Доклад на Районном методическом объединении «Роль игровой деятельности в развитии ребенка»
консультация на тему

Яцюк Светлана Александровна

Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана  с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrovoy_deyatelnosti_2.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       МБДОУ № 30 г. Павлово

Доклад на РМО

«Роль игровой деятельности в развитии ребенка»

                                                      Выполнила: Яцюк Светлана Александровна

                                             Павлово 2014 г.  

(1 сл) Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана  с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

(2 сл) По словам В.А. Сухомлинского: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.  Появление замысла у дошкольников связанно с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной и систематической работы педагога.

(3 сл) Согласно периодизации развития игры, построенной  Е.Е Кравцовой, в дошкольном возрасте существует три принципиально различных вида игры – режиссерская, сюжетно-ролевая, игры с правилами. Все виды игр связаны  между собой, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, причем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же вместе с играми с правилами заканчивается развитие данного вида деятельности.

Чтобы игровая деятельность служила целям полноценного развития личности дошкольника, основные ее виды должны быть своевременно освоены детьми во всем комплексе их специфических характеристик.

Режиссерская игра –  с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, с кубиками на ограниченном пространстве.

  • Образно-ролевая игра – «перевоплощение» в кого или чего-либо с помощью пантомимики, жестов, мимики, звукоподражания, выразительной речи.
  • Сюжетно-ролевая игра –  с игрушками-партнерами или сверстниками-партнерами.
  • Игра с правилами – игра подвижная или настольная.

(4 сл) Режиссерская игра

В два - три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормоча себе под нос.  Действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Ребенок сам сочиняет сюжет, сам решает, кто кем будет, кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать  с другими предметами, и, наконец, ребенок в такой игре сам исполняет все роли, или становится диктором, повествующим о том, что происходит.

 Ребенок в это игре соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются  сюжетом ребенка, а это и есть воображение.

По мнению  Е.Е. Кравцовой: «Режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

(5 сл)

  • Развивает способность к «переосмыслению» предметов
  •  Дает возможность встать в позицию «над ситуацией» -    позицию режиссера, который сам придумывает, что чем будет, сам действует, сам исполняет все роли, придумывает мизансцены в пространстве, сопровождает игру «дикторским текстом»
  •  Является основой для развития развернутой монологической речи

(6 сл) Образно-ролевая игра

Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых,  в мультяшных героев и прочее. Ребенок становится способным организовать образно-ролевую игру, в которой представляет себя в определенном образе. Образная игра- это «перевоплощение» в  кого или чего- либо с помощью пантомимы, жестов, мимики, звукоподражания, выразительной речи. Необходимым условиями такой игры являются яркие, интенсивные переживания. Ребенка поразила увиденная им ситуация, пережитые эмоции, впечатления воспроизводятся в игровых действиях.

(7 сл) Образно - ролевая игра

  • Дает возможность быть другим, т.е. «перевоплотиться», представить себя в игре кем угодно – развивается умение встать на позицию другого
  •  Помогает лучше понять другого, а вместе с тем – и себя

(8 сл) Сюжетно - ролевая игра

Режиссерская и образно - ролевая игра становится источником сюжетно - ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

Ролевая игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а не просто любимым занятием. В игровой деятельности интенсивно формируются психические  и личностные качества ребенка. Играя, ребенок берет на себя определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных проблем.

Главные компоненты сюжетно - ролевой игры - это сюжет, содержание и роль.

(9 сл.) Сюжетно-ролевая игра

  • Развивает произвольность, умение управлять собой по роли  в ситуации игры
  •  Способствует пониманию условной ситуации и условности позиций играющих партнеров
  •  Помогает освоению социальных отношений (реальных и ролевых)
  •  Развивает диалогическую речь

 (10 сл) К творческим  сюжетно - ролевым играм можно отнести игры- драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения.

Строительно - конструктивные игры- разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания об окружающем мире. Многие  строительно- конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы и т.д.

(11 сл) Еще один вид игровой деятельности -  игры с правилами

Игры с правилами протекают по заранее созданным правилам, соблюдение которых обязательно для их участников. К играм по правилам можно отнести дидактические игры и подвижные игры. Эти  игры созданы взрослыми в воспитательных целях, построенные на программном содержании, дидактических задачах. Участие детей в таких играх происходит под опекой взрослых, со временем они начинают играть самостоятельно. Любая дидактическая игра имеет учебную цель. Поэтому основным ее компонентом является дидактическая задача, скрытая от ребенка в игровом задании. Дошкольник не только играет, а участвует в процессе обучения. Непременным условием решения дидактической задачи, является соблюдение правил игры. Правила направляют игру, объединяют дидактическое и игровое задание, определяют последовательность игровых действий, повышают интерес игры, позволяют воспитателю косвенно управлять ей, регулируя взаимоотношения детей, формируют межличностные отношения. Средством решения дидактической задачи является дидактический материал, а результатом дидактической игры - решение игровой и дидактической задачи.

(12 сл) подвижные игры

Структурными элементами подвижных игр являются игровые действия, где правила  в них сформулированы до начала игры и открыты для ребенка.

Подвижные игры - это сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазании, бросанье, ловле и т.д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

(13 сл) игра с правилами

  • Развивает умение действовать по правилу, предварительно договариваться, согласовывать действия, изобретать новые правила
  •  Развивает нормативную регуляцию поведения (контроль за выполнением правил, соблюдения принципа справедливости)
  •  Способствует приобретению опыта переживания временной неудачи, принятия успеха сверстника
  •  Помогает овладеть различными формами взаимодействия (последовательно-поочередной, функционально-распределенной внутри группы и между командами)
  •  Развивает доказательная речь, умение выслушивать позицию другого, отстаивать свою.

( 14 сл.) Заключение

Игра для детей дошкольного возраста - источник глобальных переживаний, динамичности собственного Я. Она занимает весьма важное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра – потребность детского организма. Посредством игровой деятельности ребенок учится и развивается. Запретить ребенку играть означает остановить его развитие.

(15 сл) Спасибо за внимание!

                                   Литература:

  1. Н.Я.Михайленко, Н.Н.Короткова Организация сюжетной игры в детском саду. М.»Гном и Д» 2001
  2. В.Е.Зворыгина Первые сюжетные игры малышей М. Просвещение 2008
  3. Н.Я. Михайленко, Н.Н. Короткова   Как играть с ребенком М. Обруч 2012
  4. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Статья "Роль игровой деятельности в развитии ребенка"

Игра - важнейшее средство воспитания и обучения ребенка....

Доклад на районном методическом объединении "Квест-игра и геокешинг - средства всестороннего развития детей в условиях детского сада"

В докладе описываются  новые виды приключенческих игр для реализации познавательно–исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (квест-игра, геокешинг)....

Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».

Дошкольный возраст -  это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...