Развитие у детей тонкой моторики средствами физического воспитания
методическая разработка на тему

Назарычева Татьяна Петровна

Развитие у детей тонкой моторики средствами физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей тонкой моторики средствами физического воспитания

Мой маленький дружок, запоминай движения!

И вместе с нами

Двигаться учись без напряжения.

Пальчикам нашим нужна тренировка,

Всё получаться будет так ловко!

Надо, конечно, тебе потрудиться.

Легче зато потом будет учиться.

Спориться будет любая работа.

Скажешь: «Спасибо Вам за заботу!»

В дошкольном возрасте у детей наблюдаются значительные изменения моторных способностей. Дети становятся более крепкими, сильными, выносливыми. В соответствии с этим движения детей становятся более ловкими, координированными. Для успешного усвоения школьных навыков детям необходимо иметь хорошо развитую тонкую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе приводит к усталости, перенапряжению и нарушению формирования правильного, красивого, понятного почерка Кроме того, развитие тонкой моторики кисти способствует развитию речи, так как находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Педагоги дошкольных образовательных учреждений и начальной школы всеми силами должны способствовать развитию тонкой моторики средствами физического воспитания. Овладение ребёнком сложными видами двигательных умений создаст необходимые условия не только для процесса школьного обучения, но и для будущей трудовой деятельности. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Упражнения, связанные с работой руки в лучезапястном суставе и пальцев, выполняющих мелкие, тонкие движения, относятся к группе, развивающей тонкую моторику кисти.

В ходе работы мы выделили для себя задачу: способствовать развитию у детей тонкой моторики средствами физического воспитания (физических игр и упражнений).

Работу по развитию тонкой моторики средствами физических упражнений и игр мы построили по следующим направлениям:

  1. Организация предметно-развивающей среды в группе
  2. Работа с детьми
  3. Работа со специалистами (инструктор по физической культуре, муз. руководитель)
  4. Работа с родителями.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

  1. Отдельно выделили и пополнили следующий спортивный инвентарь и мелкие предметы (игрушки):
  • Скалки
  • Гимнастические палки
  • Теннисные мячи
  • Скакалки
  • Кольца
  • Булавы
  • Палочки
  • Флажки
  • Гимнастические ленты
  • Шарфы
  • Обручи
  • Экспандеры
  • Утяжелённые мешочки (мешочки с песком)
  • Верёвки
  • Бельевые прищепки
  • Пробки от пластмассовых бутылок
  • Платочки (полиэтиленовые мешочки)

  1. Оформили пособие «Тренируем пальчики» («Пальчиковая гимнастика», упражнения для кисти рук).
  2. Подготовили и оформили методические рекомендации к упражнениям.
  3. Методические пособия, книги для детей («Тренируем пальчики» Е. Соколова, «Пальчиковая гимнастика» Л. Савина).

Ведущей формой работы с детьми были разнообразные игры и упражнения.

Прежде всего, для развития тонкой моторики кисти и подготовки рук к выполнению упражнений с предметами наши дети освоили массаж рук и пальчиковую гимнастику.

На этом этапе мы ставили задачу: умение свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук.

  1. Это самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
  • Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками.
  • Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.(«Надеваем перчатки», «Согреем руки», «Гуси щиплют траву»)

  1. Это пальчиковая гимнастика.

Например:         «Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

  1. Совершенствованию ручной моторики помогают физические упражнения и игры.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это — начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно. Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

1) «Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

2) «Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой. 3) «Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление:

1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, "как веревочки".

2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются. Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные "роли".

  • "Петрушка". Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
  • "Маятник".  Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.
  • "Балерина". Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

Очень полезны игры и упражнения с мячом:

- перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;

- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;

- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля  его после дополнительных движений.

Кроме мячей мы использовали другой разнообразный спортивный инвентарь и мелкие предметы (игрушки):

  • Скалки
  • Гимнастические палки
  • Теннисные мячи
  • Скакалки
  • Кольца
  • Булавы
  • Палочки
  • Флажки
  • Гимнастические ленты
  • Шарфы
  • Обручи
  • Экспандеры
  • Утяжелённые мешочки (мешочки с песком)
  • Грецкие орехи
  • Каштаны
  • Шестигранные карандаши
  • Пластмассовые пробки(крышки)

Для более «мягкого» вхождения в систему работы по развитию ручной ловкости желательно использовать на начальном этапе в качестве предмета для манипуляций утяжелённый мешочек (песок). В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка и этапа работы над освоением движений мы варьировали  характер манипуляций с утяжелённым мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля, жонглирование), темп работы и степень её сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организацию занятия (под контролем и самостоятельно, дети действуют по одному и в парах).

Приводим для примера упражнения различной направленности. Смотри приложение №1.

  1. Детям были интересны игры-соревнования.

        Подготовительный этап. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

А затем уже использовали элемент соревнования. Участвуют две команды: «Кто быстрей прицепит прищепки».

Другая игра. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Интересно упражнение и такое. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. «Кто быстрей спрячет в кулачок платок»

  1. Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток  (например, физкультминутка «В лесу» см. приложение №2)

Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым экспандером, а также физические упражнения, основанные на хватательных движениях. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки или пола на пальцах рук, подтягивание на перекладине.

  1. Использовали в работе групповые игры.

Игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

  • Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, пальчиковая фигура на месте замри".
  • "Ритм по кругу". Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".
  • "Ладушки". Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

В работе с родителями использовали следующие формы:

  1. Анкетирование
  2. Индивидуальные беседы, рекомендации с показом наглядного материала, спортивного инвентаря.
  3. Домашнее задание:        - придумать упражнения для пальчиков;

- подготовить наглядное пособие «Волшебные перчатки» (родители Вероники Ивановой);

- подготовить наглядное пособие «Будем пальцы узнавать»(родители Дани Торопова).

Итог работы: все проводимые нами физические упражнения и игры улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Приложение.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки. 

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки. 

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу. 

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз). 

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами. 

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки. 

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими. 

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются. 

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем. 

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками. 

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

 14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

 15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

 16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

 17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

 19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

 20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

 21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

 23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

 24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

 25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

 26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....

Консультация для родителей "Профилактика и предупреждение плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

​Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.Стопа является опорой, фундаментом т...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему:  "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...

Доклад на тему: "Формирование всесторонне-развитой личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".

Выступление с докладом на научно-практической конференции работников образования Кулундинского района Алтайского края«Образование и современное общество: актуальные вопросы, достижения и ин...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...