пальчиковые игры-основа развития речи
статья на тему

Ермолаева Галина Борисовна

Важность пальчиковых игр для развития речи дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Пальчиковые игры – основа развития речи»

 Выполнила воспитатель: Ермолаева Г.Б.

                                                             МБДОУ «Детский сад№113»        

                                                                   

                                                                     

   

                                                                                                                                                                                             “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

В.А. Сухомлинский

Какова же связь движений пальцев рук и речи? Это исторически сложившаяся связь в ходе развития человечества указывает на великую роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений, жестов развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. По истечении времени движения пальцев рук у людей совершенствовались, люди научились выполнять руками все более тонкую и сложную работу – произошло увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге. Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Детям, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно у которых имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи, рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, например: рвать на мелкие куски бумагу; перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая испорченные зерна; нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки; конструировать; собирать пазлы; шнуровать; застёгивать и расстегивать пуговицы, молнии; рисовать по запотевшему стеклу, крупе и т.д.Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывают пальчиковые игры, которые подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Начинать их надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Пальчиковые игры сопровождаются стишками, которые взрослый должен произносить максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

***

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лёг в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко-крепко спит.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

При этом детям предлагается сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца , то на правой, то на левой руке.

Эти игры и упражнения развивают ловкость и подвижность пальцев, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения, например: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца; «Человечек» - указательный и средний пальцы правой/левой руки «бегают» по столу. Также для развития мелкой моторики можно изображать пальчиками различные предметы, животных, птиц. Все фигурки можно подкреплять небольшими стихотворениями. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить разыгрыванием небольших сценок, пересказом коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии взрослых можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Работу по развитию движений пальцев и кистей рук следует проводить регулярно по 2-5 минут, только тогда будет достигнут наибольший эффект. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что немаловажно при подготовке руки ребенка к письму.

Список использованной литературы.

  1. Анищенко Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973 г.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / Цвынтарный В.В. СПб.: Лань, 1998 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

Пальчиковые игры – основа в развитии речи и мелкой моторики.

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму....

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Презентация на тему: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». В прецентации сообщается о пальчиковых играх и их влияние на развитие....

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

Статья: Пальчиковые игры - основа в развитии речи и мелкой моторики рук.

Работая воспитателем, я наблюдала это в работе с детьми разной возрастной группы. Очень важное и значимое место в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигат...

Статья. «Пальчиковые игры - основа в развитии речи и мелкой моторики рук»

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму....