Выступление на педагогическом Совете "Обобщение опыта работы по созданию комфортной предметно- развивающей среды в старшей логопедической группе "Кораблик"
материал (старшая группа) на тему

Назаркина Елена Владимировна

выступление ( март 2017)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 266666666666666666666666666666.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

    Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  к структуре основной образовательной программы дошкольного образования .

   Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

•        Образовательное пространство  оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

•       игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

•   двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

•  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

•        возможность самовыражения детей

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

      3. Полифункциональность  материалов предполагает:

•        возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

•        наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

•        наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

•        периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

•        доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

•        свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

•        исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Не менее важным условием является многофункциональность предметно- развивающей среды. В группе имеется  уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в группе  созданы  специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Среда в нашей группе обогащена  элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организована  так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

Ø  развивающие игры,  технические устройства и игрушки, модели;

Ø  предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

Ø   большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

          

Ø  центр игры

Ø  центр двигательной деятельности

Ø  центр конструирования

Ø  центр музыкально театрализованной деятельности


Спокойный сектор:

 

Ø  центр книги и  отдыха

Ø  центр природы

Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

Ø  центр познавательной и исследовательской деятельности

Ø  центр продуктивной и творческой деятельности

Ø  центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 
В группе имеются  
материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам-инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам  предлагаем предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Имеется большое количество «подручных» материалов  - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группе  находятся  так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Для старших дошкольников необходимы   
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды. Поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать  тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр . Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу..

 В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

В группе имеются специальные  уголки сюжетно-ролевых игр, оборудованные по принципу подбора игр по игровым зонам: "Поликлиника", "Жилая комната", "Парикмахерская", "Магазин",

«Ателье» , «Почта».

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол,  кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды и т. п. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Игровой центр «Поликлиника»

В игровом центре «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинские банки и медицинский халат. Все это помогает формировать представление об окружающей среде у детей.

Игровой центр «Парикмахерская»

Центр оснащен различным оборудованием: зеркало, накидка, расчески, флаконы, бигуди, заколки, фен, образцы причесок, ножницы, машинка для стрижки.

Игровой центр «Магазин»

Данный центр оснащен разнообразными материалами: витрины, прилавок, фартуки для продавцов, муляжи овощей и фруктов, молочные продукты, кондитерские продукты, баночки кофе, чая, рыбные продукты, связки лука, лимонов, яблок, счеты, корзинки.

Уголок дежурства

Для организации дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурства.

Плакат с кармашками, где есть тематическая картинка – хорошо. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.

Форма: для накрывания столов – фартук, можно головной убор,

Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.

Все висит рядом, компактно, на удобной ребенку высоте. Учатся завязывать друг другу фартуки

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей  формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из    экологических проблем,  доступными ребенку – В нашем  уголке природы  различные виды  растений, занимательные  экологические  игры. Уголок природы содержит календарь природы, материалы опытнической деятельности, аквариум с рыбками( в виде светильника), дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала,экспонаты природы. Имеющийся в группе материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.

Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.В уголке природы  размещены   растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. 
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы,  играем  в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который размещен в специально отведенном для этого коробе . Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что в конечном счёте  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. .

Центр художественного творчества и  ИЗО

Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Центр конструирования способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Центр  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство спальной  комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дети  занимаются и закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Реализация здоровьесберегающих технологий, таких как закаливание, гимнастика, массаж происходит в центре двигательной активности и физического развития, где сконцентрировано оздоровительное оборудование и спортивный инвентарь.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды, имеется различное оборудование:  мячи, обручи, кубики, платочки, разноцветные флажки, ленточки др. Дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.

В шумном пространстве игровой комнаты есть  такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Уголок пожарной безопасности

С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине-любознательность малышей приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легко воспламеняющимися материалами. Задача взрослых помочь детям узнать как можно больше об окружающем мире. но предостеречь от возможных опасностей. ожидающих их на пути познания. В этом году наш сад усиленно работал по теме " Пожарная безопасность " ,ведь безопасность наших воспитанников - самая главная задача. Начинать знакомить детей с важными правилами нужно с самого раннего детства,чтобы они знали как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Пожар- это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами,но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности этого можно избежать. В связи с этим в нашей группе создан уголок пожарной безопасности,дети по желанию могут самостоятельно организовать игру,вспомнить правила поведения при пожаре,средства для тушения пожара. В нем представлены:атрибуты для сюжетно-ролевых игр,наглядный плакат " Правила поведения при пожаре" ,папки- передвижки,дидактические карточки по " Основам пожарной безопасности ", литература, макет пожарного щита,пожарная машина,огнетушитель.

Центр краеведения

Формирует у детей элементарные представления о национальной принадлежности. Привлекаем детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения, отражающей региональную специфику – оформлению уголка мордовской культуры в группе, краеведческого мини- музея. Расширяем представления детей о Республике Мордовия, формировать интерес к культуре и обычаям мордовского народа. Продолжать знакомить детей со столицей Мордовии – городом Саранск, его достопримечательностями (Мемориальный музей военного и трудового подвига, Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Республиканский объединенный краеведческий музей, Кафедральный святого праведного воина Феодора Ушакова, Национальный и Русский драматический театры, кинотеатры, памятники, площади, учебные заведения, парк, железнодорожный вокзал).  Рассказываем о культуре и обычаях мордовского народа. Учим уважать культуру народов, населяющих территорию Республики Мордовия (мордвы, татар, русских и др.). Познакомить с гербом, гимном и флагом республики Мордовия. Показываем герб Саранска. Продолжаем  знакомить с творчеством художников (Ф. В. Сычкова, В. А. Попков, А. А. Мухин), сказительниц (С Люлякина) поэтов (А. И. Полежаев), писателей (Я. Пинясов, Н. Мирская), скульптора С. Д. Эрьзи, музыкантов (Л. П. Кирюков, Г. И. Сураев-Королев, Г. Г. Вдовин, Н. В. Кошелева и др.), имеющих отношение к Мордовии и т.д. Формируем чувство гордости за знаменитых земляков.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание современной предметно – развивающей среды в старшей группе

Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент на их развитии. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни....

Консультация для воспитателей" Создание комфортной предметно-развивающей среды"

Помощь воспитателям для создания комфортной предмето-развивающей среды...

Выступление на педагогическом совете "Создание оптимальной предметно-развивающей среды для развития девочек и мальчиков"

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структу...

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 1)

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 1)...

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 2)

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 2)...

Презентация из опыта работы на тему: «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»

В условиях современного образования предъявляются высокие требования к предметно-развивающей среде группы. Воспитатели часто сталкиваются с проблемой организации и размещения дидактических наглядных м...