Главные вкладки

    Развитие детской самостоятельности и инициативы
    статья на тему

    Демидова Татьяна Витальевна

    В ФГОС указывается, что одним из  основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является так же  условием, необходимым для создания социальной ситуации развития ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_razvitie_detskoy_samostoyatelnosti_i_initsiativy.docx22.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие детской  самостоятельности и инициативы

         Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.

       В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

      Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

       Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

       Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

    Наиболее типичные ответы:

    • это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
    • способность рассчитывать только на свои силы;
    • независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
    • умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
    • умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

       Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

       Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

       Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

       Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

       Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

       В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

       Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

       Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

       На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

       Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

       Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

    • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

    • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

    • не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

       В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

    1) Дидактическая игра.

       В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

    2) Продуктивные виды деятельности.

       Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

       В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

    3) Самоорганизованная деятельность.

       Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

       Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идет о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

    4) Трудовая деятельность.

       Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).

       Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

    5) Метод «проектов».

       Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

    6) Развитие коммуникативных качеств.

       Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков:

    1. развиваем умение сотрудничать;

    2. развиваем умение активно слушать;

    3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

    4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

    7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

       В ежедневных занятиях необходимо ставить  следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения.

    Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

    • формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
    • создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
    •  предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

       Таким образом, для поддержки детской самостоятельности и  инициативы необходимо: 

    1.  предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;  
    2.  отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
    3.  не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
    4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
    5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
    6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
    7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
    8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы развития музыкально-творческой инициативы ребенка

    методический материал для воспитателей, родителей и музыкальных руководителей...

    Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.

    В статье изложен вариант  развития познавательной инициативы старших дошкольников  в процессе реализации экологического проекта. Подробно раскрыты этапы реализации проекта на пути развития э...

    Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников

    Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творче...

    : ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

    «Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников»

    Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:1-й уровень...