Тренинг для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
материал (младшая группа) на тему

Ковех Анна Владимировна

Советы родителям детей первой младшей группы для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей:

 «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи:

  1. познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
  2. познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
  3. создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. 

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В раннем возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а, главное, познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. Такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу, например, манку. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему, развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем». Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация. Очень нравится малышам игра «Наливаем, выливаем, сравниваем». В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камешки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

3. Пальчиковая гимнастика. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши.

 «Цветы»

Наши алые цветки раскрывают лепестки (плавное раскрытие пальцев).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (помахивание руками перед собой).

Наши алые цветки закрывают лепестки (сжимание пальцев).

Тихо засыпают, головой качают (опускание кистей рук вниз).

«Дружная семья»

Дети поочередно загибают пальцы обеих рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. На последние слова пальцы образуют кулачки.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик-я!

Вот и вся моя семья!

Очень дружная семья!

Хорошей гимнастикой для пальчиков являются игры с обычными бельевыми прищепками. Можно взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?

Яблоко! А ещё?

4. Игры с крупами, сухой аквариум. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять-таки её Величество Сенсорика!

Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

5.Моталочка. Для развития мелкой моторики детских пальчиков придумано множество полезных игр и развлечений, игра-моталочка удачно сочетает в себе традиционную народную забаву и тренажер по развитию моторики. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.

6. Лепим из теста. Тесто для лепки для детей – это масса, очень похожая на обычный пластилин. В отличие от привычных твердых брусков цветного пластилина она гораздо мягче, не пачкает руки и одежду, не липнет, не пахнет резиной, не вызывает аллергических реакций. Такое тесто для лепки малыш может попробовать на зубок. Положив кусочек соленой невкусной массы в рот, ребенок тут же потеряет к нему гастрономический интерес и займется интереснейшим делом – лепкой.

Родителям обязательно следует знать, что работа с пластичными массами не только увлекательна, но и очень полезна в плане раннего развития ребенка. Не случайно говорят, что ум малыша находится на кончиках его пальчиков. Развитие мелкой моторики активизирует такие точки мозга, которые отвечают не только за предметные действия, координацию движений, но и за речь. Забавная лепка важна для полноценного развития малыша:

• развивает навык работы с мелкими предметами и умение манипулировать ими;

• повышает усидчивость;

• улучшает умение концентрироваться, внимание, восприятие;

• благодаря тому, что действуют обе руки, развивает правое и левое полушарие, то есть логическое и творческое мышление одновременно.

Многие ребятишки от усердия высовывают язык – так им интересно мять, лепить, творить чудесные тестяные вещи! Это тоже очень полезно, так как тренирует речевой аппарат.

Сегодня я познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

Литература:

  1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  2. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
  3. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  4. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство : «Скрипторий 2003». 2010.
  5. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
  6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель данного пособия: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошко...

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Консультация для родителей:«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".

Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...

Мастер-класс "сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии

Мастер-класс  для родителей«Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии»Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательных дид...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.

Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...