Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей Использование палочек Кюизенера в развитии дошкольников
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Солодова Ольга Борисовна

    Информация для родителей о использовании палочек Кюзенера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsvetnye_schetnye_palochki_kyuizenera.docx28.55 КБ

    Предварительный просмотр:

                      Цветные счетные палочки Кюизенера.

    Палочки Дж. Кюизенера это материал который предназначен для интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Десять причин , почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки Кюизенера:

    1 . Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

    2. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операция над числами и т.д) ребенок получает играя.

    3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном , так и в трехмерном пространстве.

    4. Благодаря палочкам развивается логическое мышление.

    5. Палочки обеспечивают возможность получать значения в результате исследований.

    6. ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье , и в дошкольных учреждениях, и в школе.

    7. Этот материал можно использовать с целью коррекции.

    8. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

    9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

    10. Этот материал может быть использован в диагностических целях.

    Палочки друг от друга отличаются цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета – одной длины.

    Выберем по одной палочке каждого цвета. Получилось десять разного цвета.

    Разложим выбранные палочки по длине , от самой короткой до самой длинной. У нас получилась «лесенка». Первая ступенька белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой  палочки  - два, голубой – три и т.д. – каждой палочке соответствует число , равное ее длине.

    Проверим, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей, прикладывая белый кубик к ступенькам.

    Можно выделить 3 этапа использования цветных палочек в образовании детей.

    1этап Работа с детьми 2-4 лет (игровые сценарии).

    Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветок.

    Сравнение палочек по длине и высоте, количеству (одна, много).

    Выкладывание квадратов, прямоугольников, ориентировка на листе бумаги(в середине красная палочка, внизу черная).

    Сюжеты : строим мостик через реку,  заборчик для бабушкиного огорода, укладываем конфеты в коробку и т.д

    2 этап Работа с детьми 4-7 лет

    Упражнения в моделировании. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин.

    Исследовательская деятельность при знакомстве с палочками.

    (Упомянуто было выше о «Лесенке»).

    Использование палочек для освоения количественного и порядкового счета, арифметические действия, состав числа из единиц(измеряем палочки единицей, сколько единиц – таково число. Открытие : красная палочка – четыре единицы), составление задач по моделям (Модель задачи на сложение. На ветке сидело 5 птиц, прилетела еще одна. Сколько птиц сидит на ветке?), образование чисел второго десятка, ориентировка на плоскости и др. Например : придумай рисунок . в котором бы использовались палочки 3-х цветов.

    3 этап. Работа с детьми 7-9 лет.

    Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования цветных счетных палочек Кюизенера в образовании детей дошкольного и начального школьного возраста.

    Семинар-практикум для родителей

    Использование палочек Кюизенера в  развитии

    дошкольников

                                                                           

                                                                             Подготовила : воспитатель  

                                                                                                    Солодова О.Б.                                                                                                      

               

    Цель : познакомить родителей с универсальным дидактическим средством «Палочки Кюизинера»

    Для  развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) во второй половине 20 века  разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».

    Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

    В нашем наборе 116 палочек по 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.  Это версия считается упращенной  и предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Но прежде чем начать работу  нужно уточнить знают ли дети цвета, так как в наборе имеются и оттенки.  Разложим выбранные палочки по длине , от самой короткой до самой длинной. У нас получилась «лесенка». Первая ступенька белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой  палочки  - два, голубой – три и т.д. – каждой палочке соответствует число , равное ее длине.

    Проверим, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей, прикладывая белый кубик к ступенькам.
    Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Цветные  палочки позволяют решать следующие задачи:

    • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
    • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
    • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
    • Освоение прямого и обратного  счета;
    • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
    • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
    • Познакомить со  свойствами геометрических фигур;
    • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
    • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

    На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал.(2-4лет) Игры и упражнения состоят в группировке  палочек  по разным признакам ( цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.  

    Задания 

    Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого она цвета?

    • Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
    • Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

    Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

    Задания 

    • Выложите высокий (низкий забор), лесенку
    • Выложите любое  изображение

    На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.

              Когда ребенок освоит комплект палочек, они  выступают как пособие для маленьких математиков. . И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  
    Задания

    • Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
    • Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
    • Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной
    • Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. 
    • Выложите голубую и  розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

    Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов.

    Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.

    • Выкладывайте  палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
    • Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
    •  Положите   синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

    Палочки Кюзинера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.

    Задания

    • Выложите из красных палочек квадрат и  прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
    • Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
    • Выложите   четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

    Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является  развитие  количественных представлений и освоение  счета.

    Задания

    • Выложите  лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно. 
    • Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше( меньше)? Использовать разные способы сравнения.
    • Найдите  палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.
    • Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
    •  Составьте красную палочку из других палочек разными способами.

    Занятие с палочками Кюзенера довольно разнообразны и в зависимости какую цель вы преследуите   можно подбирать вопросы и задания. Существует большое количество пособий по работе с палочками Кюзенера, они могут называться еще счетные палочки , « на золотом крыльце сидели». В нашем наборе есть инструкция по работе с палочками .Их можно использовать на любом другом занятии поскольку с них можно выкладывать различные фигурки которые могут быть связаны с темой другого занятия.

    Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных  математических представлений.

    Семинар-практикум для родителей

    Использование палочек Кюизенера в  развитии

    дошкольников

                                                                           

                                                                             Подготовила : воспитатель  

                                                                                                    Солодова О.Б.                                                                                                      

               

    Цель : познакомить родителей с универсальным дидактическим средством «Палочки Кюизинера»

    Для  развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) во второй половине 20 века  разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».

    Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

    В нашем наборе 116 палочек по 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.  Это версия считается упращенной  и предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Но прежде чем начать работу  нужно уточнить знают ли дети цвета, так как в наборе имеются и оттенки.  Разложим выбранные палочки по длине , от самой короткой до самой длинной. У нас получилась «лесенка». Первая ступенька белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой  палочки  - два, голубой – три и т.д. – каждой палочке соответствует число , равное ее длине.

    Проверим, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей, прикладывая белый кубик к ступенькам.
    Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Цветные  палочки позволяют решать следующие задачи:

    • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
    • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
    • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
    • Освоение прямого и обратного  счета;
    • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
    • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
    • Познакомить со  свойствами геометрических фигур;
    • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
    • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

    На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал.(2-4лет) Игры и упражнения состоят в группировке  палочек  по разным признакам ( цвету, размеру, количеству (один - много), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.  

    Работа с детьми 4-7 лет

    Упражнения в моделировании. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин.

    Использование палочек для освоения количественного и порядкового счета, арифметические действия, состав числа из единиц(измеряем палочки единицей, сколько единиц – таково число. Открытие : красная палочка – четыре единицы), составление задач по моделям (Модель задачи на сложение. На ветке сидело 5 птиц, прилетела еще одна. Сколько птиц сидит на ветке?), образование чисел второго десятка, ориентировка на плоскости и др. Например : придумай рисунок . в котором бы использовались палочки 3-х цветов.

    Задания

    • Выложите  лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно. 
    • Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше( меньше)? Использовать разные способы сравнения.
    • Найдите  палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.
    • Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
    •  Составьте красную палочку из других палочек разными способами.

    Занятие с палочками Кюзенера довольно разнообразны и в зависимости какую цель вы преследуите   можно подбирать вопросы и задания. Существует большое количество пособий по работе с палочками Кюзенера, они могут называться еще счетные палочки , « На золотом крыльце сидели». В нашем наборе есть инструкция по работе с палочками .Их можно использовать на любом другом занятии поскольку с них можно выкладывать различные фигурки которые могут быть связаны с темой другого занятия.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование палочек Кюизенера в развитии дошкольников

    Статья к семинару-практикуму для родителей....

    Презентация " Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"

    Презентация рассказывает о последовательной работе по использованию современного пособия:  "Палочки Кюизенера" в работе с дошкольниками....

    Мастер класс " Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"

    Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные параллелепипеды, которые изготавливаются из дерева или пластика. Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Сам...

    Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

    Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

    Мастер – класс для родителей «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей дошкольного возраста».

    Данный материал использовала на родительском собрании, где родители сами могли поиграть и почувствовать себя детьми....