Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация

Соколова Ирина Александровна

Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ.  

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как палочки Кюизенера. Это пособие отличается своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории : Соколова Ирина Александровна МБДОУ детский сад «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Слайд 2

Цель: повышение профессионального мастерства участников семинара-практикума в вопросах использования палочек Кюизенера в процессе активного педагогического общения. План проведения семинара-практикума Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения палочек К юизенера в развитие творческого потенциала детей Практическая часть: Мастер- класс: «Использование палочек Кюизенера в развитие детей младшего дошкольного возраста» 2. Мастер-класс «Использование палочек Кюизенера в подготовительной к школе группе» Участникам предлагается несколько игр. Рефлексия

Слайд 3

Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как палочки Кюизенера . Это пособие отличается своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Слайд 4

Цветные счетные палочки Кюизенера

Слайд 5

Данное пособие создал бельгийский математик Джордж Кюизенер (1891 – 1976) для помощи детям в освоении законов математики. Долгое время он проработал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть. Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтесори . Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете».

Слайд 6

Палочки в наборе имеют разную длину от 1 до 10 см и распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. В «Красное семейство» составляют палочки розового , красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. В «Синее семейство» – палочки голубого , фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В «Желтое семейство» входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину. Числовая лесенка Кюизенера белый квадрат — число 1 розовая палочка — число 2 голубая – число 3 красная – число 4 жёлтая – число 5 фиолетовая – число 6 чёрная – число 7 бордовая – число 8 синяя – число 9 оранжевая – число 10

Слайд 7

Суть методики Дети играя с палочками параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой. Данный материал позволяет формировать у детей представление о числе на основе счета и измерения; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; различать расположение предметов в пространстве; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

Слайд 8

Работа с палочками проходит в 2 этапа: На стадии игры ребёнок знакомится с материалом. Это помогает тренировать зрительное восприятие, а также мелкую моторику. Занятия напоминают игру с кубиками или мозаикой, то есть малыш выкладывает какие-то фигурки, строит башни или лесенки. На стадии обучения ребенок через свои органы чувств формирует понятие состава числа и последовательности чисел. Этому способствуют упражнения, направленные на установление последовательности расположения линеечек по какому-то признаку (например, длине или цвету) и выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание и т.д.

Слайд 9

Методическое обеспечение

Слайд 10

Мастер- класс: «Использование палочек Кюизенера в развитии детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Сушим полотенца» Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка). Описание: На подносе лежат палочки двух цветов. Задания – Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета? – Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.) – Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.) – Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое… Вопросы – Сколько желтых «полотенец»? (Много.) – Сколько красных «полотенец»? (Много.) – Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)

Слайд 11

Дидактическая игра «Бусы» Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько). Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые , голубые ; карточка. Описание Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую , голубую , снова белую. Продолжите ряд до конца». Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.

Слайд 12

Игра «Разноцветные вагончики» Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых , 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка). Описание: Дети сидят напротив друг друга. У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых , 5 желтых, 1 розовая . Вопросы и задания – Сколько всего палочек на подносе? – Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую. – Сколько палочек каждого цвета? – Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.) Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца. По окончании работы педагог уточняет: – Чей поезд длиннее? – Назовите по порядку цвет каждого вагона. – Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их? – Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

Слайд 13

Игра «Придумай узор» направлена на развитие творческого воображения. Материал. Цветные счетные палочки Цель: Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. Развивать умение составлять описательный рассказ. Правила игры: Составление сюжетной картинки и сочинение мини-рассказа о ней. (одно правило нельзя перемешивать палочки по цвету)

Слайд 14

Вывод: Опыт российских педагогов показал эффективность использования данного пособия, как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Игры и занятия с палочками Кюизенера доставляют детям интеллектуальное удовольствие, воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Семинар практикум

Подготовила: Соколова Ирина Александровна

воспитатель 1 квалификационной категории 

с. Кулунда – 2021 год

Слайд 1

Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: повышение профессионального мастерства участников семинара-практикума в вопросах использования палочек Кюизенера в процессе активного педагогического общения.

План проведения семинара-практикума.

Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения палочек Кюизенера в развитие творческого потенциала детей

Практическая часть:

Мастер- класс «Использование палочек Кюизенера в развитие детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование палочек Кюизенера в подготовительной к школе группе» Участникам предлагается несколько игр. Рефлексия

Слайд 3

Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ.  

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как палочки Кюизенера. Это пособие отличается своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Слайд 4

Цветные счетные палочки Кюизенера

Слайд 5

Данное пособие создал бельгийский математик Джордж Кюизенер (1891 – 1976) для помощи детям в освоении законов математики. Долгое время он проработал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть. Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтесори . Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете».

Слайд 6

Палочки в наборе имеют разную длину от 1 до 10 см и распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине.

В «Красное семейство» составляют палочки розового , красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2.

 В «Синее семейство» – палочки голубого , фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3.

В «Желтое семейство» входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.

Числовая лесенка Кюизенера белый квадрат — число 1 розовая палочка — число 2 голубая – число 3 красная – число 4 жёлтая – число 5 фиолетовая – число 6 чёрная – число 7 бордовая – число 8 синяя – число 9 оранжевая – число 10

Слайд 7

Суть методики: Дети играя с палочками параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой. Данный материал позволяет формировать у детей представление о числе на основе счета и измерения; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; различать расположение предметов в пространстве; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

Слайд 8

Работа с палочками проходит в 2 этапа:

         На стадии игры ребёнок знакомится с материалом. Это помогает тренировать зрительное восприятие, а также мелкую моторику. Занятия напоминают игру с кубиками или мозаикой, то есть малыш выкладывает какие-то фигурки, строит башни или лесенки.

         На стадии обучения ребенок через свои органы чувств формирует понятие состава числа и последовательности чисел. Этому способствуют упражнения, направленные на установление последовательности расположения линеечек по какому-то признаку (например, длине или цвету) и выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание и т.д.

Слайд 9

Методическое обеспечение

Слайд 10

Мастер-класс: «Использование палочек Кюизенера в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра «Сушим полотенца»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Материал.

 Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка). Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

 – Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)

 – Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколько – столько, поровну.)

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Вопросы

 – Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

– Сколько красных «полотенец»? (Много.)

 – Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)

Слайд 11

Дидактическая игра «Бусы»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько).

Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые , голубые ; карточка. Описание: Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую , голубую , снова белую. Продолжите ряд до конца». Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.

Слайд 12

Игра «Разноцветные вагончики»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых , 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

Описание: Дети сидят напротив друг друга. У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых , 5 желтых, 1 розовая .

Вопросы и задания

– Сколько всего палочек на подносе?

– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.

– Сколько палочек каждого цвета?

 – Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.) Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца. По окончании работы педагог уточняет:

– Чей поезд длиннее?

 – Назовите по порядку цвет каждого вагона.

 – Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?

 – Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

Слайд 13

Игра «Придумай узор» направлена на развитие творческого воображения. Материал. Цветные счетные палочки

Цель: Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. Развивать умение составлять описательный рассказ.

Правила игры: Составление сюжетной картинки и сочинение мини-рассказа о ней. (одно правило нельзя перемешивать палочки по цвету)

Слайд 14

Вывод: Опыт российских педагогов показал эффективность использования данного пособия, как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Игры и занятия с палочками Кюизенера доставляют детям интеллектуальное удовольствие, воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы. "Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация: «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация по использованию логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не ...

"Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация "Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"...