Педагогические методы
консультация на тему

Костылева Мария Викторовна

Метод – это способ профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательно-образовательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Метод – это способ профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательно-образовательных задач.

Методы являются одним из тех механизмов которые обеспечиваются взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Методы воспитания и обучения между собой тесно взаимосвязаны .

Метод  обучения - это способ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач).

Методы бывают:

словесные (источником знания явл. устное или печатное слово;

наглядные (ист. знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.

Опыт показывает, что взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:

• непосредственного влияния на учеников (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);

• создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• использования общественного мнения (референтной для воспитанника группы или коллектива – школьного, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;

• совместной деятельности воспитателя и воспитанника (через общение и труд);

• обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;

• погружения в мир народных традиций и фольклорного творчества, чтения художественной литературы.

Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

1. По характеру воздействия на личность воспитанника:

а) убеждение

 б) упражнение

 в) поощрение

г) наказание.

2. По источнику воздействия на личность воспитанника:

а) словесные;

б) проблемно-ситуативные;

в) методы приучения и упражнения;

г) методы стимулирования;

д) методы торможения;

е) методы руководства;

ж) методы самовоспитания.

3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы:

а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на:

а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;

в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:

а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение); б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация);

в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение); г) волевую сферу (требование – упражнение);

д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);

е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);

ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: 1) формирования сознания личности;

2) организации деятельности и опыта общественного поведения;

 3) стимулирования поведения личности.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.

1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:

       а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

       б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

       2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

       а) приобретение знаний;

       б) формирование умений и навыков;

       в) применение приобретенных знаний;

       г) творческая деятельность;

       д) закрепления;

       е) проверки знаний, умений и навыков.

       3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются:

       а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;

       б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

       4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

       а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

       б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

       в) проблемное изложение знаний;

       г) частично-поисковый (эвристический);

       д) исследовательский.

       5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:

       а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

       б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

       6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:

       а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

       словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),

       репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

       методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

       б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

       методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в

       учении;

       в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

       7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).

       8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.

       а) Монологические методы:

       - лекция;

       - рассказ;

       - демонстрация.

       б) Формы сотрудничества:

       - индивидуальные;

       - групповые;

       - фронтальные;

       - коллективные.

       в) Диалогические методы: – беседы.

       9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:

       а) искусственное (школьное);

       б) естественное (окказиальное).

       Этим методам соответствуют два метода обучения:

       а) преподносящее;

       б) поисковое.

       10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:

       а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

       б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:

       - классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;

       - метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;

       - ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;

       - банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;

       - микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;

       - дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);

       в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:

       — импрессивные методы;

       — экспрессивные методы;

       — практические методы;

       — учебные методы;

       г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психолого-педагогические методы развития эмоциональной сферы дошкольников"

Презентация к семинару для педагогов и психологов " Эмоциональное развитие дошкольников"...

Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников.  Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...

Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...

Педагогические методы музыкального развития в семье.

Родители - лучшие педагоги. Как помочь родителям научить детей музицировать....

"Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника"

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Как же помочь ребен...

Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТАДанный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начина...