"Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Степанова Галина Ивановна

Текст выступления на педагогических чтениях на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на XII районных педагогических чтениях «Профессиональные компетенции педагога, способствующие повышению качества образования  в соответствии с ФГОС» на  тему:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Работа в этом направлении по большому счёту сводится к нахождению ответов на вопросы:

- Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

- Как сберечь здоровье ребенка?

- Как научить помогать друг другу?

До введения ФГОС понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

- охрана жизни и здоровья детей;

- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.

После введения ФГОС, изменились подходы к проблеме безопасности. В эти подходы вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов:

-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);

- наглядность;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они позволяют помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.

Анализ программных документов показывает, что в них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это.

Авторы программы «Детство», которая в  настоящее время реализуется в ДОУ «Дельфин», предлагают следующие направления работы по реализации формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников:

- формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами;

- о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение);

- обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах;

- сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми.

Необходимо отметить, что эти задачи находятся в разных разделах программы «Детство». Представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка, следовательно, данная программа требует дополнения знаний и умений личной безопасности детей по возрастам и видам опасностей.

        Иной подход к проблеме организации формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предлагается в программе, разработанной в 2009 году и представленной В.К. Полыновой и  З.С.Дмитриенко в пособии «Основы безопасности жизнедеятельности  детей дошкольного возраста».

Эта программа нацеливает педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности провожу по тематическим  блокам:

- Ребёнок на улице;

- Ребёнок дома;

- Ребёнок на природе;

- Береги здоровье;

- Береги ребенка.

Данная программа, была успешно реализована в детских видах деятельности: игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, игры, беседы … Данный материал был отобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей – поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

Мною использовались следующие формы и методы организации по формированию основ безопасного поведения:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- Беседы;

- Рассказ;

- Наблюдения;

- Работа с наглядным материалом;

         - Прогулки;

- Упражнения;

- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игры-соревнования);

- Игровые ситуации — загадки;

- Моделирование ситуаций;

- Просмотр тематических фильмов;

- Экспериментирование;

- Выполнение поручений;

- Конкурсы;

- Викторины;

- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка);

-Развлечения;

- Праздники;

- Экскурсии

- Походы.

В процессе реализации тематического блока «Ребенок дома» дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону, у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, – спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.

В процессе реализации тематического блока «Ребенок на улице» изучались правила дорожного движения. Были рассмотрены потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, изучены мерам предосторожности. Расширился круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный), познакомились со специальными автомобилями: "Скорая помощь", "Пожарная", "Полиция", их назначением и особыми правилами движения по улице.

В игровой форме формировались знания о дорожных знаках, их классификации, назначении. Ознакомлены дети с работой инспектора ГИБДД.

В процессе реализации тематического блока «Береги здоровье», дети получают элементарное представление о строении и функциях внутренних органов (сердца, мозга, костей) и о влиянии различных форм поведения на работу этих органов. Прививаются стойкие культурно – гигиенические навыки. Дети обучаются тому, как ухаживать за своим телом, навыкам оказания первой элементарной помощи. Дошкольники получают сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека. элементарные сведения о лекарствах, и о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого. Формируются привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Создание потребности семьи (родителей) ребёнка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

В процессе реализации тематического блока «Ребенок на природе» рассматриваются природные явления, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, дается представление об экологических условиях. Дети узнают об опасных растениях, диких и домашних животных. Ребятам прививаются правила поведения у водоемов (летом и зимой), в лесу.

В процессе реализации тематического й блока «Береги ребенка» активно привлекались родители группы. В работе с ними использовались следующие формы работы: открытые занятия, консультации, беседы, родительские собрания, настенные газеты, совместные праздники и развлечения, проведение которых дает возможность выявить проблемы в общении "родитель-ребёнок" и найти совместные пути их решения, через использование игровых и двигательных методик. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создала фундамент формирования культуры здорового образа жизни.

 Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского,  (путаница, ) Г. Б.Житкова (пожар, дым, Пожар в море) Л Толстого (Пожарные собаки)В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака (Кошкин дом, «01») и других.

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, использовались:

- Плакаты;

- Иллюстрации;

- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

- Разрезные картинки;

- Мозаики;

- Настольно-печатные игры;

- Дидактические игры;

- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- Компьютерные презентации;

- Костюмы:  врача, незнакомца, пожарного;

- Видеоуроки по ОБЖ;

- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;

- Альбомы по ОБЖ;

- Дорожные знаки;

- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

- Аптечка;

- Карточки с телефонами служб спасения;

- Телефон;

- Подборка художественной литературы по теме;

- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

- Папки-передвижки;

-  Консультаций для  родителей.

Работа велась на протяжении трёх лет и строилась как совместная деятельность детского сада, сотрудников ГИБДД и семьи в интересах ребёнка.

Полученные в образовательной деятельности знания дети отражают в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование ("Мы рисуем дорожные знаки"), лепка, аппликация, конструирование (изготавливали модели светофора). Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекрёсток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности с педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил. Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это закрепляется проведением, экскурсий на улице, , пожарной части, перекрёстках, , в природе.

Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя, как активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетно-ролевых играх " Семья", "ГИБДД", "Заправочная", "Шофёры", "Пожарные", "Больница". Дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения.

Наши результаты.

После проведенного анкетирования родителей, был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме. 85% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 80% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.

Дети стали более внимательными на дорогах, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 80% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Слайд 2

Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»)

Слайд 3

ЦЕЛИ Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Слайд 4

Задачи знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; воспитание чувства взаимопомощи и товарищества; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; -передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); наглядность; включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие); динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Слайд 6

Тематические блоки Ребенок дома Ребенок на улице Береги здоровье Ребенок на природе Береги ребенка ОБЖ

Слайд 7

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 8

Слайд 9

ИГРЫ

Слайд 10

Слайд 11

ПРОГУЛКИ

Слайд 12

ЭКСКУРСИИ

Слайд 13

СОРЕВНОВАНИЯ

Слайд 14

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Слайд 15

Слайд 16

ПОХОД

Слайд 17

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...

презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»...

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...