Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Ирина Викторовна Захаренко

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Незабудка»

Российская Федерация, Московская область, городской округ Воскресенск,

г. Белоозёрский, улица Молодежная, здание 37, т. +8(496)44-51-283,                                          

е-mail: nezabudkamdou25@yandex.ru сайт: https://nezabudka-vos-licey-23.obrpro.ru/

 Анализ работы

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Подготовил:

 инструктор по физкультуре

Захаренко И.В.

2022-2023 у. г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет задачи системы образования, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, а также воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания.  Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2025 года» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской  Федерации.  В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

        Среди задач патриотического воспитания, определенных в проекте, выделим основные, которые возможно решать уже на уровне дошкольного образования:

активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

углубление знаний граждан о   событиях, ставших   основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;    повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам; развитие   спортивно-патриотического   воспитания.  

        В дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности. Дошкольники более эмоциональны и восприимчивы, а также зависимы от воспитывающих их взрослых (педагогов, родителей), что позволяет с успехом решать задачи нравственно - патриотического воспитания в контексте ФГОС ДО, комплексно охватывая социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое направления развития и реализовывая их в характерных для дошкольного возраста видах деятельности (общении, игре, овладении основными движениями и др.).

        Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины в будущем. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственно-патриотическим.

        Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для достижения положительных результатов формирования личности через двигательную сферу ребенка педагогами ДОУ поставлены задачи: воспитывать разумную смелость, решительность, уверенность в своих силах, стремление преодолевать трудности с помощью подбора соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей физических упражнений; создавать условия для проявления положительных эмоций и ситуаций успеха для каждого воспитанника.

        Этому способствуют игры в «военных», сюжетные физкультурные занятия из серии «Разведчики», «Моряки» и другие игры- соревнования, вызывающие симпатию к военным, желание подражать им, быть смелыми, ловкими, упорными в достижении цели, готовыми всегда прийти на помощь товарищам.

        Такая форма проведения физкультурных занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести сверстников, формируют волевые качества, необходимые будущим защитникам Родины.

        Подобные мероприятия проходят в детском саду с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

        В нашем учреждении сложилась система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания: на занятиях физической культурой, при проведении народных подвижных игр, эстафет, соревнований, конкурсов, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают физкультурные развлечения и спортивные праздники, которые позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить воспитанников одного и разного возраста общими чувствами и переживаниями. В течение учебного года традиционно проводятся мероприятия:

* спортивные праздники-соревнования, проводимые совместно с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья!», «С папой мы сильнее всех!», «Знатоки дорожных правил», «А ну-ка, бабушки!»;

* спортивные праздники-соревнования «Летние олимпийские игры», «День защиты детей», «Зимние олимпийские игры», «Веселые Зимние Наши», «День физкультурника»; «Масленичные гулянья», «Этих дней не смолкнет слава!», «Пожарные на учениях», «Зарница»  «Вперед, Россия»;

* 4 раза в год проводятся Дни здоровья в рамках региональной акции «Здоровье - твое богатство».

        Обязательным элементом праздников являются показательные строевые упражнения в сопровождении военных маршей. В процессе строевой подготовки дошкольники становятся дисциплинированными, подтянутыми, ловкими, ведь от каждого из них, от слаженности и координированности движений зависит общий результат, общий строй детей.

Развивать чувство сопричастности к своему региону, своей стране позволяют проводимые в детском саду Всероссийские акции: «Приседайте на здоровье», «На зарядку- всей семьей!» и др. Акции объединяют детей и взрослых, помогают им понять друг друга, почувствовать себя единой большой семьей, в которой заботятся друг о друге и друг другу помогают.

        В подготовке перечисленных мероприятий принимают участие дети, педагоги и родители, что также является объединяющим фактором, активизирующим коммуникативные навыки, гармонизирующим детско- взрослые отношения, воспитывающим основы коллективизма.

        Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные подвижные игры, которые способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравственном воспитании: в процессе игр дети учатся общаться друг с другом, делать выбор партнера, договариваться с ними об условиях игры, точно выполнять правила. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Примечательна особенность народных игр: имея нравственную основу, они учат обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, к культуре ее населяющих народов, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Тем самым в комплексе решаются физкультурно-оздоровительные задачи и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а также на территории всей России.

        Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Благодаря комплексному подходу к нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников формируется модель выпускника – ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

         

Литература

1.Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2010.

2. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 12. 11. 2020 г. № 2945-р «О стратегии развития патриотического воспитания  в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы»

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»