Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста
консультация на тему

Прокопчук Галина Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 23

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Консультация

«Работа с этнокалендарём

с детьми разного возраста».

 

 

 

 

Составила

воспитатель

1 квалификационной категории

Прокопчук Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2017 год

 

 

 

Современный ребёнок живёт в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады. От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом зависит его развитие как человека и гражданина.

Современная семья претерпела ряд изменений: всё чаще она перестаёт быть монокультурной и мононациональной, а это значит, что у ребёнка, родившегося в такой семье, появляется больше возможностей в выборе веры и жизненной позиции по многим вопросам.

В современной системе образования также наблюдаются важные системные процессы: большое количество мигрантов несут в группы детских садов свою культуру, свои традиции и свои модели отношений. Иногда эти традиции и эти модели вступают в противоречие с привычным порядком вещей, но в целом многообразие культур, с которыми сталкивается ребёнок дошкольного возраста, позволяет ему представить мир более объёмно и более ярко. Дети играют и общаются, а значит, уже в самом раннем возрасте они знакомятся с другой культурой, что обязательно скажется на их социальном становлении.

На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребёнок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. Если дети буду обладать подобными умениями, существенно снизится уровень их конфликтности друг с другом, ослабится степень негативных эмоциональных реакций.

Опираясь на Закон РФ «Об образовании» и на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, можно выделить: Формирование толерантных установок личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Воспитание патриотических чувств, формирование принадлежности к мировому сообществу.

Основные принципы работы с Этнокалендарём в условиях ДОУ

- Ориентация на актуальный запрос общества

- Соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников

- Ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, здоровый образ жизни, уважение прав личности

- Формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребёнком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений

- Расширение представлений дошкольников в разных областях знаний

- Интеграция основных направлений развития детей дошкольного: физического, познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического

- Интерактивность в организации непосредственной образовательной деятельности

- Непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс

Формы работы с детьми

- Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

- Беседы

- Участие в районных и городских акциях

- Экскурсии

- Целевые прогулки

- Чтение художественной литературы

- Вечера досуга

- Викторины

- Театрализация

- Праздники

- Игры – тренинги

- Презентации

- Игры – драматизации

- Речевые игры

- Психологические тренинги

 

Объединение современных развивающих

 технологий при работе с Этнокалендарём

- Развивающие игры – В.Воскобовича, Никитиных, Кюизенера, Дьенеша…

- Дыхательная и пальчиковая гимнастика, «Речь и движение», «Сказкотерапия»

- Макетирование, моделирование

- Презентации

- Маршрут выходного дня (ближнего и дальнего окружения)

- Проектная деятельность

- Экспериментирование

Использование Этнокалендаря у детей

- Развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует представления о целостной картине Мира

- Способствует успешной социализации, позитивному отношению к поступкам окружающих

- Воспитывает нравственные стороны личности

- Развивает личностные качества, необходимые для успешного обучения в школе

- Формирует навыки учебной деятельности и креативность

- Развивает психические процессы

Методы работы

- наблюдение за всеми видами детской деятельности, содержанием которой является представление об окружающем мире (в контексте ФГОС);

- погружение детей в игровую ситуацию, отражающую представления дошкольников об окружающем мире;

- беседы с детьми с использованием игрового дидактического материала (наглядного и раздаточного);

- чтение и обсуждение с детьми литературных произведений в соответствии с тематикой Этнокалендаря;

- моделирование проблемной игровой ситуации с детьми и взрослыми по содержанию Этнокалендаря;

- анализ детских творческих работ»

- игровые упражнения для детей, задания, тесты, использование образовательных технологий (мнемотехника, изографы, упражнения М. Монтессори, Н.А. Зайцева, В.В. Воскобовича, Никитиных, Логические блоки Дьенеша …);

Применяем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), решающую вопросы с этнокультурного воспитания более углублённо. Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «Базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Работу с детьми ясельного и младшего возраста (2 – 4 лет) начинаем со знакомства с фольклором. Ценность его заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И действительно, лесковый говорок прибауток, потешек вызывает радость. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали – поехали») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки и потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой. Дети запоминают их и начинают вводить потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать; для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Дети слушают рассказы воспитателя, рассматривают иллюстрации. Детям постарше предлагается использовать сюжетно – ролевые игры, подвижные игры разных народов. Возможны игры – занятия с использованием материалов сказок, с обучением межличностному взаимодействию на примере сказочных ситуаций. Пение и танцы, совместные с родителями игры в праздники, отмечаемые в детском саду. Конкурсы чтецов; игры – соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_etnokalendaryom.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 23

Красносельского района Санкт-Петербурга

Консультация

«Работа с этнокалендарём

с детьми разного возраста».

Составила

воспитатель

1 квалификационной категории

Прокопчук Г.Н.

Санкт – Петербург

2017 год

Современный ребёнок живёт в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады. От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом зависит его развитие как человека и гражданина.

Современная семья претерпела ряд изменений: всё чаще она перестаёт быть монокультурной и мононациональной, а это значит, что у ребёнка, родившегося в такой семье, появляется больше возможностей в выборе веры и жизненной позиции по многим вопросам.

В современной системе образования также наблюдаются важные системные процессы: большое количество мигрантов несут в группы детских садов свою культуру, свои традиции и свои модели отношений. Иногда эти традиции и эти модели вступают в противоречие с привычным порядком вещей, но в целом многообразие культур, с которыми сталкивается ребёнок дошкольного возраста, позволяет ему представить мир более объёмно и более ярко. Дети играют и общаются, а значит, уже в самом раннем возрасте они знакомятся с другой культурой, что обязательно скажется на их социальном становлении.

На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребёнок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. Если дети буду обладать подобными умениями, существенно снизится уровень их конфликтности друг с другом, ослабится степень негативных эмоциональных реакций.

Опираясь на Закон РФ «Об образовании» и на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, можно выделить: Формирование толерантных установок личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Воспитание патриотических чувств, формирование принадлежности к мировому сообществу.

Основные принципы работы с Этнокалендарём в условиях ДОУ

- Ориентация на актуальный запрос общества

- Соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников

- Ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, здоровый образ жизни, уважение прав личности

- Формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребёнком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений

- Расширение представлений дошкольников в разных областях знаний

- Интеграция основных направлений развития детей дошкольного: физического, познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического

- Интерактивность в организации непосредственной образовательной деятельности

- Непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс

Формы работы с детьми

- Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

- Беседы

- Участие в районных и городских акциях

- Экскурсии

- Целевые прогулки

- Чтение художественной литературы

- Вечера досуга

- Викторины

- Театрализация

- Праздники

- Игры – тренинги

- Презентации

- Игры – драматизации

- Речевые игры

- Психологические тренинги

Объединение современных развивающих

 технологий при работе с Этнокалендарём

- Развивающие игры – В.Воскобовича, Никитиных, Кюизенера, Дьенеша…

- Дыхательная и пальчиковая гимнастика, «Речь и движение», «Сказкотерапия»

- Макетирование, моделирование

- Презентации

- Маршрут выходного дня (ближнего и дальнего окружения)

- Проектная деятельность

- Экспериментирование

Использование Этнокалендаря у детей

- Развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует представления о целостной картине Мира

- Способствует успешной социализации, позитивному отношению к поступкам окружающих

- Воспитывает нравственные стороны личности

- Развивает личностные качества, необходимые для успешного обучения в школе

- Формирует навыки учебной деятельности и креативность

- Развивает психические процессы

Методы работы

- наблюдение за всеми видами детской деятельности, содержанием которой является представление об окружающем мире (в контексте ФГОС);

- погружение детей в игровую ситуацию, отражающую представления дошкольников об окружающем мире;

- беседы с детьми с использованием игрового дидактического материала (наглядного и раздаточного);

- чтение и обсуждение с детьми литературных произведений в соответствии с тематикой Этнокалендаря;

- моделирование проблемной игровой ситуации с детьми и взрослыми по содержанию Этнокалендаря;

- анализ детских творческих работ»

- игровые упражнения для детей, задания, тесты, использование образовательных технологий (мнемотехника, изографы, упражнения М. Монтессори, Н.А. Зайцева, В.В. Воскобовича, Никитиных, Логические блоки Дьенеша …);

Применяем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), решающую вопросы с этнокультурного воспитания более углублённо. Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «Базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Работу с детьми ясельного и младшего возраста (2 – 4 лет) начинаем со знакомства с фольклором. Ценность его заключается в том, что с его помощью воспитатель легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И действительно, лесковый говорок прибауток, потешек вызывает радость. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали – поехали») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки и потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой. Дети запоминают их и начинают вводить потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать; для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Дети слушают рассказы воспитателя, рассматривают иллюстрации. Детям постарше предлагается использовать сюжетно – ролевые игры, подвижные игры разных народов. Возможны игры – занятия с использованием материалов сказок, с обучением межличностному взаимодействию на примере сказочных ситуаций. Пение и танцы, совместные с родителями игры в праздники, отмечаемые в детском саду. Конкурсы чтецов; игры – соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему: "Приоритеты работы логопеда с детьми разного возраста".

С помощью данной презентации логопеды на родительском собрании рассказали о важных направлениях работы с детьми разного возраста....

Выступление к педсовету«Виды проектов и их использование в работе с детьми разных возрастов.»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость....

Консультация: «Специфика работы по освоению различных изобразительных техник с детьми разного возраста»

Консультация: «Специфика работы по освоению различных изобразительных техник с детьми разного возраста»...

Проект: «Ловкие пальчики» в группе ДОУ с детьми разного возраста с ОВЗ.

Образовательный, игровой проект. Игры  для развития мелкой моторики рук  дошкольников....

рекомендации для родителей по работе с детьми разных возрастов по аппликации во время самоизоляции

Сегодня мы все попали в тяжёлую для нас ситуацию. Мы находимся в самоизоляции. И воспитатели, и педагоги, и родители вынуждены находить новые способы общения и взаимодействия, чтобы не допустить пропу...