предметно-развивающая среда своими руками
методическая разработка (средняя группа) на тему

Мужанова Наталия Михайловна

Предметно-развивающая среда изготовленная в стиле hand-made

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_obrazovaniya.docx68.58 КБ
Файл materialy.docx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Мужанова Н.М Черепанова И.И

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретическое обоснование проекта.

  1. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста………….4
  2. Речевое развитие в соответствии с ФГОС………………………………….8
  3. Что такое работа в стиле «HAND  MADE»?....................................................11
  4. Организационный этап. Реализация задач проекта………………………..13

Глава II. Опытно-педагогическая работа. Практическая реализация проекта.

  1. Диагностика уровня развития речи детей во второй младшей группе. Изучение индивидуальных особенностей речевого развития. ……………..15
  2. Игры и игровые материалы, разработанные и изготовленные в стиле hand made……………………………………………………………………………..16
  3. Анализ результатов проекта…………………………………………………21

Заключение ………………………………………………………………………22

Список  литературы и интернет источников……………………………….23

Рецензия

Приложение


Введение.

Актуальность.

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников.

Актуальность использования«hand made»технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста состоит в том, что предметно-развивающая среда -это продуктивная деятельность по развитию мелкой моторики, дыхательной гимнастики, накопление активного и пассивного словаря, знакомство с новыми словами, изучение речевого колорита, является наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей, их способностей. А так же «hand made»технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности детей и их возможности.

 «Ум ребенка находится на кончиках пальцев.» - В.А. Сухомлинский.

Анализируя имеющуюся литературу по оснащению предметно-развивающей среды и по развитию речи, мы выявили проблему : в массовой практике недостаточно применяется работа в стиле «hand made». Проанализировав эту проблему, мы решили создать проект по внедрению «hand made»технологий, для создания предметно-развивающей среды по развитию речи.

Цель : Создать условия для всестороннего развития речевой деятельности детей в ДОУ.

Задачи :

  • Формирование и коррекция речи
  • Развитие познавательных процессов в комплексе (память, внимание, мышление, речь)
  • Развитие тактильных ощущений
  • Формирование речевого дыхания
  • Привлечение детей и родителей к работе в стиле «hand made».

Ожидаемый результат: Улучшение речевой активной деятельности детей дошкольного возраста.

Этапы реализации задач:

  1. Организационный (подготовительный ) этап:
  • Разработка плана реализации проекта
  • Подбор литературы и материалов для работы
  • Планирование предметно-развивающей среды
  • Разработка плана по изготовлению  игр и игрового материала.
  1. Деятельный (основной) этап:
  • Диагностика уровня развитости речи
  • Практическая реализация:
  • Совместное изготовление атрибутов к играм
  • Привлечение родителей и детей к изготовлению игр
  • Проведение бесед  и мастер-классов с родителями
  • Применение подобранной литературы
  • Применение игр и игровых материалов.

Реализация проекта проводится на базе детского сада №14 в станице Новотитаровской в 2016-2017 учебном году.

ГЛАВА I .  Теоретическое обоснование проекта.

  1. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.

Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях

Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:

  • у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
  • развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка);
  • появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.

Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.

Основные этапы развития речи.

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

  1. Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • Гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
  1. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

  1. Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

Нормы развития речи  по возрастам.

Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие мамы, переживая, что малыши говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаем границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у своего чада.

В 6 месяцев младенец:

  • воспроизводит звуки с интонацией;
  • реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
  • интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
  • реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.

В 12 месяцев малыш:

  • использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
  • следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.

В 18 месяцев дети:

  • имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
  • в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
  • показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
  • эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.

В 2 года ребенок:

  • называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
  • составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
  • показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
  • может использовать в речи до 150-300 слов;
  • знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
  • пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).

В 3 года дети:

  • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
  • начинают применять множественное число существительных;
  • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • называют свой пол, имя и возраст;
  • понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
  • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

В 4 года малыши:

  • используют в речи до 2000 слов;
  • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
  • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».

В 5 лет ребенок:

  • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
  • может составить рассказ по картинке;
  • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
  • разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
  • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

В 6-7 лет дошкольники:

  • используют в речи от 3500 слов;
  • разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
  • склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
  • любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладении родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включён ребёнок приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, её форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определённые требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими её сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребёнком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение её в орудие мышления.

1.2 Речевое развитие в соответствии с ФГОС.

Сформированная в России в течении многих десятилетий система дошкольного  образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей: 1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

1)Правильность – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2)Точность– т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) Логичность– т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) Чистота– т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) Выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) Богатство– о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) Уместность– т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

4. организация «HAND  MADE уголка» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

1.3 Что такое работа в стиле «HAND  MADE»?

В настоящее время модным и популярным становится hand made. Давайте разберемся, что это такое и каковы его признаки. Дословный перевод с английского – «руки делают», т.е. «сделано вручную».

1. Ручная работа.

Hand made-ом мы называем все, что сотворили талантливые человеческие ручки без помощи хитроумной производственной техники. Иногда без техники не обойтись (утюг, швейная машинка, клеевой пистолет), но это то, что используется в быту и требует специальных профессиональных знаний. Под производственной понимается техника, используемая в промышленном производстве для изготовления одежды, аксессуаров (чаще всего термин «hand made» применяется к этим категориям вещей ), мебели, предметов интерьера.

2. Качество.

Ручная работа предполагает высокое качество. Hand made – это вовсе не означает непрофессионально. На изделие потрачено много времени и оно проработано до мелочей. К тому же вещью занимается один человек, который контролирует процесс от начала и до конца, что исключает погрешности и брак в работе.

3. Эксклюзив.

Hand made – это выражение неординарный идей и таланта автора в материальном виде. Часто hand made-вещи рождаются только потому, что автор не может найти то, что ему нужно среди готовых изделий, предлагаемых магазинами. И он делает нужную вещь своими руками, реализуя свою фантазию и оригинальные замыслы.

При попытке скопировать такую вещь другим человеком все равно не получиться двух идентичных вещей, т.к. манера и техника исполнения у мастеров разные. Каждое изделие уникально, как уникален каждый человек.

4. Тепло человеческих рук.

В каждой вещи, сделанной человеком, живет частичка его души. И не важно, творит автор по собственному вдохновению или «на заказ» - в любом случае он делает свое дело с удовольствием, иначе бы не занимался этим. И чувства мастера, его состояние в момент создания изделия передаются самой вещи. Поэтому они несут тепло и любовь. А нам всем хочется тепла и любви – это один из факторов популярности hand made.

5. Красота.

Все что сделано с любовью – красиво. Мастера создают вещи, реализуя свою потребность нести  красоту в окружающий мир. Поэтому hand made, даже если необычен, обязательно по-своему прекрасен.

Понятие hand made включает в себя не только созданные от начала и до конца изделия (сшитая, связанная одежда, сумки, аксессуары, игрушки и пр.), но и переделанные или доработанные вещи. К примеру, расписанная вручную керамика, тарелки в технике декупажа, доработанная деревянная модель или переделан какой-либо готовый макет.

Работа в стиле hand made не часто используется в дошкольных образовательных учреждения, наверное по тому, что эта работа занимает много времени. Но хороша эта работа тем, что каждое изделие позволяет раскрыть творческий потенциал педагога, ребенка, родителя, того кто был вовлечен в этот не простой, но очень интересный труд. Создавая изделие своими руками можно учитывать возраст, индивидуальные особенности и пожелания, того кто будет пользоваться изделием.

Игры и игровой материал, который мы приобретаем для ДОУ, всегда отвечает определенному набору требований и стандартов. А изготовленную вещь можно либо усложнить, либо облегчить ее задачи с учетом индивидуальных особенностей группы или относительно одного ребенка.

Работа в стиле hand made позволяет раскрывать творческие фантазии, вкладывать в изготавливаемую вещь частичку себя. Данная работа интересна всем, и детям и педагогам и родителям.

  1.  Организационный этап. Реализация задач проекта.

Сам проект зародился еще в августе 2016г, когда в ДОУ №14 начался набор новой групповой ячейки. Набором второй  младшей  группы занимались педагоги Мужанова Н.М  и Черепанова И.И.

Нами начался набор группы, и мы обратили внимание на то, что многие дети плохо владеют речевыми навыками. Некоторые дети практически не разговаривали, некоторые изъяснялись очень непонятно, а так же речевое общение некоторых практически отсутствовало.

И так, разработанный нами проект разделился на два основных этапа:

Организационный или подготовительный.

  • Изучение речевой активности детей.

При наборе детей в группу проводилась диагностика «на сколько ребенок владеет  речью» ( Приложение №1 таблица).

  • Подбор изучение литературы и подбор материалов.(список изученной литературы – приложение №2, картотека речевой гимнастики – приложение №3, материалы для дыхательной  гимнастики –приложение №4)
  • Изучение Федерального образовательного стандарта дошкольного образования( основного раздела и требований)
  • Зонирование в детском саду по ФГОС (интернет ресурсы nsportal.ru, http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/5155-oformlenie-gruppy-v-detskom-sadu-formiruem-igrovye-zony.html, www.maam.ru.
  • Изготовление игр и игрового материала.

Нами было изучено множество литературы и интернет ресурсов. Особо хотелось отметить интернет сайты – maam.ru , nsportal , stranamasterov.ru. Век интернет технологий позволяет не только изучать литературу, но и получать видео уроки и мастер-классы. Подобрав более интересные материалы, мы перешли к изготовлению презентаций и буклетов для родителей. Нами велась работа по привлечению родителей к работе в стиле hand made. Были изготовлены наглядные пособия по изготовлению игр и материалов по развитию речи. Данная работа привлекла внимание родителей. Нами, совместно с родителями были разработаны следующие игры:

  • Казачий словарь
  • Казачье подворье
  • Лабиринты
  • Шкатулка
  • Елочка
  • Сказки на песке
  • Дерево времен года
  • Тактильные карточки
  • Подвески и атрибуты для речевого дыхания
  • Веселые прищепки
  • Театр на лопатках
  • Бабочки

Данный материал, был разработан  и готов к реализации. Подобрав все необходимое, мы приступили к изготовлению, работа велась в стиле hand made, то есть своими руками. Теоретическая часть длилась три месяца и захватила сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 учебного года.  Рассмотрев теоретическую часть, мы переходим к практической работе.

ГЛАВА I I. Опытно-педагогическая работа. Практическая реализация проекта.

  1. Диагностика уровня развития речи детей во второй младшей группе. Изучение индивидуальных особенностей речевого развития.

Практическая часть проекта началась с декабря 2016 учебного года. Первой ступенью реализации проекта была диагностика уровня активности  развитости речи. В группе числилось 48 детей. Все дети в возрасте 3-4 года(смотреть таблицу- приложение №5).  Из таблицы видно, что активность развития речи детей очень низкая, некоторые дети вообще не проявляют ни какой активности в освоении речевых навыков.

Дети разделились на 4 подгруппы:

С высоким уровнем активности освоения речи 9 человек, данная группа детей разговаривает чисто, понятно. Дети хорошо осваивают программный материал. Играют в различные игры речевой направленности, не испытывая при этом трудностей. При помощи взрослого могут инсценировать сказки, а так же самостоятельно играют с кукольным театром, придумывая свои окончания сказок.

Средний уровень развития речевой активности, так же 9 человек. Данная подгруппа испытывает небольшие трудности при общении, в основном дети отказываются от ведущих ролей в игре, а так же не хотят озвучивать сказочных персонажей при инсценировке сказок.

Низкий уровень развития речевой активности, самая большая подгруппа детей – 25 человек. Данная группа, плохо владеет речью. Не активно играет в речевые игры. Дети практически не обращаются с просьбой к сверстникам и педагогам. Плохо усваивают игровой материал, так как игровые правила для них кажутся сложными.

Отсутствие речевой активности – 9 человек. Это дети, в семье которых присутствует двуязычие, а так же стеснительные и застенчивые дети. Данная группа практически не общается со сверстниками, так как плохо владеет речью.

По итогам диагностических данных мы разработали план с индивидуальным подходом к каждой группе детей. (Приложение № 6). В данной таблице указан план индивидуальной работы с детьми. Результат деятельности оценивается в баллах. Нагрузку можно корректировать, то есть если ребенок плохо справляется с заданием, мы уменьшаем нагрузку, даем простое задание. Например, Веселые прищепки, ребенок  просто прикрепляет прищепки к контуру.  Усложняя задание, мы предлагаем прикрепить их по образцу, далее по словесному указанию или по схеме. И так постоянно корректируя и усложняя задания, мы добиваемся высшего результата в баллах. Берется подгруппа детей, например, дети у которых плохо развита мелкая моторика и планируется работа с ними. Таблица, которая представленна в приложении №6 захватывает одну неделю. Тоесть это план работы на неделю. Далее, судя  по результатам в баллах, мы корректируем и усложняем задание. Таблица на следующую неделю заполняется уже с учетом изменений. Так ведется работа по внедрению игр изготовленных в стиле hand made.

  1. Игры и игровые материалы, разработанные и изготовленные в стиле hand made.
  • Казачий словарь (фото в приложении)
  • Казачье подворье(фото в приложении)
  • Лабиринты(фото в приложении)
  •  Елочка (фото в приложении).
  •  Сказки на песке(фото в приложении)
  • Дерево времен года(фото в приложении)
  • Тактильные карточки(фото в приложении)
  • Подвески и атрибуты для речевого дыхания(фото в приложении)
  • Веселые прищепки(фото в приложении)
  • Театр на лопатках(фото в приложении)
  • Шкатулка (в процессе создания)
  • Бабочки (в процессе создания)

Игра «казачий словарь»

Игровые задачи: расширение словарного запаса, знакомство с речевым колоритом.

Материалы : кубик с  липучками, картинки с липучками.

Правила игры: дети по очереди бросают кубик и называют слова. За каждое правильное слово ребенок получает фишку (или картинку с названным словом)

 Ход игры :

На грани кубика необходимо прикрепить картинки (лук, лестница, ведро, колодец, петух, конь)

Дети по очереди бросают кубик, какая грань с картинкой окажется верхней, то слово и должен назвать ребенок. Например : лук – цыбуля, лестница – драбина, ведро – цэбэрка , колодец – криница или  копань, петух – кочет, конь – кинь. После того, как слово будет сказано, картинку на кубике необходимо заменить. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего фишек или картинок.

Казачий словарь

Лук цыбуля; лестница – драбина; ведро – цэбэрка; колодец криница; петух – кочет; конь – кинь;  курица – курка; цыпленок цыпля; утка – качка;  кот кит; кошка – кишка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; тыква – кабак;  дом – хата;  полотенце – рушник;  хлев – баз; волк бирюк; соломенная шляпа – бриль; ограда загородь; домашние животные – худоба; теленок – худобенок;  печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол;  кроватка – колыска; забор из веток – плетень; лавка – лава.

Игра  « Подворье»

Игровые задачи: развитие речевого колорита, расширение словарного запаса, умении классифицировать и обобщать слова.

Материалы :

- макет подворья с атрибутами

- кубик с картинками

-набор домашние животные

- картинки

Ход игры :Дети по очереди бросают кубик. Какая картинка выпадет, то и должен выставить на макет ребенок, при этом ребенок называет предмет словом из казачьего словаря. Картинку на кубике после названия слова необходимо сменить. Например: на кубике выпала картинка с домиком. Ребенок  называет - это хата. Берет игровой  атрибут, называет его и выставляет его на макет. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые атрибуты не будут расставлены на макете. Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря. Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Игра лабиринт.

Ход игры:

  1.  «Прогулка »

Прогулка пальчиков по «волшебной дощечке »: Наши пальчики пошли гулять , любопытные пальчики-ножки гуляют между гвоздиков или прыгают с пенечка на пенечек; или пальчики-ножки бегут наперегонки - каждый по своей дорожке.

Наши пальчики большой и мизинчик стоят на пенечках. Для старших дошкольников можно усложнить задачу одновременно все пальчики руки поставить на пенечки .

  1. «Убери резиночки »

Первое знакомство с «волшебной дощечкой » можно провести это упражнение , когда дети сами разбирают узор составленный взрослым , так они учатся правильно снимать резинки.

  1.  «Угадай, что это?»

 Взрослый рисует на дощечке любое схематичное изображение предмета и предлагает ребенку угадать , что изображено , на что похоже . Когда ребенок освоится можно «загадывать » изображение по очереди .

  1. «Нарисуй мне…»

Предлагается ребенку задание , что нужно именно изобразить на дощечке . Конечно начинать надо с самых простых заданий – дом , кубик , треугольник и т.д. Задания усложняются по мере развития навыков у детей . Очень интересно когда можно усложнить загадкой , а ответ ребенок должен изобразить на «волшебной дощечке» с помощью резиночек>

5. «Продолжи узор»

«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите малышу продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.

6.«Большой-маленький»

 Педагог «рисует » на дощечке маленькое изображение какого-то предмета ( например – домик ) и рядом предлагает «нарисовать» большой дом . Дальше можно поменяться взрослый большой , ребенок – маленький )

7. «Часть и целое»

Педагог выкладывает на дощечке большую геометрическую фигуру и предлагает ребенку поделить резинками ее на равные части и назвать какие получились фигурки . Можно «разбить » предложенную фигуру  на другие фигурки из  которых состоит данная фигура .

8. «Самая длинная змейка»

Вместе с детьми сделать длинную змейку из резинок одного цвета , 1 ход -1 резинка –звено.

9. «Дорисуй»

Могут играть 2-3  ребенка . У каждого ребенка одинаковое количество резинок , дети начинают «рисовать » какой-то рисунок , используя по одной резинке за один ход . Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например из полоски переходит в крестик , в следующий ход превращается в снежинку . Если ребенок проиграл , лучше обратить внимание на то , что как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков , как может измениться первый замысел от действий другого игрока .

10. «Лабиринт »

 Нарисуйте с помощью резиночек лабиринт-дорожку и пару домиков-гаражей. Возьмите машинки, фигурки зверей, человечков и, повторяя правила дорожного движения,  направо – налево .

Игра Елочка.

Игровые задачи: развитие мелкой моторики, мышления, ориентировки на предмете, речи.

Материалы : макет – Елочка, игрушки подвески.

Ход игры:

Детям предлагается выполнить задания по словесным указаниям педагога.:

Развесить все игрушки

Развесить всех снегирей – сверху(снизу)

Развесить сов, в направлении -сверху вниз

Чередовать сов и шишки и т д

Можно использовать вариант игры «Сделай как было» готовый образец нужно рассмотреть и запомнить, а после воспроизвести по памяти, т.е развесить игрушки в том порядке в котором они висели изначально.

Варианты заданий педагог подбирает сам, можно их изменять и усложнять.

Игра Сказки на песке.

Игровые задачи: развитие речи, мышления, моторики, воображения. Развивать умение инсценировать сказку.

Материалы: песочница, атрибуты к сказке, текст сказки.

Ход игры: детям предлагается воспроизвести сказку на песке. Воспитатель читает знакомую детям сказку, а дети по тексту располагают героев  в песочнице. В игре используются персонажи, которые изготовлены в стиле hand made. Так же можно использовать готовый кукольный театр.

Примечание: персонажей дети могут изготовить самостоятельно, можно дать задание по изготовлению персонажей на дом совместно с родителями.

Дерево времен года.

Игровые задачи : развитие речи, моторики, внимания, памяти.

Материалы: макет дерева, персонажи.

Ход игры: детям дается задание распределить персонаже соответственно времени года ( девочка в шубке – зима и тд ). Далее можно усложнить задание – расположить персонажей в действии (дети играют в мяч - лето, дети на санях – зима и тд). Главной задачей игры является речевое сопровождение действий. Дети учатся составлять предложения.

Тактильные карточки.

Игровые задачи: развитие моторики и речи.

Материалы: тактильные карточки.

Ход игры: дети составляют сюжет,  убирая или прикрепляя детали к карточкам, так развивается моторика.  Готовый сюжет необходимо описать словесно.

Атрибуты для развития речевого дыхания, позволяют развивать силу и направленность воздушной струи. Здесь можно использовать различные вариации: подвесные модули, индивидуальные приспособления, атрибуты изготовленные для различной нагрузки. Легкие модули- перышки, бумага, фантики, вата. Более тяжелые – бусины, кубики и тд.

Веселые прищепки позволяют развивать моторику, мышление, воображение. Данная игра проста в применении и имеет различные вариации. Например, прикрепи на макет, собери по образцу, распредели в определенной последовательности и тд. Вариации игры предлагает педагог или же дети самостоятельно выбирают тот или иной вариант.

Театр на лопатках позволяет инсценировать и драматизировать различные сказки. Можно использовать вариации: дополни сказку – воспитатель читает, а дети поднимают нужную лопатку с персонажем ( кто –кто в теремочке живет- дети поднимают лопатку с мышкой и говорят « Я- мышка норушка»). Дети сами показывают сказку используя лопатки с персонажами. Можно дополнять, усложнять и менять вариации игры с театром на лопатках.

Игры  Шкатулка и Бабочки  находится в процессе создания.  Игры будут направлены на развитие моторики и речи.

Шкатулка- коробка с ячейками и различными наполнителями.  Примерное задание, сложи большие пуговицы в красную ячейку, или разложи по величине, цвету, форме и тд.

Бабочки – контуры бабочек с отдельными частями. Примерное задание, создай узор бабочке,  найди большие и маленькие (бабочки и цветы), каждой бабочке свой цветок ( по цвету и размеру) и тд.

  1. Анализ результатов проекта.

Таким образом, нами была проведена работа по внедрению игр и игрового материала, сделанного в технике hand made. Данная технология работы понравилась не только педагогам, но и родителям. Игровой материал можно создавать самостоятельно, при этом получать огромное удовольствие от проделанной работы. Работа в стиле hand made, позволяет раскрывать творческие способности, при изготовлении какого-либо предмета человек вкладывает в него тепло своих рук, передает частичку себя. Поэтому это не просто работа, а работа, позволяющая творить и получать от этого удовольствие  и передавать его другим. Вот суть работы в стиле hand made.

Данный проект рассчитан на 2016-2017 учебный год. Поэтому окончательный результат будет известен в мае 2017года. На данный момент проведена промежуточная диагностика развития речи детей во второй младшей группе.(приложении № 7). Из которой уже виден положительный сдвиг в динамике речевого развития детей группы.

Идет подготовка к итоговой диагностике, которую мы планируем провести в мае 2017года.

Основной задачей проекта стоит всестороннее развитие речевой активности детей, чего мы и планируем достичь.

Ведется основная работа по внедрению материала, изготовленного в стиле hand made. Игры, которые представлены в этой работе, уже заняли свое место в игровых зонах нашей группы. Данные игры понравились детям и родителям. Некоторые родители просили провести мастер-классы по изготовлению игр для домашнего использования.

 Иры Казачий словарь и Подворье были участниками РМО, которое проходило в станице Старомышастовской 20. 01. 2017г на базе ДОУ №37 руководитель РМО Белая О. О.

Еще мы планируем показать игры, изготовленные в стиле hand made на предстоящих РМО тематика которых, развитие речи и игры на мышление.

Вот так постепенно реализуется наш проект.

Заключение :

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Таким образом, вовлекая педагогов, детей и родителей в работу в стиле hand made, мы решаем целый ряд задач:

  • Первая и главная задача – это всестороннее развитие речевой деятельности.
  • Развитие творческих способностей
  • Налаживается тесный контакт с родителями во время совместной деятельности стиле hand made.
  • Участвуя в общественной деятельности, мы делимся своим опытом работы стиле hand made.

Мы узнали много нового и интересного о различных материалах, познакомились с фетром, фоамираном, узнали что такое декупаж и скрапбукинг и многое другое. Раскрыли совершенно новые и простые в использовании материалы для работы в стиле hand made.

А главное, что работа в стиле hand made очень интересна и творчески направлена. Она позволяет раскрыть себя, как творческую личность, как педагога, как деятеля и при этом доставляет огромное  удовольствие.

Практический материал, представленный в приложении, может быть использован в практике работы воспитателей.

PS. Можем провести мастер-класс по работе в стиле hand madе.

Список  литературы и интернет источников:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. 2000.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1984
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с,
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1988.
  5. Гербова В. Занятия по развитию речи.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М; 1995.
  7. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. – Екатеринбург, 2005.
  8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1979.
  9. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества //Дошкольное воспитание, 1991, № 10.
  10. Ладыженская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.
  11. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1992.
  12. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /Под. ред. О.С. Ушаковой – М.,1996.
  13. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
  14. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 2001.
  15. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
  16. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.
  17. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
  18. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. –М., 2003.
  19. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 2004.        
  20. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.         
  21. Nsportal.ru- интернет ресурс. Смирнова Светлана Евгеньевна Картотека – Речевая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.
  22. Nsportal.ru- интернет ресурс. Зонирование в детском саду по ФГОС.
  23. www.maam.ru- интернет ресурс. Мастер-класс. (дерево времен года, подвески и атрибуты для речевого дыхания)
  24. stranamasterov.ru.- интернет ресурс. Мастер-класс.(Игрушки из фетра. Фоамиран. Скрапбукинг ).

 

               


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление развивающей среды своими руками.

Вашему внимание представлены фотораграфии с изображением развивающей среды. Фотографии с изображением сенсорных ковриков для профелактики плоскостопия. Огород на окне, вместе с детьми мы поливали расс...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - информационный бюллетень о создании схем для детей в экспериментальном уголке группы.

     Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - лото "Транспорт"

Предлагаю изготовить лото "ТРАНСПОРТ". Как изготовить? Всё по порядку: «Взять силуэты машин от одноимённых трафаретов. Перерисовать изображения на карточки. Обтянуть их скотчем». ...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - коллекция "Насекомые" (для детей дошкольного возраста).

   История возникновения этой игрушечной коллекции: «Работу по ознакомлению с окружающим миром природы веду давно и коллекции собирать – очень мне нравится. Изображения насекомых были...

Презентация "Предметно-развивающая среда своими руками".

В презентиции представленны самодельные материалы для предметно-пространственной среды "Волшебные коробки"....

Создание предметно - развивающей среды своими руками в первой младшей группе.

Мастер класс по созданию предметно развивающей среды в первой младшей группе....

Создание предметно-развивающей среды своими руками.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать в детском саду как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наб...