Проект "Лозоплетельщики"
проект (старшая группа) на тему

Кузина Лариса Ивановна

Внедрить в работу детского сада новую технологию «Интерактивная мастерская», как средство развития субъективности детей дошкольного возраста, организовать работу постоянно действующих интерактивных площадок, посещаемых детьми других групп. Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-Иве. Развивать познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lozopletelshchiki.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПИнтерактивная мастерская «Лозоплетельщики».

Тема: «Лозоплетельщики».

Группа: «Капельки».

Цель проекта: внедрить в работу детского сада новую технологию «Интерактивная мастерская», как средство развития субъективности детей дошкольного возраста, организовать работу постоянно действующих интерактивных площадок, посещаемых детьми других групп. Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-Иве. Развивать познавательный интерес.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, коллективный

Продолжительность: долговременный (сентябрь – апрель)

Участники: воспитатели, дети, родители, социум.

Актуальность: поскольку ФГОС ДО образования направлен на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, внедрение в образовательный процесс новой технологии «Интерактивные мастерские» позволит создать условия, необходимые для реализации принципов ФГОС, развить уровень субъективности детей и педагогов, а также возродить традиции, повысить интерес к редким профессиям. На протяжении столетий наши предки помогали себе, используя самые простые природные средства. Наши прапрабабушки хранили и передавали детям лучшие рецепты из всего, что можно было найти в лесу, в частности использование лозы деревьев. Изделия из лозы, а это амулеты, обереги, вазочки, предметы кухонного обихода, плетень в казачьем уголке. Оформление интерьеров вызывает интерес искусствоведов, как о красоте и самовыраженности. Пользуясь корзинками для грибов, туесками для ягод, не приходится забывать, как об экологически чистом материале.

Задачи:

- создать в группе условия для исследовательской и творческой деятельности детей, развития их инициативности и активности в познании и преобразовании действительности;

- формировать умения воспитанников произвольно управлять своим поведением при непосредственном общении с природой.

- формировать практические умения, вести наблюдения за деревьями;

- знакомить детей с интересными и редкими профессиями в области  экологии;

- развивать первоначальные умения детей, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по срезу веток лозы, плодов; изготовлении

предметов плетения из лозы;

- формировать понятия о быте и здоровом образе жизни;

- знакомить детей с деревьями Кубани , произрастающими на территории детского сада;

 - осуществлять контакт с природой в течение всего пребывания ребенка в детском саду с включением его в различные виды совместной деятельности;

- открыть мастерскую лозоплетения в группе, доступную для посещения детьми с других групп, познакомить детей с такой профессией как лозоплетельщик.

Предварительная работа: разработка конспектов занятий, презентаций, интерактивных игр, рассматривание деревьев (ивы), знакомство с использованием лозы как художественное творчество интерьеров, поделок, различного предназначения лозоплетения.

Алгоритм реализации проекта: подготовительный, исследовательский, обсуждение результатов и подведение итогов.

Предполагаемый результат: освоение профессии лозоплетельщика, заготовка лозы. Создание психолого-педагогических условий для развития субъективности детей и педагогов.

Продукт проектной деятельности: плетень, амулеты из лозы для ярмарки к 30-летию ДОУ;

Презентация проекта: апрель

Используемые и необходимые ресурсы: книги о деревьях (лозе), ЭОР, наглядный материал, методическая копилка детского сада.

Итог: участие в ярмарке к 30-летию ДОУ

Литература:

1. «Сборник нравственно-экологических проектов для детей дошкольного возраста»

План реализации проекта:

Месяц

Вид деятельности, содержание, тематика

Сентябрь

1.Знакомство с деревом ивой. 2.Знакомство с историей лозоплетения. 3.Срез веток и их обработка. 4.Знакомство с изделиями. 5.Подготовка материалов, атрибутов к с/р игре «Мастера-лозоплетельщики».

Итог: Подготовка  лозы  для дальнейшего использования.

Октябрь

1.Составление писем- заданий от Старичка-Лесовичка.

2.Экскурсия по экологической тропе детского сада. 3.Знакомство с процессом изготовления плетения. 4.Оформление альбома изделий из лозы.

Итог: составление календаря среза ветвей ивы.

Ноябрь

1.Осенние работы на участке: обкапывание деревьев. 2.Составление писем-заданий от Старичка-Лесовичка. 3.Акция «Плетение амулетов из лозы для группы и для ярмарки».

Итог: открытое мероприятие для сотрудников д/сада.

Декабрь

1.Оформление выставки поделок из лозы. 2.Работа с родителями и детьми (поделки разных мастеров из лозы).

Итог: выставка, принесённых изделий из лозы.

Январь

1.Обновление «Кубанского уголка». 2.Знакомство с основными правилами хранения лозы.

Итог: Изготовление книги заготовок лозы (техника безопасности).

Февраль

1.Знакомство с литературным словом. 2.Картотека стихотворений, загадок об иве.

Итог: оформление фото-стенда «Поделка моими руками из лозы по художественному произведению»

Март

1.Плетение плетня «Забор для цветов» (на участке).

Итог: изготовление книги рекомендаций по использованию веток лозы.

Апрель

1.Экологические практикумы на участке детского сада: весенние работы.

2.Занимательная викторина «Что вы знаете об иве?». 3. Оформление фотоальбома: «Ива на участке нашего детского сада». 4. Фотоотчет:  «Настоящие мастера своего дела».

Итог: ярмарка  к 30-летию ДОУ.

        Приложение: Конспект «Лозоплетельщики». см. ниже.             

                             Интерактивная мастерская. 

            «Лозоплетельщики».

                                                                                     

                                                                                                        Подготовили: Кузина Л. И,

                                                                                                                                 логопед.

                                                                                                                     Самойленко А. Н.,

                                                                                                                     старш. воспитатель.

                                                                                                                     Русанова О.Н.,

                                                                                                                     старш. воспитатель.

           

                                                                                                       

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                            детский сад  № 85

                                                            Краснодар 2017 г.

                                                                                                                           Старшая группа.

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-иве, развивать познавательный интерес.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и закреплять знания о деревьях. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже, множественного числа.

Развивающие: Развивать внимание, мышление, познавательную активность детей, мелкую моторику кистей рук. Развивать чувство прекрасного через общение с природой, учить бережно относиться к предметам изготовленных из лозы.

Речевые: Расширять словарный запас народными пословицами, загадками.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать такие качества, как внимание и наблюдательность.

Материалы и оборудование: Эмблема группы «Капельки». Иллюстрации с изображением деревьев, выставка изделий из лозы, игрушка  Старичок-Лесовичок. Контейнеры с лозой, фартуки, салфетки. Заготовки основы для плетня, закрепленные в пенопласте,  по количеству детей.

Ход НОД.

                               (На доске эмблема группы).

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Да это же Старичок-Лесовичок (игрушка).

Старичок-Лесовичок: По лесу хожу,

                                     За порядком слежу

                                     Деревьям помогаю.

Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда – отгадайте:

Есть у ребят

Зелёный друг,

Весёлый друг хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Д: Это лес. (Картинка леса на доске).

С.-Л: Правильно. И из всех деревьев мы выберем вот эту.

Слушайте загадку.

                                    Кудри в речку опустила

                                    И о чём-то загрустила.

                                    И о чём она грустит

                                    Никому не говорит.

Д: Ива!              (звучит музыка, «входит Ива»).

Ива: Здравствуйте, ребята. Я дерево Ива. Мне очень хочется с вами познакомиться. Пусть каждый дотронется до моей веточки и назовёт своё имя.

Дети называют имена. (А ива набирает воздух, чтобы рассказать о себе…)

В: Ива, постой! Ребята, о тебе знают много интересного! Верно, дети? (Да)

В: У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветки, украшенные, какими по размеру листьями, ребята?

Д: Длинными, продолговатыми.

В:  Конечно. Вы правы. Дерево любит влажную почву и растёт по берегам рек, озёр и ручьев. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви – прекрасный материал для плетения.

В: Старичок- Лесовичок, покажи свою лесную сторожку с поделками из лозы.

                       (На доске фото с поделками из лозы).

В: Ребята, как вы думаете, что это за изделия? Как они называются?

Д: 1) Корзинки 2) Лукошки 3)Туески 4) Вазочки 5) Подставки для чашечек 6) Даже плетень у сторожки из ивовых прутьев.

В: Вижу, Вам нравятся работы Старичка-Лесовичка. А знаете, прежде чем плести, что нужно сделать и чтобы лоза была послушной? Сначала срезать, т.е. сделать стрижку иве для того, чтобы ветки дерева немного отдохнули, чуть приподнялись вверх.

                                  (Срезают ветки с «Ивы»).

В: А затем… Замочить в тёплой воде.

                                     (В. замачивает ветки).

В: А что потом?

Д: Почистить лозу.    (В. одну лозу чистит).

С.-Л.: И что она будет лучше плестись?

Д: Да. Лоза будет гибкая и послушная в руках.

В: Какие вы, ребята, молодцы! Верно мыслите!

В: Скажите, где мы с вами живём?

Д: В России, Краснодаре, на Кубани.

В: Хорошо. Мы живём на Кубани и соблюдаем традиции, культуру нашего региона. В группе есть казачий уголок, и в нём прохудился плетень. Ребята, сплетём новый плетень из свежих ивовых веток лозы?

Д: Да. Плетень будет лучше прежнего!

В: А давайте перед работой разогреем наши руки (кисти рук).

Физкультминутка  лого ритмическая.

Осень листья золотит,Ритмично натирают ладонь о ладонь

Ветер ими шелестит:

Шур-шур-шур, шур-шур-шурРитмично скрещивают поднятые вверх руки

И сдеревьев их разноситДелают круговые движения указательными Поиграет, снова бросит: у-у-у      пальцами

Вверх поднимает, закружит        Ритмично похлопывают ладонями со сменойИ на месте завертит: у-у-у положения рук

То к земле прижмёт, погладитРитмично сжимают и разжимают

Вдруг на веточку посадит:           пальцы рук

Так-так-так, так-так-так.

Соберёт большую кучу.

В: А теперь приглашаю всех к столу.

                    (На столе – основа, лоза в контейнерах)

В: Прежде чем приступить к работе мы должны одеть фартуки. А для чего?

Д: Чтобы сохранить одежду чистой, не испачкаться.

В: Вижу, уже все готовы. Тогда начнём! (В. начинает первой выполнять).

В: Ребята, обратите ваше внимание: на одинаковом расстоянии стоят палочки. Мы будем стараться переплетать лозой (сначала одной) так, чтобы не сбить палочки и уложить одну лозу на другую.

Дети приступают к самостоятельной работе на своих элементах плетня.

Воспитатель контролирует и корректирует работу детей:

 - начинать нужно с одной стороны, вот так;

- аккуратно оплетая каждую палочку, прижимая первую и т.д.

В: Отлично справились! Теперь заполним двор казачьей утварью. Что там должно быть?

Д: Подворье, казак с казачкой, домашние животные и птицы.

В: Правильно! Всё, что нужно человеку, мы берём от природы. А природа –это прежде всего что, кто подскажет?

Д: Лес!

В: Какую пользу несёт лес человеку?

Д: Человеку – кислород, животным – пищу, и домик. А самое главное – красоту и удовольствие от увиденного.

В: Живя на даче или в деревне летом, вы ходите в лес. Если на деревьях хвоя, то это какой лес?

Д: Хвойный.

В: Верно! А если пришли в лес и там растут деревья только с листьями, то это какой лес?

Д: Лиственный!

В: А ива - это какое дерево хвойное или лиственное?

Д: Лиственное!

В: Правильно!

«Ива», Старичок-Лесовичок: Ребята, поработали вы сегодня на славу, молодцы! Но нам уже пора прощаться. До свидания!

В: На этом наше занятие заканчивается! Дети, вы все очень старались, большое Вам спасибо!