Почему дети пишут зеркально?
статья (подготовительная группа) на тему

Варвара Александровна Фирсова

Эта небольшая статья о том, как и почему дети зеркально пишут буквы в дошкольном возрасте и как помочь детям  правильно писать буквы, в том числе и на занятиях по подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_deti_pishut_zerkalno.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети пишут зеркально? Как помочь ребёнку быстрее усвоить правильное написание букв и цифр?

  

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с Вами о вопросе,  который часто возникает в процессе наших занятий на подготовке к школе. А именно, то, что дети часто пишут буквы и цифры в другую,  «неправильную» сторону.

Каковы причины данного явления? Давайте разбираться.

  • Зеркальное письмо  может быть связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку.    
  • Причиной может являться  не сформированная до конца способность зрительно проанализировать образ буквы и перенести его на лист.  
  • Также бывает, что ребёнок не успевает  надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.
  • Если у детей наблюдаются различные логопедические нарушения, зеркальное написание может проявляться чаще. Поэтому,  чтобы исключить из причин логопедические нарушения, нужно,  прежде всего,  обратиться за консультацией к логопеду, если Вас волнует проблема зеркального письма у Вашего ребёнка.
  • Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которые пишут  правой. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
  • Часто ошибаются в написании букв  и дети-левши.

  • Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием.
  • Роль  могут сыграть  и  индивидуальные особенности ребёнка.  
  • Мальчик или девочка Ваш ребёнок, тоже может отразиться на «зеркальном» написании.
  • Причиной может быть и  что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Зеркальное письмо букв и цифр не  является  нарушением развития.  Если вовремя, то есть в дошкольном возрасте,  начать работать над данной проблемой, то к 7-8 годам (к началу обучения в первом классе) явление зеркального письма у ребёнка пройдёт.          

Проблема зеркального написания легче всего решается  в дошкольном возрасте, потому что  в этот период у ребёнка ещё не сформировались окончательно  устойчивые нарушения письма.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, нужно помочь  развить у детей ориентировку

  • в пространстве,
  • на себе
  • и на листе бумаги.

На наших занятиях по подготовке к школе мы много времени уделяем упражнениям на формирование именно навыков ориентации в пространстве.

У нас есть специальные динамические паузы, где мы отрабатываем навыки ориентации на себе, много времени уделяем работе в тетрадях в клеточку, где рисуем графические диктанты, отрабатывая не только правильную ориентацию на листе бумаги, но и понятия право/лево, верх/низ. В будущем в школе это поможет ребёнку быстрее усвоить, так называемый  единый орфографический режим, когда число, заглавие, номера задач и т.п пишутся в определённом порядке отступов от края тетради и сверху листа.

Во время разминок мы учимся безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Много времени на занятиях также мы уделяем развитию ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета  правой и левой стороны. 

Также у нас на занятиях есть упражнения, где ребёнку задаются вопросы о местонахождении различных предметов.

Постепенно ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, и тогда мы перейдем  к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет  понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю, например.

Начинать работу с ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

Работа по предупреждению «зеркального» письма ведётся на наших занятиях постепенно и  по нескольким направлениям.

Для предупреждения  «зеркального» письма эффективно показали себя на  занятиях   такие виды работы, которые родители могут сами сделать с ребёнком дома:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).
  • Лепка букв и цифр из пластилина
  • Выкладывание букв и цифр из счётных палочек
  • Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа
  • игры с пальчиками,
  • обводки,
  • штриховки,
  • работы с ножницами и  пластилином.
  • развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
  • Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
  • Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
  • Копирование  с образца,  так как дети совершают тогда гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.

Чтобы дети усвоили  понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» можно провести дома следующие упражнения:

  • выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • Выделение определённой  буквы,  если буквы написаны одна на фоне другой.

Постепенно можно перейти к письменным упражнениям:

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д.  Перед записью каждой буквы ребенок говорит, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена ( «смотрит»).
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.

Однако  многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно  исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной.

Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.

Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На наших занятиях широко  используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит  одна из целей наших занятий.

В процессе выполнения письменных упражнений мы  внимательно следим,  как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы.

В качестве письменных упражнений  мы используем

  • письмо под диктовку отдельных букв,
  • затем – слогов
  • и слов с этими буквами.
  • Постепенно переходим к записи коротких предложений. 

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только педагог,  но и родители.

Вместе  мы поможем нашим деткам стать успешными в будущем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.  Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - наприм...

Почему дети пишут зеркально?

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:•  недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. ...

Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально?"

В данной консультации, родителям рекомендуются упражнения по профилактики оптической дисграфии...

Почерк Леонардо, или почему дети пишут в зеркальном отражении

Почерк  Леонардо, или почему дети пишут в зеркальном отражении(Консультация для родителей) Так называемый «почерк Леонардо» назван в честь великого гения предпочитавшего вести св...

Почему дети пишут зеркально?

Профилактика зеркального написания цифр и печатных букв....

Почему дети пишут зеркально

Причины нарушения письменной речи у детей....

Консультация для родителей "Почему дети пишут зеркально"

В материале рассказывается почему возникает проблема написание цифр и букв детьми зеркально. На что должны обратить внимание воспитатели и родители. Приведены рекомендации по подбору упражнений для ко...