Особенности, влияющие на психологическую адаптацию ребенка в детском саду
статья (младшая группа) на тему

Краева Анастасия Вячеславовна

Особенности, влияющие на психологическую адаптацию ребенка в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

        Адаптация детей бывает очень разной. Специалисты выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень адаптации. Я хочу глубже разобраться в этом вопросе, так как это неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Все детки, поступающие в дошкольное учреждение проходят это испытание и мне как педагогу хочется чтобы  этот процесс проходил как можно легче.

        Не смотря на все нововведения со стороны образовательной системы, могу сказать что вопросу адаптации уделяется очень мало внимания. Хочется чтобы адаптации детей к детскому учреждению уделялось больше внимания, так как в настоящее время есть много детей совсем не подготовленных к ДОУ в силу своих физических и психических качеств и в силу их воспитания. Хотелось бы чтобы для родителей проводились специальные курсы перед поступление ребенка в детское учреждение, так как от них очень многое зависит.

        Важную роль в адаптации детей к детскому саду играют их индивидуальные особенности, такие как возраст, конституция, нейродинамические и психологические черты, качества личности, уровень интеллекта и т.д.  На основе изучения отдельных критериев целостной структуры личности ребенка делается прогноз адаптации. Также прогноз адаптации можно сделать по типологическим особенностям и закономерностям протекания адаптации у разных групп детей.

        Свойства темперамента часто используются для описания психологических особенностей дошкольников, так как они проявляются уже в раннем детстве.

        Исследования А.Томаса и С. Чесс показали что в раннем детстве отдельные свойства темперамента объединяются в комплексы. Они выделяют три таких комплекса: "легкий", "трудный" и с длительным привыканием темпераменты.

  • "Легкий" темперамент характеризуется быстрой адаптацией к изменениям, преобладают положительные эмоции, проявляется невысокая интенсивность выражения эмоций, положительные реакции на новые стимулы. Дети с таким темпераментом легко адаптируются к условиям детского сада.
  • "Трудный" темперамент характеризуется медленной адаптацией, преобладают отрицательные эмоции, которые проявляются достаточно выразительно, на новые ситуации реагирует отрицательно. Дети с таким темпераментом плохо адаптируются, настороженно относятся  к новым людям, бурно показывают свои отрицательные эмоции.
  • Темперамент с длительным привыканием. В данном случае адаптация протекает медленно, негативные реакции присутствуют, но интенсивность их выражения невысокая. Дети с таким темпераментом стараются избегать общения, новых впечатлений.

        В современной психологии выделяют шесть психодинамических качеств, связанных с динамикой работы нервной системы. Эти качества безоценочны,  но они могут оказывать влияние наадаптацию дошкольника. Рассмотрим эти качества:

  • Импельсивность. Обеспечивает быстрое формирование схемы ситуации и возможность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства. Импульсивность не всегда помогает ребенку хорошо адаптироваться, так как ребенок может в новой ситуации неправильно сориентироваться, неправильно оценить новую обстановку, что может привести к конфликтам. Импульсивный ребенок плохо воспринимает новую информацию, не дослушивает до конца, пропускает важные задания. Особенно ярко негативная сторона импульсивности проявляется при выполнении сложных заданий, где нужно сосредоточиться.
  • Рефлексивность. Оказывает неоднозначное влияние на адаптацию, как и в первом случае. Рефлексивные дети обладают развернутой ориентировочной фазой деятельности, усидчивы и внимательны, но крайне медлительны. Высокая рефлексивность и связанная с ней склонность к обдумыванию может вызвать рост тревожности в период привыкания к новой ситуации. Рефлексивные дети могут быть скованны в общении. В период адаптации у них в большинстве случаев отмечаются различные невротические отклонения, страх и нежелание ходить в детсикй сад.
  • Пластичность. Играет положительную роль в процессе приспособления к детскому саду. Такие дети способны быстро привыкать к новой ситуации и переключать свое внимание без затруднений. Недостатком является то, что высокопластичные дети не могут сосредоточиться на определенном предмете, у них обладает поверхностность общения и затруднения в выработке собственной позиции. Сверхпастичные дошкольники испытывают сложности в принятии и выполнении правил. Быстро исчезает интерес.
  • Ригидные дети. Испытывают значительные затруднения в первые дни пребывания в дошкольном учреждении, поскольку тяжело переживают изменения режима дня и содержания требований. Ведущим адаптационным механизмом для них является ассимиляция. Такие дети болезненно переживают разлуку с родителями, долго не могут успокоиться, подвержены мрачному настроению, их труднее отвлечь. Ригидным дошкольникам сложнее выполнять несколько действий одновременно, это связано с трудностями переключения внимания. Они болезненно воспринимают оценки сверстников, долго помнят обиды и уходят от неприятного общения.

Индивидуальные различия по импульсивности и пластичности формируются уже в раннем детстве.

Индивидуальные различия по типу и направлению реакции во фрустрирующей ситуации также оказывают значительное влияние на протекание адаптации к детскому саду. Не все дети справляются со сложными ситуациями.

  • Экстрапунитивные дети часто ведут себя агрессивно, поскольку склонны обвинять других в собственных неудачах и требуют от других решения проблемы.
  • Интрапунитивные дети, наоборот, полагаются только на себя и испытывают чувство вины за промахи и ошибки. У них часто наблюдается повышенная тревожность, которая является следствием завышенных требований к себе и другим и сверхответственности.. Риск проявления адаптации у таких ребят достаточно высок.

Эмотивность (форма и порог эмоциональной реакции) также играет важную роль в процессе адаптации, прежде всего к детскому коллективу. Наиболее благоприятным вариантом является сочетание высокого порога эмоционального реагирования с открытой формой проявления эмоций. Дети, обладающие такими свойствами, в силу открытости переживаний легко устанавливают контакты в незнакомой группе. Открытая форма эмоций при низком пороге эмоциональности реагирования может стать причиной конфликтов и трудностей общения со сверстниками, поскольку дошкольники легко расстраиваются по мелочам и часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Сочетание высокой эмоциональности и неумения проявлять свои эмоции создают основу для дезадаптации по невротическому типу и нарушений общения. Низкая эмотивность при закрытой форме проявления эмоций обусловливает трудности вхождения детей в новую социальную группу. Ребята, плохо рефлексирующие эмоциональное состояние собеседника и не вызывающие ответной симпатии и стремления продолжить контакт, часто оказываются изолированными в группе. Однако отгороженность и низкая заинтересованность таких детей в эмоционально насыщенном общении снижают негативные последствия их непринятия сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"

Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...

«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...

Психологические особенности адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных процессов в детском организме. Что происходит с ребенком в этот период и как же помочь ему легче адаптироваться? Попытаемся найти ответы на э...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...