Консультация для родителей: «Цветовосприятие»
консультация (младшая группа) на тему

Яцюк Светлана Александровна

Дошкольный возраст – ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором, знакомству с цветом, отводится большое значение, как важному признаку предметов и явлений. В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovospriyatie_-_konsultatsiya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       МБДОУ № 30

                      Консультация для родителей

                       Тема: « Цветовосприятие»

                                                                                           

                                                                                                 Выполнила: воспитатель

                                                                     Яцюк  Светлана Александровна

                                              Павлово 2014 г

Дошкольный возраст – ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором, знакомству с цветом, отводится большое значение, как важному признаку предметов и явлений. В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию.

Решение названной проблемы приобретает особое значение в развитии личности ребенка средствами изобразительного искусства, поскольку в процессе изобразительной деятельности цвет несет в себе социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эстетическую, эмоциональную и другие функции.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый, с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

К трем годам дети знают названия двух- трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют. Они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.д.; причем не знают даже названий основных цветов, не узнают  и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского « мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее не нужно вводить постепенно и грамотно, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность, мышление, обогащать речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, расширять активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Развитием цветовосприятия и цветоразличения у детей должны заниматься родители и воспитатели. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый – трава, елочка; желтый – солнышко, цыпленок, синий – море и т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование  естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами – цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения.

Когда два цвета вплотную прилегают  друг к  другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие, при этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.

Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения и наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и названию цветов.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводят научные исследования, и применяют на практике.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока - белобока», «золотые одуванчики». Им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. д. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи.

Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - во всех этих процессах много приятных ощущений.

Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека, и у ребёнка, есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого, в изобразительном искусстве и детском творчестве, цвет становится важным средством выразительности, создаваемого взрослым и маленьким художником, образа.

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, использовать его в своём изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды. Формировать у них умение создавать нужные цвета и оттенки (ведь готовая краска часто не соответствует цвету предмета или задуманному детьми), ребёнку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличие, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно.

Работа по формированию у детей знания, различение, называния
цветов и оттенков, умения выделять цвета окружающих предметов, умения
сравнивать предметы окружающего мира по цвету, устанавливать сходство и
различие по их цвету может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей: в процессе разнообразных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных), на занятиях (по ознакомлению с искусством -классическим и народным, по изобразительной деятельности, художественно - речевых - в сказках рассказах, стихотворениях персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющие цвет, часто определяющий предмет -«колокольчик голубой», «лебедь белая», «серый волк» и т.п.); работа по развитию чувства цвета может осуществляться на прогулках, экскурсиях, в процессе целенаправленных наблюдений. Вся эта педагогическая деятельность должна осуществляться во взаимосвязи, интегрировано. И конечно, особое место занимают в этом процессе искусство и изобразительная деятельность детей.
Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - во всех этих процессах много приятных ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Учим детей цветовосприятию

Родителям представлены игры на развитие цветового восприятия у детей в которые можно играть с детьми дома. Даны некоторые простые советы по обучению дошкольников цвету....

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается реб...

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Формирование цветовосприятия и цветоразличияу детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. Развитие цветовосприятия.

Как развивать у детей цветовое восприятие? Практические задания для родителей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9750924","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...

Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку н...