сообщение к обобщению опыта на тему "Формирование сенсорных представлений у детей младшего школьного возраста посредством системы дидактических игр"
статья (младшая группа) на тему

Соловьева Алла Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск

 

 

 

   

 

 

Газета «Мои педагогические находки»

 

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы

дидактических игр»

 

                                                     

 

                                                                                                                  

           

                                                                           Подготовила :

                                                                           Воспитатель

                                                                            Соловьёва Алла Викторовна

                                                                   

 

 

 

 

Брянск  2017 г.

Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста.

 

        Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

    В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использованиях.

     Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

     Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

      Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

      Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

      Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

      Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

     В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

    Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

     Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

      Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.

     Представители педагогики считают, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

     Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.

    Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

     Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

    Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

    На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.

    При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда  мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того, чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

- восприятие целостного облика предмета;

- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;

- повторное целостное восприятие предмета.

Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

    Сравнение - это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

       Таким образом, под сенсорным воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Оно является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

   Важной частью сенсорного развития являются сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Сенсорное воспитание в детском саду - ознакомление со свойствами формы, величины и цвета. Это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение в формировании зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

      В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются  представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети. Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать  невербальное и вербальное воображение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, затронутую в сказке, понимать эмоциональные состояния героев сказки. В совокупности это способствует сенсорному развитию ребенка. Низкий уровень сенсорного развития, в свою очередь, резко снижает возможности успешного обучения ребенка.  

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)          ,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

         

«Какой это формы»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку помогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик...».

 

«Круг, квадрат»

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг, вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

 

«Волшебная коробочка»

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно-протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него шарик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищённым тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например - треугольные, прямоугольные.

 

Заштопай штанишки

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры - заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением, например - «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

 

Весёлые человечки

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник- домики и эти же геометрические формы маленького размера человечки.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это - веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем - трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

 

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

 

 

 

Большие,  маленькие

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

 

Какой мяч больше?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 - 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

 

Поручения

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

-           Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую - из маленькой;

-           Покатай матрешку в большой машине;

-           Поставь маленькую собаку возле матрешки;

-           Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой –из маленьких;

-           Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

-           Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

-Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие - в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

 

Угости зайчика

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

 

Куклы заблудились

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.

Так же для обучения детей соотносить предметы по величине, можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое — маленькую птицу и т.п.

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета

 

Курочка и цыплята

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем - белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Ёлочки и грибочки

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку - элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» -используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.

 

Разноцветные бусы

 Цель: Та же.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

 

Помоги матрёшке найти свои игрушки

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

 

 

Угостим медведя ягодами

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

 

Разноцветные шары

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками -«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске - «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

 

Подбери чашки к блюдцам

Цель: Та же.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

 

       Как уже было упомянуто выше, сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы: система геометрических форм - круг, квадрат, треугольник; цвета - синий, желтый, красный, зеленый.  В связи с этим мною были придуманы сказки познавательного и обучающего содержания.  

    В сказке идет фантазия, игра, повтор, непроизвольное закрепление обучающего материала.  Таким образом, моя сказка с использованием сенсорных эталонов, закрепляет новые знания, способствует сенсорному развитию ребенка.

  

Сказка о круге, квадрате и треугольнике.

Давным-давно, на лесной опушке, жили веселые геометрические фигуры: братец-треугольник, братец-круг и братец-квадрат. У каждого братца был свой домик. Жили они дружно: играли, веселились, ходили друг к другу в гости, чай пить. И все бы у них было хорошо, но в один из дней стали братья спорить.

Братец-круг говорит, что он квадрат. Братец-треугольник стал называться кругом, а братец-квадрат – треугольником. Каждая фигура перепутала свой домик. Весь день и всю ночь братья спорили между собой.

      На следующее утро выглянуло солнышко, небо стало яркое, веселое. Солнышко собрало все фигуры на полянке и стало объяснять, как они называются.

Подозвало солнышко квадрат и сказало:

 - Ты братец – квадрат. Потому что у тебя есть четыре угла, четыре одинаковые стороны, ты похож на платок.

Затем солнце подозвало круг:

 - Ты братец-круг. Ты похож на тарелку, такое же круглое, у тебя нет углов, можешь катиться как колесо.

 Последний остался треугольник:

- Ты братец -треугольник, ты похож на крышу дома. У тебя есть три угла и три стороны.

     Затем все братья разошлись по своим домикам: братец-круг пошел в домик, где была круглая дверь, братец-квадрат зашел в домик, где была квадратная дверь, а братец-треугольник – в домик, где была треугольная дверь.

     Вот так солнышко помирило непоседливых братце и стали они по-прежнему жить дружно и весело.

Сказка о круге и лягушонке.

     Когда геометрические  фигуры стали опять жить дружно, братец – круг решил пойти в поход, в лес, собрался и покатился по тропинке. Навстречу ему лягушонок.

Лягушонок спрашивает:

- Ты кто? Я возьму тебя к себе.

- Я круг, - отвечает братец-круг. Меня нельзя забирать. Я похож на тарелочку, приношу всем радость и свет. У меня нет углов, поэтому я добрый.

Лягушонок подумал и сказал:

- Точно, ты похож на мою любимую тарелочку, у меня есть круглое зеркало, на моей тележке есть колеса, похожие на тебя.

Братец-круг обрадовался, что может приносить пользу всем и покатился домой рассказать об этом своим братьям.

Сказка о треугольнике и лисичке.

Братец-треугольник тоже захотел погулять по лесу и узнать, что интересного есть в лесу.

На его пути повстречалась ель. Братец-треугольник постоял, посмотрел на нее и спросил:

- На что ты ель похожа?

Елка отвечает:

- Я похожа на твои уголочки, т.е. на тебя, платье мое такой же треугольной формы как ты.

Дальше ему повстречалась грустная белочка, у нее был зонтик, но на нем не было узоров.

- Помоги мне, треугольник, украсить мой зонтик, - сказала белочка.

И братец-треугольник разукрасил зонтик веселыми елочками.

Белочка поблагодарила треугольник и веселая пошла дальше. Братец-треугольник побежал к братьям, чтобы рассказать, что он помог лисичке.

Сказка о квадрате и зайчике.

       Когда братец-квадрат узнал, что его братья круг и треугольник всем помогают, он тоже решил пойти в лес. Шел он, шел и на пригорке  увидел много квадратов разных размеров, выпиленных из дерева.

- Что же из них можно сделать? – подумал братец-квадрат.

      Мимо пробегал зайчик, он искал из чего же можно сделать стол. Братец-квадрат помог зайчику. Нашел он большой квадрат  с четырьмя одинаковыми сторонами, прибил к нему по четырем углам ножки и получился чудесный стол для зайчика. Зайчик поблагодарил его.

       Услышал лягушонок, что братец-квадрат помогает лесным жителям и решил попросить у него, что бы он смастерил стульчики для гостей.

     И братец-квадрат сделал из маленьких квадратов, стульчики. Лягушонок сказал спасибо и понес стульчики домой.

    Братец-квадрат понял, что он тоже умеет  помогать лесным жителям.

       По образцу, данных сказок можно составить множество обучающих  приключений братцев геометрических фигур. В зависимости от возраста детей, в последующем в изложение сказок вводиться новые персонажи: братец-овал, братец-ромб и т.д.

      В заключение хочется подчеркнуть актуальность сенсорного воспитания, помогающего овладеть ребенку способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск

   

Обобщение опыта на тему:

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы

дидактических игр»

                                                     

                                                             

                                                                           

                                        Подготовила :

                                      Воспитатель

                                                                            Соловьёва Алла Викторовна

                                                                   

Брянск  2017 г.

         Младший дошкольный возраст - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

         Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

      Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей  младшего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.

Цель  опыта - определить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего возраста.

Объект - сенсорное развитие ребенка  младшего  возраста.

Предмет - сенсорное развитие ребенка младшего  возраста посредствам дидактических игр.

В соответствии с проблемой и целью определены  задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести направленное изучение сенсорного развития детей младшего возраста.

3. Определить содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

            Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:

1) Ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств  предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;

2)  Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).

Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи сенсорного воспитания:

- создать оптимальные условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через  игры с дидактическим материалом;

- формировать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его умения ориентироваться в различных свойствах предметов;

- обогащать использовать для оптимизации познавательной активности;

- разработать, апробировать и отследить результативность занятий с использованием дидактических игр для сенсорного развития.

Содержание сенсорного воспитания - это круг свойств, качеств , предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
  • принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей младшего  возраста.

       В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

      Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

- восприятие целостного облика предмета;

- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;

- повторное целостное восприятие предмета.

      Для того чтобы выявить эффективность использования дидактических игр в сенсорном развитии  детей младшей группы необходимо было продиагностировать  уровень сенсорного развития детей в начале учебного года.

     Для диагностики уровня развития сенсорных эталонов я использовала методику Колесниковой Е.В.

   В результате диагностики мною  было выявлено, что из 23 детей посещающих группу, 10 детей освоили два-три цвета (из основных желтый, зелёный, красный, синий) 9-  детей – форму, 11 –величину , что составило 20% - цвет, 23% - величина, 26% - форма. Овладение знаниями по сенсорному воспитанию составило 26%.

Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, а также накопленный опыт по использованию дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе   для улучшения результатов сенсорного воспитания были намечены следующие этапы работы:

  -подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей (различные дидактические игры по сенсорному развитию);

-  конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога;

- составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности;

- в течение всего временного промежутка (учебный год) наблюдать за особенностями формирования сенсорного развития у каждого ребенка.

    Согласно усваиваемым сенсорным эталонам дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста подразделили на:

дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;  

- дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины;

- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Планируя педагогическую деятельность на неделю, включила   следующую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности:

Понедельник             дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

Вторник                    дидактические игры и упражнения для закрепления    

                                    понятия формы;

Среда                        дидактические игры и упражнения на закрепление  

                                   понятия величины;

Четверг                    дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

Пятница                 настольно-печатные игры

Здесь предусмотрены следующие пункты:

1. Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную.

2. Ежедневное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Совместная деятельность проводилася фронтально, но чаще по группам (3-5 человек) и в парах.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после этого переходят в самостоятельную и уже затем в бытовую деятельность, пример:

1. Занятие: знакомство с объектом (квадрат); 
2. Совместная деятельность (игра “Что лишнее ? ”, игры на классификацию);
3. Самостоятельная деятельность – “собери из части квадрат”, “сложи квадрат”; 
4. В бытовой на что похож квадрат.

Согласно программным требованиям, игры проводили во второй половине дня.

При проведении дидактических игр опирались на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

   В работе с дидактическими играми на сенсорное восприятие использовали разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснением, сюжетным рассказом.

   Подбирая дидактические игры, обязательно продумывала  цель и дидактическую задачу, определяла место и роль игры в системе обучения и воспитания,  определяла степень участия в ней всех детей, продумывала оказание помощи застенчивым детям.

      Для того чтобы выявить эффективность использования дидактических игр в сенсорном развитии  детей младшей группы необходимо было продиагностировать  уровень сенсорного развития детей в конце учебного года.

      В результате диагностики мною  было выявлено, что из 23 детей посещающих группу, 18  детей освоили два-три цвета (из основных желтый, зелёный, красный, синий) 14 -  детей – форму, 16 –величину , что составило 56% - цвет, 48% - величина, 46% - форма. Овладение знаниями по сенсорному воспитанию составило 56%.

    В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате воспитательно-образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждениедетский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск...

Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

Творческий отчёт «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».

В творческом отчёте даётся полное описание работы по данной теме: перспективный план, диагностика, работа проведённая с детьми...