Эти необыкновенные куклы. Проект- исследование
проект (подготовительная группа) на тему

Молинова Надежда Михайловна

Оглавление.

 

Введение. …………………………………………………………..1

I. Игрушки в жизни детей ………………. ……… …………….2

II. История создания кукол….…………………..……………..4

III. Виды кукол………………. …………………….………….5

IV. Кукла своими руками.……………………..…..…………...8

Заключение ………………………………………………………..9

Литература ………………………………………………………..10

Приложение ……………………………………………………….11

 

 

Введение.

Мне очень нравится куклы. Мы с моей сестрой Яной придумываем много разных историй и играем с ними. Недавно я подумала: вот нам повезло, ведь так много разных кукол есть сейчас. Мама говорила, что некоторые куклы она в своём детстве не видела. Так бывает? И теперь мне стало интересно, а в какие игрушки играли дети, которые жили много лет назад. Давайте узнавать вместе.

Актуальность. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории

Цель работы: Узнать прошлое кукол и научиться самой их делать

Задачи исследования:

1.Изучить историю возникновения кукол.

 

2.Изучить виды кукол.

 

3.Рассмотреть разные способы изготовления кукол

4. Сделать куклу- оберег

Гипотеза исследования: Я хочу изучить прошлое кукол и научиться самой их делать

 

 

 

                                     Игрушки в жизни детей

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по -разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. Но, чаще всего мы слышим – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю  возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

 

 

                                                История создания кукол

 

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Игрушка всегда была элементом народного быта.  Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать  добро и любовь, игры  в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву- «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100—150 лет назад.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Самые ранние игрушки были примитивны и  представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были  игрушечные инструменты и  миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички. Оружие — луки и мечи, кинжальчики, фигурки людей. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов и  цветов, хлебного мякиша, соломы, глины.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, — ярко и красиво их расписывали.

А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Виды кукол

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги


Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

 

Божье Око

 

Творческий проект "Народная кукла"

 

Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.

"Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

 

 

Творческий проект "Народная кукла"

Кукла Колокольчик-  кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Творческий проект "Народная кукла"

 

Игровые куклы


 

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

 

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Творческий проект "Народная кукла"

 

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.


Творческий проект "Народная кукла"

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.


 

Творческий проект "Народная кукла"

 

 

 

 

 

 

Обрядовые куклы


Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.


Творческий проект "Народная кукла"

 

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.


Творческий проект "Народная кукла"

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

 

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка

Творческий проект "Народная кукла"

Неразлучники.


Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Творческий проект "Народная кукла"

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эти необыкновенные куклы2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 49 «Веселый Г ном » « Эти необыкновенные куклы». Проект на тему: Воспитатель: Молинова Н.М. Воспитанница подготовительной группы «Солнышко»: Осеева Вика

Слайд 2

Актуальность проекта: Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории Цель проекта: Узнать прошлое кукол и научиться самой их делать. Задачи проекта: 1.Изучить историю появления кукол. 2.Изучить виды кукол. 3.Рассмотреть разные способы изготовления кукол. 4. Сделать куклу- оберег. Гипотеза: Мы полагаем, что изучение прошлого кукол позволит мне сделать куклу – оберег своими руками.

Слайд 3

Существует легенда о том, как появилась первая кукла. Её слепила из глины богиня Нюйва , когда прогуливалась по берегу реки. Немного истории…

Слайд 4

Самая первая кукла на Руси Зольная кукла «Баба» «Баба» дарилась в день свадьбы, как хранительница очага.

Слайд 5

ВИДЫ КУКОЛ НА РУСИ КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ ИГРОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ

Слайд 6

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ Божье Око Кукла-ангелочек Кубышка–травница З ащищает дом от злых намерений Дарили на именины Травяной дух отгоняет болезни

Слайд 7

ИГРОВЫЕ КУКЛЫ Делали для забавы детям. Они были сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки . «Полено» «Зайчик на пальчик» «Куклы – закрутки»

Слайд 8

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ Десяти ручка Зернов ушка Неразлучники Д арили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось. Ч тобы в доме было сытно и богато. Дарили на свадьбу, чтобы муж и жена были неразлучны.

Слайд 9

КУКЛЫ 20 ВЕКА 1920 г . 1949-1970 г.г . 70-80 г.г . 90-ые годы

Слайд 10

Вот какие куклы коллекционирует Надежда Михайловна. А это моя маленькая коллекция, которая будет еще пополняться.

Слайд 11

Как я делала куклу-ангелочка

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выполняя эту работу, я узнала много нового для себя о появлении кукол , об истории своего народа, и главное - я научилась делать куклу - оберег своими руками . Современный мир кукол многообразен и каждый может выбрать свою любимую куклу. И важно помнить , что она является частью культуры всего человечества. « Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим »

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект – исследование «Что такое Цирк».

Формирование познавательного интереса детей через проектную деятельность....

Проект -исследование детей 5-6 лет "Зачем нам нужен велосипед?

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Известно, что  привычки, закрепленные в детстве, остают...

ПРОЕКТ «Эти необыкновенные куклы» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТ «Эти необыкновенные куклы» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проект "Исследование загадочного мира диназавров"

)     Кто такие динозавры? Почему вымерли динозавры?      Ничего  не притягивает так ребенка, как неизведанное, недоступное . Сразу пояляется много во...

Проект-исследование "Достопримечательности рядом..."

Краткосрочный проект в секций "Я-исследователь"....

Проект - исследование «Знакомство с музыкальными инструментами»

Детско - родительский проект "Музыкальные инструменты Чувашии"...

Проект «Исследование загадочного мира динозавров»

Проблема: Кто такие динозавры? Почему вымерли динозавры?     Ничего  не притягивает так ребенка, как неизведанное, недоступное. Сразу пояляется много вопросов: зачем? Поч...