Проект "Лозоплетельщики"
проект (старшая группа) на тему
Внедрить в работу детского сада новую технологию «Интерактивная мастерская», как средство развития субъективности детей дошкольного возраста, организовать работу постоянно действующих интерактивных площадок, посещаемых детьми других групп. Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-Иве. Развивать познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lozopletelshchiki.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИнтерактивная мастерская «Лозоплетельщики».
Тема: «Лозоплетельщики».
Группа: «Капельки».
Цель проекта: внедрить в работу детского сада новую технологию «Интерактивная мастерская», как средство развития субъективности детей дошкольного возраста, организовать работу постоянно действующих интерактивных площадок, посещаемых детьми других групп. Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-Иве. Развивать познавательный интерес.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, коллективный
Продолжительность: долговременный (сентябрь – апрель)
Участники: воспитатели, дети, родители, социум.
Актуальность: поскольку ФГОС ДО образования направлен на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, внедрение в образовательный процесс новой технологии «Интерактивные мастерские» позволит создать условия, необходимые для реализации принципов ФГОС, развить уровень субъективности детей и педагогов, а также возродить традиции, повысить интерес к редким профессиям. На протяжении столетий наши предки помогали себе, используя самые простые природные средства. Наши прапрабабушки хранили и передавали детям лучшие рецепты из всего, что можно было найти в лесу, в частности использование лозы деревьев. Изделия из лозы, а это амулеты, обереги, вазочки, предметы кухонного обихода, плетень в казачьем уголке. Оформление интерьеров вызывает интерес искусствоведов, как о красоте и самовыраженности. Пользуясь корзинками для грибов, туесками для ягод, не приходится забывать, как об экологически чистом материале.
Задачи:
- создать в группе условия для исследовательской и творческой деятельности детей, развития их инициативности и активности в познании и преобразовании действительности;
- формировать умения воспитанников произвольно управлять своим поведением при непосредственном общении с природой.
- формировать практические умения, вести наблюдения за деревьями;
- знакомить детей с интересными и редкими профессиями в области экологии;
- развивать первоначальные умения детей, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по срезу веток лозы, плодов; изготовлении
предметов плетения из лозы;
- формировать понятия о быте и здоровом образе жизни;
- знакомить детей с деревьями Кубани , произрастающими на территории детского сада;
- осуществлять контакт с природой в течение всего пребывания ребенка в детском саду с включением его в различные виды совместной деятельности;
- открыть мастерскую лозоплетения в группе, доступную для посещения детьми с других групп, познакомить детей с такой профессией как лозоплетельщик.
Предварительная работа: разработка конспектов занятий, презентаций, интерактивных игр, рассматривание деревьев (ивы), знакомство с использованием лозы как художественное творчество интерьеров, поделок, различного предназначения лозоплетения.
Алгоритм реализации проекта: подготовительный, исследовательский, обсуждение результатов и подведение итогов.
Предполагаемый результат: освоение профессии лозоплетельщика, заготовка лозы. Создание психолого-педагогических условий для развития субъективности детей и педагогов.
Продукт проектной деятельности: плетень, амулеты из лозы для ярмарки к 30-летию ДОУ;
Презентация проекта: апрель
Используемые и необходимые ресурсы: книги о деревьях (лозе), ЭОР, наглядный материал, методическая копилка детского сада.
Итог: участие в ярмарке к 30-летию ДОУ
Литература:
1. «Сборник нравственно-экологических проектов для детей дошкольного возраста»
План реализации проекта:
Месяц | Вид деятельности, содержание, тематика |
Сентябрь | 1.Знакомство с деревом ивой. 2.Знакомство с историей лозоплетения. 3.Срез веток и их обработка. 4.Знакомство с изделиями. 5.Подготовка материалов, атрибутов к с/р игре «Мастера-лозоплетельщики». Итог: Подготовка лозы для дальнейшего использования. |
Октябрь | 1.Составление писем- заданий от Старичка-Лесовичка. 2.Экскурсия по экологической тропе детского сада. 3.Знакомство с процессом изготовления плетения. 4.Оформление альбома изделий из лозы. Итог: составление календаря среза ветвей ивы. |
Ноябрь | 1.Осенние работы на участке: обкапывание деревьев. 2.Составление писем-заданий от Старичка-Лесовичка. 3.Акция «Плетение амулетов из лозы для группы и для ярмарки». Итог: открытое мероприятие для сотрудников д/сада. |
Декабрь | 1.Оформление выставки поделок из лозы. 2.Работа с родителями и детьми (поделки разных мастеров из лозы). Итог: выставка, принесённых изделий из лозы. |
Январь | 1.Обновление «Кубанского уголка». 2.Знакомство с основными правилами хранения лозы. Итог: Изготовление книги заготовок лозы (техника безопасности). |
Февраль | 1.Знакомство с литературным словом. 2.Картотека стихотворений, загадок об иве. Итог: оформление фото-стенда «Поделка моими руками из лозы по художественному произведению» |
Март | 1.Плетение плетня «Забор для цветов» (на участке). Итог: изготовление книги рекомендаций по использованию веток лозы. |
Апрель | 1.Экологические практикумы на участке детского сада: весенние работы. 2.Занимательная викторина «Что вы знаете об иве?». 3. Оформление фотоальбома: «Ива на участке нашего детского сада». 4. Фотоотчет: «Настоящие мастера своего дела». Итог: ярмарка к 30-летию ДОУ. |
Приложение: Конспект «Лозоплетельщики». см. ниже.
Интерактивная мастерская.
«Лозоплетельщики».
Подготовили: Кузина Л. И,
логопед.
Самойленко А. Н.,
старш. воспитатель.
Русанова О.Н.,
старш. воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85
Краснодар 2017 г.
Старшая группа.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Выяснить представления детей о деревьях. Вызвать интерес к конкретному дереву-иве, развивать познавательный интерес.
Задачи:
Образовательные: Уточнять и закреплять знания о деревьях. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже, множественного числа.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, познавательную активность детей, мелкую моторику кистей рук. Развивать чувство прекрасного через общение с природой, учить бережно относиться к предметам изготовленных из лозы.
Речевые: Расширять словарный запас народными пословицами, загадками.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать такие качества, как внимание и наблюдательность.
Материалы и оборудование: Эмблема группы «Капельки». Иллюстрации с изображением деревьев, выставка изделий из лозы, игрушка Старичок-Лесовичок. Контейнеры с лозой, фартуки, салфетки. Заготовки основы для плетня, закрепленные в пенопласте, по количеству детей.
Ход НОД.
(На доске эмблема группы).
В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Да это же Старичок-Лесовичок (игрушка).
Старичок-Лесовичок: По лесу хожу,
За порядком слежу
Деревьям помогаю.
Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда – отгадайте:
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Д: Это лес. (Картинка леса на доске).
С.-Л: Правильно. И из всех деревьев мы выберем вот эту.
Слушайте загадку.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
И о чём она грустит
Никому не говорит.
Д: Ива! (звучит музыка, «входит Ива»).
Ива: Здравствуйте, ребята. Я дерево Ива. Мне очень хочется с вами познакомиться. Пусть каждый дотронется до моей веточки и назовёт своё имя.
Дети называют имена. (А ива набирает воздух, чтобы рассказать о себе…)
В: Ива, постой! Ребята, о тебе знают много интересного! Верно, дети? (Да)
В: У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветки, украшенные, какими по размеру листьями, ребята?
Д: Длинными, продолговатыми.
В: Конечно. Вы правы. Дерево любит влажную почву и растёт по берегам рек, озёр и ручьев. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви – прекрасный материал для плетения.
В: Старичок- Лесовичок, покажи свою лесную сторожку с поделками из лозы.
(На доске фото с поделками из лозы).
В: Ребята, как вы думаете, что это за изделия? Как они называются?
Д: 1) Корзинки 2) Лукошки 3)Туески 4) Вазочки 5) Подставки для чашечек 6) Даже плетень у сторожки из ивовых прутьев.
В: Вижу, Вам нравятся работы Старичка-Лесовичка. А знаете, прежде чем плести, что нужно сделать и чтобы лоза была послушной? Сначала срезать, т.е. сделать стрижку иве для того, чтобы ветки дерева немного отдохнули, чуть приподнялись вверх.
(Срезают ветки с «Ивы»).
В: А затем… Замочить в тёплой воде.
(В. замачивает ветки).
В: А что потом?
Д: Почистить лозу. (В. одну лозу чистит).
С.-Л.: И что она будет лучше плестись?
Д: Да. Лоза будет гибкая и послушная в руках.
В: Какие вы, ребята, молодцы! Верно мыслите!
В: Скажите, где мы с вами живём?
Д: В России, Краснодаре, на Кубани.
В: Хорошо. Мы живём на Кубани и соблюдаем традиции, культуру нашего региона. В группе есть казачий уголок, и в нём прохудился плетень. Ребята, сплетём новый плетень из свежих ивовых веток лозы?
Д: Да. Плетень будет лучше прежнего!
В: А давайте перед работой разогреем наши руки (кисти рук).
Физкультминутка лого ритмическая.
Осень листья золотит,Ритмично натирают ладонь о ладонь
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур, шур-шур-шурРитмично скрещивают поднятые вверх руки
И сдеревьев их разноситДелают круговые движения указательными Поиграет, снова бросит: у-у-у пальцами
Вверх поднимает, закружит Ритмично похлопывают ладонями со сменойИ на месте завертит: у-у-у положения рук
То к земле прижмёт, погладитРитмично сжимают и разжимают
Вдруг на веточку посадит: пальцы рук
Так-так-так, так-так-так.
Соберёт большую кучу.
В: А теперь приглашаю всех к столу.
(На столе – основа, лоза в контейнерах)
В: Прежде чем приступить к работе мы должны одеть фартуки. А для чего?
Д: Чтобы сохранить одежду чистой, не испачкаться.
В: Вижу, уже все готовы. Тогда начнём! (В. начинает первой выполнять).
В: Ребята, обратите ваше внимание: на одинаковом расстоянии стоят палочки. Мы будем стараться переплетать лозой (сначала одной) так, чтобы не сбить палочки и уложить одну лозу на другую.
Дети приступают к самостоятельной работе на своих элементах плетня.
Воспитатель контролирует и корректирует работу детей:
- начинать нужно с одной стороны, вот так;
- аккуратно оплетая каждую палочку, прижимая первую и т.д.
В: Отлично справились! Теперь заполним двор казачьей утварью. Что там должно быть?
Д: Подворье, казак с казачкой, домашние животные и птицы.
В: Правильно! Всё, что нужно человеку, мы берём от природы. А природа –это прежде всего что, кто подскажет?
Д: Лес!
В: Какую пользу несёт лес человеку?
Д: Человеку – кислород, животным – пищу, и домик. А самое главное – красоту и удовольствие от увиденного.
В: Живя на даче или в деревне летом, вы ходите в лес. Если на деревьях хвоя, то это какой лес?
Д: Хвойный.
В: Верно! А если пришли в лес и там растут деревья только с листьями, то это какой лес?
Д: Лиственный!
В: А ива - это какое дерево хвойное или лиственное?
Д: Лиственное!
В: Правильно!
«Ива», Старичок-Лесовичок: Ребята, поработали вы сегодня на славу, молодцы! Но нам уже пора прощаться. До свидания!
В: На этом наше занятие заканчивается! Дети, вы все очень старались, большое Вам спасибо!