Ведущая роль игр для формирования РЭМП у дошкольников старшего возраста
учебно-методический материал на тему

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущая роль игр для формирования РЭМП у дошкольников старшего возраста

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.

Игры с математическим содержанием относят ко второй группе игр, куда входят различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, развивать ум, расширять и углублять математические представления, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. В процессе обучения дошкольников математике, игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предполагалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число- реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность игровому материалу придает игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу разнообразной элементарный занимательным материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы. Математические развлечения- головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное моделирование, воссоздание фигур- силуэтов, преобразования и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Математические игры -  это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа(решения), как правило необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: “Найди недостающую фигуру”,”Чем отличаются”, “Выращивание дерева”, “Чудесным мешочек” и др.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение  ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными(обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно.

Из всего многообразия математического занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки (найти, догадаться), неожиданностью преподнесении ее от имени какого либо литературного сказочного героя(Буратино, Чебурашки и др.). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры(дидактическая задача, правило, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия являются эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеучебное время.

Список литературы:

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М., 1990

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике для дошкольников – М., 2012

Волина В. В. Праздник числа – М., 1993

Ерофеева Т.И. Математика для школьников. – М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей"Формирование речи у дошкольников старшего возраста"

развитие речи на шестом- седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети ...

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры....

"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результат...

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ракшина Василина Васильевна, воспитатель ГБДОУ №59 г. Санкт – ПетербургОписан...

Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр

Структура занятия по теме "Формирование связной речи дошкольников старшего возраста у детей с онр" выглядит так:• Подготовительная работа• Беседа, проблемные вопросы• Рассматр...

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками».

Игра - ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для раз...