Содействие в сохранении и укреплении здоровья детей через пальчиковые игры
методическая разработка на тему

Назарычева Татьяна Петровна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содействие в сохранении и укреплении здоровья детей через пальчиковые игры

Цель: укреплять здоровье детей, создавать условия для успешной адаптации ребенка в условиях детского сада.

Задачи:

  •  развивать мелкую моторику пальцев рук детей;
  • развивать умения управлять своим телом;
  • развивать двигательную и речевую активность;
  • повышать сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям;

Работу с детьми начинали с обучения растирать ладони до приятного тепла «Поиграем с ручками». Затем проводим упражнения с пальцами:

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —

растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца

другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их

друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Даём пальчикам отдохнуть: стряхиваем руки, расслабляем «Отдыхаем»!

Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

Начинаем мы игру!

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Предлагаем ребёнку поиграть с массажным мячиком. Перед выполнением массажа рассказать историю появления ежат дома, о том, что они очень грустные и хотят поиграть с нами.

«Сказка про ёжика Антошку»

Жил - был колючий ёжик, и звали его Антошка.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик, между ладонями прямыми движениями)

Ёж по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, вам щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

В этой сказке, мы воздействуем на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Известно, что на ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника - отсюда и надо начинать массаж. Затем можно увеличить круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник. Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами - здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой каши. Каждую «детку», то есть каждый пальчик малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик - он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного ~ желудка. Большой палец оставляют напоследок: он ответственен за голову, Поэтому большой пальчик, и надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Эта игра совершенно полезна и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже!

Проводили пальчиковые гимнастики: «С добрым утром»; «Пальчики здороваются»; «Как живешь»; «Моем ручки».

Беседы-игры, включающие прибаутки, потешки, используемые в развитии культурно-гигиенических навыков: «Мышка мыла лапки», " Этот пальчик дедушка».

Мы рассказывали детям, зачем нам нужны ручки: Проводили упражнения «Дружные пальчики»; «Помощники»; Пирожки»; «Строим дом»; «Сказочка о пальчиках»;

Самомассаж рук проводим  резиновыми мячиками, крупами, пуговицами разного размера и формы, камешками, бусинками. С мелкими предметами только индивидуально с воспитателем!

 На физминутках даем разминку для пальцев:

-хватательные движения (сжать пальцы в кулапк, расжатьть;

-сюжетные пальчиковые игры «Пальчики здороваются», «Коготки»;

-самомассаж кисти рук с помощью пальцев другой руки «Надеваем перчатку»;

Проводим: Игры – манипуляции: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?. »,

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Елка», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Интересная игра для детей «Найди клад» (поиск предметов в сухом бассейне) «Чудесный мешочек»;«Пазлы»

Включаем в работу с детьми элементы театрализованных игр (пальчиковый театр).

В играх с водой проводим водные процедуры: полоскание рук в прохладной воде.

На гимнастике после сна тоже используем комплекс пальчиковой гимнастики.

На физкультурных занятиях пальчиковые упражнения выполняем в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти рук в заключительной части занятия.

В конце физкультурного занятия проводим комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».

На прогулке пальчиковые упражнения используем по теме наблюдений за живыми и неживыми объектами: «Ласковая кошечка»; «Дерево»; «Строим дом» и т. д.

При взаимодействии с семьями воспитанников были подготовлены:

 Консультации индивидуальные: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковую гимнастику»; «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье детей»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка»;

Консультация групповая: «Пальчиковые игры, игровой массаж – средство укрепления здоровья дошкольников».

Индивидуальные беседы «Дети и мелкая моторика рук».

Картотека пальчиковых игр.

Оформление стенда «Опыт семьи Илюши Петелина: «Упражнения с пальчиками».

Провели конкурс рисунков «Рисуем дома» на тему: «На что это похоже?»

С целью подготовки к театрализованным играм мама Маши Голяковой готовит театр на пальчиках к русской народной сказке «Репка». (Вязаный театр на пальчиках).

Пальчиковые игры помогают ребенку учиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать манипуляции с предметами, способствуют развитию речи, укреплению и сохранению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохранение и укрепление здоровья детей через оптимизацию двигательного режима"

Двигательная активность влияет на состояние здоровья и работоспособность детей, а так же является условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, те...

Опыт работы: "Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к подвижным играм и танцам".

Основной целью своей работы считаю воспитание здорового ЧЕЛОВЕКА.  ​...

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....

Сохранение и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей с учётом индивидуальных особенностей детей (из опыта работы)

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...