Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"
    консультация на тему

    Методика проведения дидактических игр по развитию речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    «Дидактические игры по развитию речи»

    Роль дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста связной речи.

    Дидактическая игра широко используется в обучении детей от 3х до 7 лет, как средство закрепления знаний.

    Дидактическая игра – это игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении.

    Чтобы дети приобрели знания, умения и навыки, их надо упражнять.  Упражнение, как многократная форма повторения, не вызывает интерес.  Дети быстро утомляются и отвлекаются.  Упражнения, которые проводятся в игровой форме, совсем по-другому воспринимаются детьми. Они с интересом повторяют нужные действия и слова.

     В дидактических играх  закрепляются в памяти детей знания о предметах и соответствующие названия.

    В дидактической игре воспитатель должен предусмотреть определенный программный материал, т.е. задачи из программы. Это то, чему дети будут учиться.

    Игровая ситуация складывается чаще всего в угадывании и загадывании.  В дидактической игре предметом внимания детей должно быть то, что отвечает цели, которую поставил воспитатель.  Если закрепляются названия определенных предметов, то необходимо подобрать именно эти предметы.  Если мы закрепляем названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям.  Например: воспитатель закрепляет название цвета. Он подбирает для дидактической игры «Угадай, что спрятано?» несколько однородных предметов разного цвета.

    Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен.  Назначение предметов  и смысл задаваемых вопросов должны быть ясны и понятны детям. Количество предметов или  картинок для дидактической игры в разной возрастной группе должен быть достаточным для вовлечения в игру всех детей.

    ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    Дидактические игры с предметами или картинками.

    В младших группах используются чаще всего игры с парными картинками.

    1 вариант – воспитатель показывает картинку и предлагает ребенку найти такую же.

    2 вариант – воспитатель показывает ребенку картинку и предлагает подобрать такую же игрушку.

    Широко используются такие игры, как: «Посмотри и запомни», когда ребенок запоминает те предметы, что лежат на столе, отворачивается и называет их по памяти, «Угадай, что спрятали (или чего не стало)».

    Словесные игры без предметов.

    Используются, в основном, для детей старшего дошкольного возраста, как средство закрепления знаний, обучение краткого и четкого изложения мысли, воспитания находчивости. В этих играх воспитатель ставит перед детьми вопросы, на известные им темы.  Вызванный ребенок должен дать быстрый и точный ответ. Воспитатель намеренно повторяет одни и те же вопросы, но по правилам игры дети не должны повторять прежних ответов, а дать новый.

    Вопросы воспитателя и ответы детей должны быть краткими,. Следовать друг за другом без длительных пауз, без дополнительных вопросов. Если это правило не соблюдается, то исчезает игровое начало и игра превращается в обычную беседу.

    Словесные дидактические игры:   «Кто это?» - определение профессии по действию (Кто лечит больных?  Кто учит детей? И т.д.).

    «Что делает?» - определение действий людей разных профессий (что делает дворник, шофер, маляр).

    «Назови что-нибудь»( металлическое, резиновое, деревянное и т.д.) – подбор предметов по материалу, п признаку.

    «Назови какой?» - подбор определений.

    Дидактические игры по представлению.

    Используются после занятия по обучению рассказыванию.

    - при активном участии детей

    - соблюдение четких правил.

    2. Дидактические игры на описание объектов по памяти. Игры – загадки: «Угадай, что за зверь?»,  « Угадай, кто (что) это?»

    МЕСТО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЗАНЯТИИ

    В младших группах дидактическая игра занимает все занятие. Большое значение играет роль воспитателя, т.к. в начале занятия воспитатель показывает предметы или картинки, спрашивает, объясняет, дает образец ответа.

    В средней и старших группах дидактическая игра является лишь частью занятия, экскурсии, беседы.  Время 5-10 мин.

    Дидактические игры выступают как средство закрепления полученных знаний, умений и навыков.

    ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

    Образец рассказа при объяснении новой игры.

    План рассказа, когда используются в игре дополнительные элементы. Например: вежливое обращение продавца с покупателем.

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА

    Умение воспринимать и различать разные качества речи

    «Угадай, кто позвал?» - тембр

    «Обрадовался или испугался?» - выразительность

    «Угадай, что я сказала?» - в младшей группе дети лицом к воспитателю, в старшей – спиной.

    «Кто позвал?», «Выполни, что услышишь»

    «Солнце или дождик» (с бубном), «Угадай, что делать?», «Где позвонили?». «Что делает за ширмой Петрушка?»    - на развитие слухового внимания.

    ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    «Встреча с новой куклой», «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать» и др.  

    Как правило, включают в себя игры с куклой.   Особенно большое значение имеют в младшем дошкольном возрасте. Могут быть организованы как занятие, а также в другое время дня.  Воспитатель ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляет вопросы и замечания. Необходима тщательная подготовка. Воспитатель составляет план игры, перечисляет действующих лиц (1-3), порядок действий в игре, свою речь, а также речь действующих лиц.  Главное – активное участие детей.  Сюжетами могут быть примеры из жизни детей, животных и т.д.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Игра в развитии речи дошкольника"

    Цель: Углубить знания родителей о значении игр в развитии речи детей; познакомить и показать  игры по развитию речи, которые они могут использовать в совместной деятельности с детьми.План: ...

    Консультация для родителей "Игры для развития речи дошкольников"

    Консультация для родителей.  "Игры для  развития речи дошкольников"...

    Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»

    Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....

    Консультации для родителей "Игры на развитие речи и мышления дошкольников"

    В материале предложены игры для развития речи и мышления дошкольников....

    Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

    Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»...

    Консультация для родителей Игры для развития речи и мышления дошкольников

    Консультация для родителей"Игры для развития речи и мышления дошкольников"  Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат&ra...

    Консультация для педагогов и родителей "Ценность дидактической игры в развития речи дошкольников".

    Игра реализует две цели: обучающую, которую преследует педагог, и игровую, ради которой действуют дети. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала....