Организация совместной театрализованной деятельности с детьми 5-6 лет
материал (старшая группа) по теме

Демченко Анна Ивановна

Планирование по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_5_-_6_let_.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ  5 – 6  ЛЕТ

Подготовила: Демченко Анна Ивановна,

 воспитатель I категории

Дети 5-6 лет  продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, а педагоги в свою очередь учат их  самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.Новым аспектом совместной деятельности  педагога и детей становится приобщение ребят к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада, опера, балет  и т. д.).

    Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций  на основе сказок.В режиссерских играхпроявляется эмоциональный опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.

  Большое внимание педагоги уделяют воспитанию артистических качеств у детей 5-6 лет, раскрытию  творческого потенциала, вовлечению их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектакля, участие в спектакле.

  Постановка спектакля с детьми начинается с выбора произведения. Прежде всего, педагог выбирает только тот материал, который нравится и детям, и ему самому, а затем разрабатывает оригинальный сценарий, содержащий богатый драматургический материал. При работе с детьми над спектаклем анализируется каждое событие, выясняется, в чем его смысл, в каком месте, и в какое время оно происходит. Педагог вместе с детьми анализирует характер каждого персонажа, а репетиция строится как творческая игра, где у каждого есть своя конкретная роль.

    Участие в спектакле дает возможность ребятам проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения, почувствовать радость творчества.

Планируемые результаты по театрализованной деятельности

К концу года дети 5-6 лет должны уметь:

  • взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • запоминать заданные позы;
  •  запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
  • произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией;
  • выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  •  составлять предложения с заданными словами;
  •  сочинять этюды по сказкам;
  •  строить простейший диалог

Задачи:

—  продолжать развивать интерес к театрально-игровой деятельности;

—  совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

—  расширять представления об окружающей действительности, предметах, игрушках, декорациях, их окружающих;

—  учить определять их существенные признаки;

—  совершенствовать умения ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада;

—  воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям;

—  закреплять представления о различных видах кукольных театров, учить различать их и называть (настольный театр, верховые куклы, театр марионеток, куклы с «живой рукой»).

—  продолжать обогащать и активизировать словарь детей;

—  закреплять правильное произношение всех звуков, интонационную выразительность речи;

—  продолжать учить, при инсценировках сказок, пользоваться прямой и косвенной речью, диалоговой и монологической формой речи;

—  совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя, составлять небольшие рассказы;

—  побуждать импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой»;

—  стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией;

—  продолжать воспитывать гуманные чувства, стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, прийти на помощь в сложной ситуации;

— приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей в кукольных и драматических спектаклях;

—  побуждать для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей использовать песенные импровизации, сочиненные на заданный текст, в жанре песни, танца, марша;

— развивать желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремясь пластикой своего тела создать яркий запоминающийся образ;

—  поощрять стремление подбирать знакомыепопевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой»;

—  развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности;

—  поддерживать желание активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Тема занятия

Задачи

«Знакомство с театральными куклами»

Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. 2007., с.145

  • Развивать устойчивый интерес   к театрально-игровой деятельности,    расширять знания детей о различных    видах кукольных театров (настольный,    театр верховых кукол, больших напольных кукол).
  • Познакомить детей с куклами театральной студии;развить у детей умение определять, из какой сказки данные куклы.
  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

«Создание игровых образов. Рассказывание русской народной сказки «Репка» (театр деревянных игрушек)»

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Поощрять желание воспитанников участвовать в театрально-игровой деятельности.

«Создание игровых образов. Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (театр деревянных игрушек)»

  • Поощрять желание воспитанников участвовать в театрально-игровой деятельности.
  • Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы  педагога по содержанию сказки.
  • Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики и жестов.

«Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

  • Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
  • Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики и жестов.

Тема занятия

Задачи

«Знакомство с театраль-ными атрибутами. Инсценировка русской народной сказки «Жихарка» (ложковый театр)»

  • Познакомить детей с театральной ширмой, театром кукол из деревянных ложек.
  • Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики и жестов.
  • Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль сосредотачивать внимание на происходящем на ширме, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.

«Как называются эмоции»

(зан.№14, старшая группа м/к)

  • Продолжать знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний.
  • Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью мимики и жестов.

«Сказочные герои и ты»

(зан.№11, старшая группа м/к)

  • Формировать умение распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей, называть их и соотносить со своим жизненным опытом.
  • Закреплять умение самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики и жестов.

«Шляпы, одежда, грим»

(зан.№4, старшая группа м/к)

  • Формировать представление о том, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера.
  • Вызывать у воспитанников желание экспериментировать со своей внешностью в зависимости от игровой ситуации (театрализованная игра).

«Создание игровых образов. Рассказывание русской народной сказки «Три медведя» (театр мягкой игрушки, игрушек из конусов, бибабо)»

  • Продолжать знакомить детей с различными видами театра.
  • Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе  театральных игрушек, необходимых для инсценировки определённого произведения.

Тема занятия

Задачи

«Почему кот моется после еды» (чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации)

Л.В.Артёмова. Театрализованные игры дошкольников, с.73

  • Формировать умение понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа.
  • Приобщать детей к миру театра и литературы, вызывать эмоциональный отклик в процессе проигрывания роли.
  • Воспитывать бережное отношение к животным, чувство юмора.

«Телефон» (выразительное чтение или рассказывание воспитателя с элементами драматизации детей)

Л.В.Артёмова. Театрализованные игры дошкольников, с.76

  • Формировать умение своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения
  • Развивать умение выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации.
  • Воспитывать интерес к драматизации, умение понимать юмор произведения.

«Узнай себя» (импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо)

Л.В.Артёмова. Театрализованные игры дошкольников, с.81

  • Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений
  • Развивать артистические способности, выразительность интонации голоса,  совершенствовать навыки импровизации.
  • Поощрять стремление ребят подражать положительным персонажам

«Подарок для мамы»

(Создание образа в спектакле)

  • Развивать артистические способности, выразительность интонации голоса,  совершенствовать навыки импровизациии пластику движений.
  • Побуждать детей изображать животных и птиц, сопровождая свои действия жестами.
  • Развить представления о нравственных качествах человека, побуждать к сочувствию и состраданию.

Тема занятия

Задачи

«Веселые сочинялки»

  • Познакомить детей с персонажами пальчикового театра (вязаные игрушки)
  • Развивать  творчество и воображение; воспитывать желание  сочинять (придумывать) сценарий (сказку), учитывая наличие персонажей; брать на себя определённую роль
  • Развивать интонационную выразительность речи

«Радость»

Крюкова С.В., Слободняк Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь, с.48

  • Продолжать знакомство с чувством радости
  • Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, способность понимать эмоциональное состояние другого человека
  • Развивать выразительность движений, жестов, мимики

«Теремок»

(настольный театр игрушек)

конспект

  • Обучать способам управления настольными куклами
  •  Продолжать знакомить с различными эмоциями: изображать радость с помощью мимики, движения, жестов
  •  Обогащать и активизировать словарь детей, закреплять произношение звуков

«Заглянем в окошко к Деду Морозу»

Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии, с. 105

  • Формировать умение видоизменять, комбинировать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые ситуации, приписывая сказочному герою воображаемые действия
  • Развивать умение входить в воображаемые ситуации, словесно и действиями выражая настроения и чувства

Тема занятия

Задачи

«Страх»

Крюкова С.В., Слободняк Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь, с.61

  • Продолжать знакомство с чувством страха, формировать умение искать пути его преодоления
  • Развивать умение находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа

«Жизнь на необитаемом острове»

Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии, с. 99

  • Формировать умение направлять свое воображение в соответствии с поставленной задачей
  • Развивать умение входить в воображаемые ситуации; развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем

«Мост дружбы»

Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии, с. 124

  • Формировать умение «оживлять» окружающие предметы, придумывать различные истории об «оживших» предметах
  • Развивать умение передавать характер персонажа через мимику, жесты, движения, интонационную выразительность речи
  • Развивать наблюдательность, быстроту мышления

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крюкова С.В.,  Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Москва, «Генезис», 2006г.
  2. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности  в детском саду. М., 2007.
  3. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий М. 2007г.
  4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,2002г.
  5. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников
  6. Прохорова. Путешествие по Фанталии.
  7. Салагаева .Чудесные скорлупки.
  8. Петрова И.М. Театр на столе. (Ручной труд для старших дошкольников).
  9. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры. Москва,«Обруч», 2012г.
  11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной театрализованной деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ

В статье описаны особенности театрализованной игры, ее использование в работе с детьми раннего  возраста. Применение театрализованных игр в ДОУ....

Организация совместной театрализованной деятельности с детьми 4-5 лет

Планирование по театрализованной деятельности...

Организация совместной театрализованной деятельности с детьми 6-7 лет

Планирование по театрализованной деятельности...

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей/

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость....

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость....