Консультация по видам искусства через региональный компонент
консультация на тему

Куклина Людмила Николаевна
Содержание и организация работы в ДОУ по формированию элементарных представлений о видах искусства через региональный компонент

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Содержание и организация работы в ДОУ по формированию элементарных представлений о видах искусства через региональный компонент»

     Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

     Для того чтобы формировать у детей представления о видах искусства необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств.

Классификация видов искусства

     Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Характеристика видов искусств

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство)

Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство)

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф - высокий рельеф,

- барельеф - низкий рельеф,

- контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

- памятники,

- монументы,

- мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

- Художественную

- Учебную

- Историческую

- Научную

- Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобразительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

- драма,

- трагедия,

- фантастика,

- комедия,

- историческое и т.д.

ЦИРК

Цирк — вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Он связан с другими видами искусства, в частности, с театром, музыкой. Цирковое представление включает в себя клоунаду, дрессировку животных, иллюзионизм, жонглирование, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику и т.д.

Содержание работы по формированию элементарных представлений о  видах искусства у дошкольников

    Формирование представлений о видах искусства у дошкольников – одна из основных задач, которую ставит ФГОС ДО. Данная задача реализуется в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

   Основная цель ОО «Художественно – эстетическое развитие: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно – творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

     Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

   Направления художественно-эстетического развития:

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструктивно-модельная деятельность;
  • Музыкальная деятельность.

   Основные задачи реализации ОО «Художественно-эстетического развития» в программе «От рождения до школы»:

  1. Приобщение к искусству:
  • Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
  • Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
  1.  Изобразительная деятельность:
  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
  1.  Конструктивно-модельная деятельность:
  • Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
  • Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
  1. Музыкальная деятельность:
  • Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

   Принципы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

   Средства реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

  • организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • общение с искусством;
  • материальное обеспечение;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания;
  • ознакомление детей с творчеством;
  • доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
  • активная педагогическая деятельность.

 

   Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

  • метод целостного восприятия;
  • метод убеждения;
  • метод приучения, упражнения;
  • метод побуждения к сопереживанию;
  • метод проблемных ситуаций;
  • методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;
  • методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

 Так как задача – формирование представлений о видах искусства относится к направлению – «Приобщение к искусству», то рассмотрим содержание  психолого – педагогической работы данного раздела по возрастам:

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.

Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура).

Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.

Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.


Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Подготовительная к школе групп

(от 6 до 7 лет)

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).

Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.

Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).

Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.

Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, арка-турный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои.

Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).

      Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).

Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).

Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Теоритические основы использования регионального компонента в художественно – эстетическом развитии дошкольников.

     Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России.

     Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение детей системой знаний о регионе; подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в социокультурной среде ближайшей территории и за её пределами.

      В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности. «Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», - отмечает в своем исследовании В. П. Строков.

      Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

      Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур.

      Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость его разработки предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности современного общества».

      Учитывая то, что национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях предполагает воспитание человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия различных наций и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними, важно использовать весь потенциал культуры народов своего региона и страны в целом.

      Внедрение национально-регионального компонента в практику художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании создает условия для художественно – эстетического развития ребенка.   Развитие способности ребёнка к художественно-эстетической творческой деятельности составляет одну из важнейших задач развивающее-воспитывающего обучения человека, в результате реализации, которой создаются благоприятные условия для развития эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к окружающему миру.

      Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

      Использование национально – регионального компонента при формировании элементарных представлений о видах искусства у детей дошкольного возраста является той составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности каждого региона, учтена значимость произведений народных промыслов, художественные традиции которых и есть живая память, что очень важно для местного населения, культуры края.

     Таким образом, региональный компонент можно считать необходимым и эффективным средством при приобщении дошкольников к искусству.

Формы работы с детьми по приобщению детей дошкольного возраста к искусству

      Разнообразие форм работы в ДОО позволит эффективно организовывать образовательный процесс, направленный как на формирование у детей элементарных представлений о видах искусства в частности, так и на художественно – эстетическое развитие детей в целом:

  1. Экскурсия одна из распространенных форм ознакомления с искусством. Во – первых, в ходе экскурсии дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения искусства. Это оказывает на них большое эмоциональное воздействие. Во – вторых, на выставке можно увидеть такие произведения, которые не всегда имеются в арсенале дошкольного учреждения. В – третьих, сама атмосфера музея, театра ни с чем не сравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях. В – четвертых, познакомиться не только через произведения мирового масштаба, но и местными авторами, плюс ко всему еще и реально живущими по соседству в знакомой детям местности.
  2. Виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том. Что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд – шоу, видеофильма, слайдов). Разрабатывая виртуальную экскурсию, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают специфику и особенности местного колорита.
  3. Совместная образовательная деятельность с использованием репродукций (или живых произведений местных авторов) – рассматривание репродукций.  Многие детские сады не оснащены техническими средствами обучения в полной мере, поэтому для приобщения дошкольников к произведениям искусства педагоги используют репродукции (подлинники). Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию (подлинник), а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репродукцию (подлинник) можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с детьми и педагогом.
  4. Беседа. Она может быть: самостоятельной формой педагогического процесса. Когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей; составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна); формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие совместная образовательная деятельность становится условным, педагог выступает в роли равноправного участника беседы, когда дети делятся впечатлениями об увиденном, обсуждают свои замыслы,  впечатления. (Для построения беседы в процессе анализа произведений изобразительного искусства С.В. Погодина предлагает использовать схему, помогающую воспитателю выделить специфические особенности ознакомления с произведениями изобразительного искусства – с данной схемой можно ознакомиться в парциальной образовательной программе дошкольного образования «Байкал – жемчужина Сибири», стр. 85 – 87.)
  5. Сюжетно – ролевые игры. Например, в игре «Мастерская» дети делятся на художников и экспертов. Художники работают каждый в своем жанре, своей манере и выставляют свои работы, а эксперты организуют просмотры и дают оценку работам. В этой игре важно, чтобы дети научились выполнять разные роли и могли в полной мере ощутить, каким сложным бывает творческий процесс и насколько трудна роль эксперта. В игре «Галерея» дети по очереди выполняют роли экскурсовода и зрителей. Для роли экскурсовода необходимо придумать свой рассказ о той или иной картине, памятнике, театре города и т.д. чтобы заинтересовать посетителей. В этой игре дети не только опираются на имеющийся у них опыт, но и учатся самостоятельно рассуждать по поводу живописных или графических произведений. Игра «Ярмарка мастеров», в которой дети выступают в качестве местных народных умельцев, каждый из которых представляет свой промысел, свое ремесло. На ярмарке нужно не только продать свой товар, но и его прорекламировать, рассказать о нем, чтобы заинтересовать покупателей.
  6. Дидактические игры.

- игра – пазл – распространенный вид игр, который применяется с целью закрепления представления детей о специфике того или иного произведения. Сегодня в продаже есть игры, где, собрав пазлы в единое целое, можно получить репродукцию знаменитого произведения или изображение каких – либо зданий, памятников и т.д. Однако содержательная сторона игр не всегда соответствует возможностям и эстетическим потребностям детей дошкольного возраста. Например, практически отсутствуют игры – пазлы, выполненные по мотивам произведений местных авторов. Поэтому целесообразно самим изготовить подобные игры. Для этого необходимо, например, взять постер с картины или с книжной иллюстрации, разрезать его на части и каждую часть покрыть лаком, термоклеевой пленкой или заламинировать, после чего дети смогут неоднократно собирать целостное изображение. Данная игра может усложнена так, чтобы одно и то же произведение использовалось детьми разных возрастов. Так, для малышей частички выполняются более крупные, для старших дошкольников – намного мельче.

- игра – вкладыш:

«Найди пару». Цель – учить детей соотносить карточки с изображением произведений и выделять в них общий признак.

«Собери коллекцию». Цель – учить детей находить из общего количества карточек (с изображением произведений), те, которые относятся к одному жанру или стилю, автору, и группировать их.

«Закончи картину». Дети должны найти недостающие элементы картины и вставить их в основное поле на соответствующее место. Сложность игры в том, что каждое произведение продублировано в нескольких колористических гаммах и соответственно в качестве недостающего элемента могут выступать одинаковые по содержанию, но разные по цвету карточки. Играющему ребенку необходимо учитывать это. Аналогично, но на скульптурном содержании организуется игра «Собери скульптуру, памятник».  

- игры с карточками:

«Шифровальщик». Цель – учить детей с помощью карточек – символов составлять характеристику произведения, т.е. все отличительные стороны произведения обозначить через знак – символ. Игра коллективная. 1 вариант. Ведущий зашифровывает произведение, а все игроки угадывают какое из имеющихся в наборе произведений зашифровано.

«Волшебные краски». Игра направлена на развитие у детей дошкольного возраста умения соотносить цветовые карточки с общим колоритом произведения. В набор входят карточки разных цветов и оттенков, а также репродукции произведений живописи и графики;  

«Лото-галерея» (для разных возрастных групп). Суть игры – как можно быстрее и правильнее закрыть свои большие карточки маленькими карточкам с репродукциями. Может быть несколько вариантов группировки репродукций (по жанрам, художникам, стилям). По такому же принципу организуется «Скульптурное лото»;

«Четвертый лишний»  (для разных возрастных групп). Набор состоит из множества карточек, с изображением произведений. Детям необходимо из предлагаемого ряда карточек определить произведение, которое не относится с остальными по какому-либо признаку;

«Электронная викторина» (для детей старшего дошкольного возраста). Оборудование – поле с микросхемами и два проводка, которые при соединении с нужными произведениями или их характеристиками зажигают лампочку при правильном ответе. Варианты игры: выделить произведения, относящиеся: к видам пейзажа; различным видам портрета; жанровым композициям; живописи и графике; определить основное выразительное средство в том или ином произведении;

Игры с игровым полем:

«Дорога в музей» (для детей старшего дошкольного возраста).На игровом поле нанесены пути-дороги, по которым игроки движутся в музей, но дойти можно только в том случае, если правильно ответить на вопросы или задания;

«На выставке» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Основная задача – учить детей подбирать правильные карточки – ответы к различным ситуациям, возникающим в ходе экскурсии по разным залам, причем связаны в основном с поведением в музее;

«Путешествие к местным памятникам истории» (для детей старшего дошкольного возраста). В набор входит игровое поле с нанесенными линиями, обозначающими пути из разных уголков местности. Детям необходимо пройти через несколько кругов, восстанавливая в них памятники скульптуры. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финиша и соберет больше всего карточек с изображением памятника;

«Археологи» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция, были найдены древние произведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы;

«Скульптура» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней несколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предполагает определенный уровень сложности задания. С помощью проводков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.

«Путешествие по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле схематично нанесены пути, ведущие от разных сел, где развит определенный промысел. Игрокам необходимо, преодолев все препятствия, дойти до города и «довезти» свой товар, выполнив различные задания.

«Викторина по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). Это по типу электронной викторины, в набор которой входят цветные карточки с изображением предметов народного искусства и промыслов, к которым они относятся. Детям необходимо сопоставить их. В случае правильного выбора выдается медальон;

Подвижные и малоподвижные игры:

«Краски для картины». Дети делятся на ведущего (продавца красок), «покупатели» и многочисленные «краски». «Покупатель» приходит в магазин и просит подобрать ему недостающую краску для картины. Выбрав её, он расплачивается с «продавцом», но, чтобы заполучить «краску», ему необходимо её догнать. Если «покупатель» не догоняет «краску», он сам становится «краской», а «краска – «покупателем»;

«Зазеркалье». Игра направлена на формирование умения у детей передавать в пластике сюжет той или иной картины. Ведущий выбирает определенное произведение, а участники распределяют роли так, чтобы вместе составить объемную картину;

«Ожившие скульптуры» (для детей старшего возраста). В игре выбирается ведущий (скульптор), волшебник, все остальные дети – скульптуры. Скульптор создает скульптуры, а когда он покидает мастерскую, волшебник оживляет их, придавая им определенный образ. Когда возвращается скульптор, он должен угадать по телодвижениям, какая скульптура во что превратилась;

«Угадай-ка» (для детей старшего дошкольного возраста). Предполагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает определенное произведение скульптуры, материал или технику, используемую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет;

 «Песочные скульптуры» (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно;

«Цепи, цепи» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети выстраиваются в две линейки. В одной находятся «промыслы», в другой – «мастера». Тот, кто выполняет роль мастера, должен угадать, где находится его «промысел», и постараться забрать его. «Промыслы» в этой игре должны поддерживать друг друга, не давая мастеру выполнить задуманное.

7.Рассматривание альбомов по графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, фотоальбомов, содержащих фотографии различных произведений на этапе закрепления представлений детей об изобразительном искусстве и его видовом многообразии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время и др.

8. Слушание музыки, разучивание стихотворений, чтение художественных произведений, драматизация, театрализация, просмотр театра;

9. Тематические досуги (викторины, развлечения, КВН и др.);

10. Организация выставок (книг – писателей Иркутска, декоративно – прикладного творчества, выставка известных художников, писателей, музыкантов и т.д. города, выставка детского творчества и др.);

11. Встреча с интересными и знаменитыми людьми города – писателями, художниками, архитекторами и т.д.

12. Создание развивающей предметно - пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (лэпбуки, макеты, разнообразные игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм и к театрализации, альбомы, книжки – малышки, открытки, картинки электронные видеоролики и презентации, книги, журналы по теме «Культура и искусство родного края»

Любая форма, используемая в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства, должна быть педагогически оправданной. Только в этом случае она будет эффективной. Знакомя с произведениями, важно не подменять образовательную деятельность по художественному развитию область познавательного или речевого развития. Для этого нужно знать, что вы хотели бы донести до детей, обращать внимание на эстетическую чувственную сторону, и средства выразительности, использованные в создании настроения и образа, рассказывая о каком-либо полотне, исключая формализм. Тогда дети смогут научиться по-настоящему читать живописные, графические образы, раскрывающие мир природы, мир искусства, рукотворный мир и мир ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»

Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"

Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....

Ознакомление с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент.

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ,которая знакомит с формами работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,используя региональный компонент детей  старшего возраста....

Консультация для педагогов ДОУ Реализация регионального компонента в ДОУ

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

Патриотическое воспитание дошкольников через региональный компонент

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям н...