Проект "Одаренный ребенок - это серьезно."
проект (старшая группа) по теме

Лаврова Ирина Алексеевна

Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №4 «Колосок»

Автор:

педагог-психолог

Лаврова Ирина Алексеевна


Паспорт проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно»

                                       

Наименование проекта

Проект «Одарённый ребёнок – это серьёзно»

Автор проекта

Педагог-психолог

Сроки реализации проекта

2016г. – 2018 г.

Учреждение – заявитель:

Муниципальное казенное  дошкольное

образовательное учреждение детский сад

№ 4 «Колосок»

Юридический адрес:

632641, Новосибирская область,

Коченевский район, р.п. Коченево,

 ул. Строительная, д.11

Вид проекта:

Целевой

Основания для разработки

 проекта

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384;

3. Основная образовательная программа МКДОУ детский сад №4 «Колосок»

Цель проекта:

Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для

реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.

Задачи проекта:

1.Создать условия для комфортного

 развития и становления одарённого ребёнка как социально – адаптивной и социально – ответственной личности;

2.Формировать систему работы

 с одарёнными детьми;

3.Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные

педагогические технологии в работе

 с одарёнными детьми.

Исполнители         

мероприятий проекта 

Педагогический коллектив ДОУ

(специалисты, воспитатели, родители,

социальные партнёры)

Источники финансирования

Средства бюджета

Ожидаемые конечные   результаты проекта                                      

-самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

-формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.

-создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.

-своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации).

- совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.

Система контроля за исполнением проекта

Административный аппарат ДОУ

            Введение

Одаренность – есть проявление творческого потенциала человека

А.М.Матюшкин

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одарённых детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одарённых детей. Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности. Вслед за А. М. Матюшкиным мы одаренность понимаем, как развивающееся творчество, прежде всего творческих способностей. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления, в сочетании с интенсивным развитием воображения это обеспечивает развитие творческих способностей.

  Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном    пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими  людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство, из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих.

 Одно из направлений работы нашего детского сада – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

 Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду реализуется в рамках образовательной программы ДОУ  через организацию индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

 Одна из важных задач ДОУ – организация воспитательно-образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности.

Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.

Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.

Проблема

              В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления

              и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство

              является очень благоприятным периодом для развития одаренности.

              Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика,

              реализуются слабо.

Творческая деятельность оказывает преобразующее влияние на личность ребенка, создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных способностей. Все эти качества развивают у ребенка дошкольного возраста любознательность, которая стимулирует стремление к исследованию, открытию предметов и явлений окружающей действительности.

Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в ДОУ.

Актуальность

              Работая в должности педагога-психолога, заметила, что всегда в группе

             присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления,

             наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней

             любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют

             исключительные способности. Я посчитала необходимым выделить работу

             с одарёнными детьми в направление своей педагогической деятельности. 

             Занялась  проблемами выявления и сопровождения детей с признаками

             одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе

             с такими детьми. 

Проблема работы с одаренными детьми  чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных.

Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.

Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка.

Для этого эффективнее и психологически вернее будет прибегнуть к непроизвольному обучению в игровой форме. Проект «Одаренный ребенок – это серьезно»  направлен на  такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя (Приложение №1).

Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. В настоящее время я вместе с педагогами  нашего дошкольного учреждения, с семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития способностей, дарованных природой. И, возможно, одаренных детей станет больше

Новизна

Проект «Одарённый ребёнок – это серьезно»  разработан для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Проект позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с творческими наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.

Принципами выявления одарённых детей являются:

 • опора на валидные и экологичные методы психодиагностики;

 • оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

 Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности - это:

  • психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития детей;
  • переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы педагога-психолога с детьми. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

 Психологическое сопровождение занятий заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий. При проведении занятий очень важен положительный эмоциональный настрой детей. Различные формы «Экрана настроения» помогают наглядно, красочно представить настроение всех детей за короткое время. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное темными. Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние (Приложение №2).

 Для этого была использована рефлексивная техника «Карта настроения», преимущества которой заключается в том, что каждый ребенок, не стесняясь коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.

 Также развитие творческой одаренности происходит через разработку и реализацию творческих проектов педагогов.

При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата (Приложение №3).

Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, или другие формы, более близкие педагогу).

 Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был, значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в ДОУ по развитию детской одаренности.

 Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому очень важным элементом сопровождения является тренинговое развитие эмоционального мира ребенка, которое осуществляется по системе занятий С.И.Семена «Уроки добра!»

 Режим психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры);
  • Создание детских портфолио.

Задачи для педагогов:

 - развивать свою социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

-содействовать  повышению профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

 Работа с детьми по развитию творческой одаренности в детском саду реализуется в рамках индивидуальной и подгрупповой работы.

В ДОУ функционируют: индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию творческих способностей детей. Данные занятия способствуют развитию речевой, интеллектуальной сферы, изобразительных, музыкальных и психомоторных способностей.

Привлечение детей к данной работе происходит на основе интересов и желаний детей. Затем проходит анкетирование родителей и педагогов, диагностика

детей (Приложение №4).

Задачи для родителей:

- создавать в семье благоприятные условия для развития творческой личности ребенка;

 - учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.

2. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

 3.  Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.

4. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного  процесса воспитанников.

5. Осуществление  преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

Этапы реализации проекта:

  • Аналитико-диагностический

 Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога.

 Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности

 креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога).

 Итог этапа:

 1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;

 2. Создание базы данных одаренных и талантливых детей;

 3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

  • Информационный

 Цель этапа: повышение психологической компетенции участников воспитательно-образовательного процесса.

 Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с педагогами и родителями по итогам исследований; родительские собрания.

 Итог этапа:

 1. Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей.

  • Развивающий

 Цель этапа: гармоничное развитие одаренных и талантливых детей.

 Виды деятельности: 

  • создание развивающей среды для талантливых детей;

  •  индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми (Приложение №5);
  • рефлексивные техники;
  • занятия по развитию эмоционального мира ребенка (Приложение №6);
  • семинар по развитию креативности педагога.

 Итог этапа:

 Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях.

Ожидаемые результаты этапа:

 • самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

 • формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.

 • создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.

 • своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации).

 • совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.

 Необходимые условия для реализации проекта

 • Оснащенность кабинета педагога-психолога необходимым диагностическим, методическим инструментарием.

 • Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 Перспективы проекта

 • Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ.

 • Цикличность этапов работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов.

 Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами:

  • Экран настроений (эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, перед участием в конкурсах, выставках, фестивалях и после).
  • Достижения в конкурсах, фестивалях, выставках.
  • Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » до и после информационного  этапа.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов проекта

  • Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.
  • Положительная динамика проявления интереса воспитанников, педагогов и родителей к различным видам  деятельности.
  • Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.

Показатели эффективности реализации проекта

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
  • Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  • Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ;
  • Внедрение в образовательное пространство детского сада  альтернативного

                  варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную

                  траекторию развития; создание карты развития ребенка-дошкольника;

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации

     Администрация ДОУ осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий проекта.  В целях проведения анализа выполнения мероприятий, задач проекта проводится мониторинг качества работы с одарёнными детьми.

Материально – техническое обеспечение реализации проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно»:

  • комплектование библиотеки ДОУ и методического кабинета учебно-методической, научно – методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей проекта «Одарённый ребёнок – это серьезно»;
  • оснащение ДОУ тематическими стендами для родителей и любознательных детей (Приложение №7);
  • компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
  • увеличение доли охвата воспитанников занятиями, расширение спектра применения изодеятельностью, экспериментированием (Приложение №8);
  • повышение профессионального мастерства педагогов, формирование системы морально – материального стимулирования педагогов, работающих с одарёнными детьми;
  • укрепление материально – технической базы групп, работающих с одарёнными детьми.

              Ресурсы проекта

Необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта

Наличие материально-технических ресурсов

Потребность в материально-технических ресурсах

Необходимая денежная сумма для удовлетворения потребностей в ресурсах

1.Методическая литература по работе с одаренными детьми.

Недостаточно

Необходимо обновление

1500-2000 руб.

2. Детская познавательная литература, энциклопедии

Есть в наличии

Постоянное обновление, дополнение

8000 руб.

3. Развивающие игры, дидактические материалы

Регулярно пополняются

Потребность есть

10000 руб.

4. Пакет диагностических материалов для работы с детьми

Недостаточно

Приобретение современных апробированных диагностических материалов для качественной диагностики уровня развития ребенка

40000 руб.

Всего:

  60000 руб.

              Риски проекта:

              - с одной стороны, долго преобладавшая ориентация на «среднего» ребенка;

              - с другой стороны – отсутствие у педагогов ДОУ необходимых знаний

              о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного

              детства.          

              Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается

              необходимость постановки целенаправленной, планомерной

              и систематической  работы всего педагогического коллектива

              по выявлению,   поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Практическая значимость результатов

             Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

             Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный

             с анализом  развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация

             одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования

             невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей

             необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск

             одаренных детей в процессе обучения по специальным программам,

            либо в процессе индивидуализированного образования. Работа по проекту

            дает свои результаты. Анализ реальной ситуации в ДОУ свидетельствует о

            достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения

            педагогического процесса. В ДОУ на сегодняшний день работают

            опытные,  творческие педагоги, которые в системе ведут

             воспитательно-образовательную деятельность. В результате

            совместной деятельности произошла  активизация и обогащение

            воспитательных умений родителей. Повысился профессиональный уровень

            педагогов. Воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за каждым

            ребенком, вовремя выявляют признаки одаренности, и тем самым помогают

            родителям создать все необходимые условия для развития таких детей. Роль

            семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей.

            Однако практика работы с родителями показала, что они неодинаково

           относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать

           внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности

            возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности

            ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его

           одаренность дает ему право на особые привилегии.

             Я  через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как:

             совместные детско-родительские проекты, аукционы, досуги, оказываю им

             помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей.

             Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения

             воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.

             Талант — присущие от рождения определённые способности, и я стараюсь

             раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он

             способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив

             в дальнейшем.            

             Вместе с тем были выявлены противоречия между:

              разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности

             и большим количеством противоречивых  теоретических подходов и методов

             к их раскрытию;

              возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и

             фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к            работе

             с одаренными детьми;

              необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и

             отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;

              стандартизированными подходами к образованию дошкольников и

              индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

              На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.

              Исходя из этого, я, буду продолжать работу по разработанному проекту,

              создавая условия для реализации и развития творческого потенциала

              одаренных дошкольников  (Приложение №9).

Считаю, что комплексный подход психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с повышенным уровнем способностей будет способствовать благополучному развитию  их личности и дальнейшей успешной социализации. В значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и преемственности дошкольного

учреждения и общеобразовательной школы.

       

Литература

 1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

 2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.

 3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000

 4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2002.

 5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.

 6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996

                7.А.И.Иванова, «Методика организации экологических наблюдений

                 и экспериментов в детском саду».-М.ТЦ Сфера, 2003.

                8.Н.А.Рыжова. «Развивающая среда дошкольных учреждений».

                 -М:ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для ребенка-это серьезно

В консультации рассказывается о различных игрушках и о том, какие игрушки следует покупать ребенку для его полноценного развития....

Если ребенок не желает заниматься "серьезными делами"

Материал для родителей о том, как непринужденно научить ребенка чему-то полезному...

Проект "Одаренный ребенок - это серьезно!"

Данный проект является опытом работы по развитию  личности, способной адаптироваться к условиям окружающей жизни и нести социальную ответственность за свои поступки...

Консультация для родителей "Если ребенок не желает заниматься "серьезными" делами"

У детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково....

«Несерьезные игры, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка» или «Сенсомоторная коррекция».

В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной ...