот – серый лоб, козел, да баран"

Знакомство со сказкой

13

"Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"

Знакомство с печкой, ухватом ,чугунком, кочергой.

14

"Чудо меленка"

Знакомство со сказкой

15

"Уж ты, зимушка - зима"

Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" Раскрашивание одежды.

16

"Сундучок Деда Мороза"

Загадывания загадок о зиме, зимней одежде

17

"Пришла коляда - отворяй ворота"

Знакомство детей с рождеством

18

"Самовар" М. Горький

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра "Напоим куклу чаем"

19

"Гость нагость - хозяйке радость"

Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.

20

"Медведь и лиса"

Знакомство со сказкой

21

"Как медведь хвост потерял"

Знакомство со сказкой

22

Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

23

"Половичку курочка веничком метёт"

Разучивание потешки "Наша - то хозяюшка сметлива была"

24

"Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая"

Знакомство детей с масленицей

25

"При солнышке тепло, при матушке добро"

Этическая беседа "Моя любимая мама"

26

есна-красна, на чём пришла?"

Разучивание заклички

27

"Гуси вы гуси, красные лапки"

Знакомство с новым персонажем - гусем. Разучивание потешки

28

"Заюшкина избушка"

Знакомство со сказкой "Заюшкина избушка"

29

"Трень - брень, гусельки"

Знакомство с народным инструментом -  гуслями.

30

"Кот, лиса и петух"

Знакомство со сказкой "Кот, лиса и петух

31

"Ленивые цыплята"

Знакомство с семьёй петушка.

32

"Бабушка, внучка и курочка"

Знакомство со сказкой

33

"Здравствуй, солнышко - колоколнышко"

Разучивание потешки про солнышко

34

"Горшок"

Знакомство с предметом обихода - глиняным горшком

35

"Кто в тереме живёт"

Знакомство со сказкой "Теремок"

36

Прощание с избой

Дидактическая игра "Чудесный сундучок". Прощание с Хозяйкой до осени

          

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(средняя группа)

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

 Русская изба

Дать детям представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого строится.

2

РНС «Теремок»

Разыгрывание представления по мотивам сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька»

3

Конструирование дома

Познакомить с деревянным зодчеством, разнообразием видов построек, их украшениями; учить создавать макет многоэтажного терема, украшая его куполами, крылечками и башнями.

4.

 «В осеннем лесу»

упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой», в беге врассыпную; учить детей находить свое место в колонне; упражнять в спрыгивании на полусогнутые ноги (3—4 раза); учить ползанию по гимнастической скамейке, лежа на животе; упражнять в метании в цель правой рукой; познакомить детей с башкирской игрой «Липкие пеньки».

НОЯБРЬ

1.

В русской горнице

продолжать знакомство детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие горница, рассказать о ее устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям.

2.

Посуда вчера и сегодня

Дать представление детям о том, какая посуда была раньше; воспитывать любовь к русским традициям

3.

«Медведь – липовая нога»

Учить детей слушать сказки, развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4.

«Ой, вы гости, господа»

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях.

ДЕКАБРЬ

1.

Зимний костюм

Формировать уважение к традициям русского народа, человеку – труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; познакомит с русской старинной одеждой (армяк, тулуп т.д.)

2.

«Морозко» РНС

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

3.

«Праздничное колесо»

Знакомство детей с зимними праздниками народного календаря – Рождество, Святки, Крещение.

4.

Крестьянская игрушка

Знакомство детей с русской народной игрушкой – самоделкой

ЯНВАРЬ

1.

Посиделки  

развивать внимание, чувство ритма, умение анализировать; знакомить с русскими народными загадками, потешками о домашних животных, музыкальных инструментах.

2.

Сундучок тетушки Алены

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими.

3.

Матушка - зима

С помощью произведений русских поэтов показать детям красоту и величие русской зимы; установить взаимосвязь природы и времени года

ФЕВРАЛЬ

1.

Русская кухня

Продолжать знакомить детей с предметами русского быта: кухонной утварью. Познакомить с русской кухней (какие продукты использовали хозяйки для приготовления русских блюд, без чего нельзя было приготовить то или иное блюдо, исконно русские блюда: щи, борщ, уха, каша и т.д.

2.

 Москва – город древний

Вызвать у детей интерес к столице нашей Родины — Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города — это творение рук человеческих; формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, выслушивать ответы товарища; воспитывать уважение к людям, создававшим город, чувство благодарности за их труд.

3.

«Каша из топора» РНС

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

МАРТ

1.

Знакомство с Семеновской матрешкой

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Семеновская). Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2.

Знакомство с историей русского костюма

Расширить знания детей об одежде древних славян и ее украшении.

3.

УНТ – пословицы и поговорки

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях, назначении пословиц и поговорок.

4.

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Семеновских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

  «Чудесные лапоточки» РНС

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

2.

Комнатные растения в русской горнице и в наше время

Закрепить понятие о том, что человек – часть природы; расширять знания о комнатных растениях; воспитывать сознательное, заботливое отношение к растениям.

3.

«Свято дерево, помоги»

Раскрыть значение дерева в жизни человека, дать представление о неразрывной связи человека и природы, продолжать учить бережному отношению к природе.

4.

Лапти лыковые

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родо – видовых понятиях.

Развивать связную речь.

Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ

Словарная работа.

Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, драть лыко, лыченица, щеголять.

МАЙ

1.

Наша родина – Россия

Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

2.

«Хлеб – всему голова»

Закрепить полученные на занятиях знания о выращивании и производстве хлеба. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба. Познакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений и слов.

Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка и т.д.

3.

Рисование «Улицы города»

Систематизировать знания детей об улицах города, развивать творчество, фантазию

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

Тема

Содержание работы

ОКТЯБРЬ

1

«В тереме расписном я живу»

Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник и т.д.

2

«Что нам стоит теремок построить»

Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка; закрепить в речи детей такие понятия, как изба, сруб; повторить пословицу о труде; развивать речь детей, учить составлять небольшие рассказы; учить работать по несложной выкройке, создавать предмет из отдельных частей — бревнышек; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику пальцев.

3

УНТ – потешки

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

4.

С новым урожаем

Познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян, со старинными способами уборки хлеба. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб – итог работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

НОЯБРЬ

1

«В гости к хозяюшке»

(семья)

Уточнить и расширить представления о семье, родственниках, родственных отношениях членов семьи.

2

Синичкины именины

Дать детям понятие о дне народного календаря - Зиновии синичнике, синичкином дне, закрепить знания о зимующих птицах, о том, как человек издавна заботился о птицах.

3

«Хаврошечка» РНС

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования  в произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

4

«Ой, вы гости, господа»

Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать речь детей.

ДЕКАБРЬ

1

«Зимовье лесных зверей»

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты ко всему живому.

2

Аппликация «В зимнем лесу»

Развивать у детей творческое воображение; учить видеть красоту зимнего леса, воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству (потешкам, хороводным песням); развивать мелкую историку рук.

3.

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов, хранением и размещением заготовок в избе. Закрепить знания об овощах и фруктах, способах заготовок: можно сушить, солить, варить и т.д. Учить детей принимать участие в заготовке капусты. Активизировать словарь детей за счет использования в речи загадок об овощах.

ЯНВАРЬ

1

«Пришла Коляда»

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник».

2

«В чудесной стране Городец»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Городецких мастеров, их особенностями.

3

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе, во светлой горенке. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, вязали, плели кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев — корзины, вырезали из дерева посуду или детские игрушки. Обогатить словарный запас детей за счет фольклора, используемого па посиделках (небылицы, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки).

ФЕВРАЛЬ

1

«Земля мать – сумей за нее постоять»

подвести к пониманию того, что человек часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу

2

Что такое героизм

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей  эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им. Уточнять и расширять представления о защитниках страны.

3

Былина «Илья Муромец и соловей разбойник

Помочь детям содержание былины. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

МАРТ

1

Знакомство с Загорской матрешкой  

Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (Загорская). Рассказ о истории возникновения игрушки. Исполнение песен, плясок. Проведение игр.

2

Знакомство с историей русского костюма (женский костюм)

Продолжать расширять представления детей об одежде древних славян и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок. Развивать навыки составления узора и его прорисовки. Формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян.

3

УНТ – колыбельные

Знакомство детей с новым видом УНТ – колыбельными песнями. Использование детьми уже знакомых колыбельных.

4

Рисование матрешки

Обратить внимание на стилевые особенности и украшение  Загорских матрешек, познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих матрешку.

АПРЕЛЬ

1.

Готовимся к Вербному базару

Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение народных игр.

2.

Яйца Писанки

Познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц

3.

Светлое воскресенье

Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями.

4.

Ярмарка

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой ее изготовления. Лепка детьми игрушек. Использование на занятии русских костюмов.

МАЙ

1.

Что мы знаем о нашей Родине?

Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают материал занятий старшей группы; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2.

«Про отцов и дедов помнить от века завещано…»

Воспитывать чувство уважения и гордости за героизм нашего народа.

3.

«Водица студеная, родниковая…»

Закреплять знания детей об использовании человеком воды, дать знания о значении воды в быту и хозяйстве русского человека. Продолжать знакомить детей с бытом и жизнью крестьянина, дать знания о дворовых постройках и ведении домашнего хозяйства, закрепить знания о домашних животных и птицах. Обогащать речь детей за счет новых слов и фольклорных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...