Доклад на тему:"Воспитание детей театром!"
материал на тему

Кирпичникова Татьяна Романовна

Доклад на тему: «Воспитание детей театром!»

Воспитание маленького человека – дело ответственное, сложное и творческое. И что значит – воспитать? Каким этот маленький человек должен стать, чтобы мы, его родители, с гордостью могли бы сказать: «я воспитал тебя хорошим человеком!»?

Думаю, что ответы большинства родителей во многом совпадут: мы хотим видеть своих детей людьми добрыми, чуткими, любящими, заботливыми, щедрыми, внимательными, нравственными, справедливыми. Это по сути. А как результат – счастливыми. Выходит, душевные и духовные ценности оказываются самыми важными, и ни одно из вышеперечисленных качеств невозможно без умения чувствовать. Да-да! Звучит немного странно, но это умение тоже нужно воспитывать, взращивать, пестовать и, кстати, это касается не только детей.

Проблема с чувствами это примета нашего времени. Мы не то чтобы не умеем, мы просто не успеваем чувствовать. Чувствовать настроение, атмосферу, чужую боль. Да что там чужую, не всегда и сами себя успеваем услышать. Что ж, видимо, такова плата за прогресс. Отменить его мы не в силах, да и не стоит, остаётся только воспитывать свои чувства. Педагогика давно уже доказала, что процесс воспитания наиболее продуктивен, когда базируется на собственном примере. Значит, и чувства воспитывать нужно именно чувствами: живыми, искренними, настоящими. В помощь нам приходит искусство – книги, фильмы, театр. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Заглянем в зрительный зал детского театра. А ещё лучше – заглянем в глаза юных зрителей после спектакля. И увидим, что зачастую с маленьким человеком за время спектакля не произошло ничего. Он выходит из зала, утыкается в мобильный телефон, окунается в привычную жизнь, где посещение театра остаётся лишь малозначащим эпизодом. Не всегда так происходит, но очень часто. И напротив: редко можно встретить ребёнка, которого спектакль заставил задуматься о чём-то, что-то изменил в нём. Почему? Почему театральная атмосфера, неповторимая, действенная, не затрагивает? Кто в этом виноват: сам театр? конкретный спектакль? современные дети, так резко отличающиеся от своих родителей в детстве? другое время? Наверное, всё вместе: мир стал жёстче, циничней, и то, что потрясало лишь несколько лет назад, сейчас не воздействует никак. Неужели театр теряет свою воспитательно-нравственную роль?

Театр, (не каждый, но мудрый), пытается наладить контакт с маленьким зрителем. Одна из самых удачных попыток – это опыт ленинградского Тюза. В этом театре с лёгкой руки его создателя – А.А.Брянцева – были созданы так называемые делегатские собрания. Дети принимали активное участие в жизни театра, переставая быть пассивными зрителями: они обсуждали вместе с актёрами и режиссёрами новые постановки, дежурили на спектаклях, сами устраивали концерты для театра и приглашали артистов в свои школы, писали рецензии. А главное, вместе со взрослыми думали, размышляли, учились мыслить и чувствовать. И многолетняя дружба делегатов друг с другом и с театром даже после окончания школы – яркое подтверждение искренности этого общения. Подобный опыт существовал и в других ТЮЗах. Сейчас этого нет. Подошла бы такая форма для диалога зрителя и театра сегодня? – не знаю, не уверена. Но то, что эта «обратная связь» нужна – это факт.

Чувства, те самые чувства, о которых мы говорим с самого начала, во все времена остаются такими же: мы меняемся, мир меняется, ценности смещаются, а чувства остаются. По обе стороны рампы. Это дарит надежду. А что касается театрального чуда так ведь чудеса происходят только с теми, кто достоин их! Кто открыт и готов не только потреблять, но и отдавать.

Важную роль в дружбе с театром играет первый спектакль маленького зрителя. И тут не обойтись без помощи родителей – в их силах сделать этот день праздничным и необычным даже в мелочах: будь-то нарядный костюм или сменная обувь, которую, кстати, почему-то уже давно не принято брать в театр. Некий театральный этикет – это тоже воспитание чувств. Побывать в театре не между прочим и впопыхах, познакомиться с произведением заранее, обсудить уже увиденный спектакль, спроецировать эту историю на жизнь – всё это дело семейное, наверное, не стоит доверять его школьному культпоходу, по крайней мере в первый раз! Посещение театра – это не только, и не столько образовательно-поучительное мероприятие. Ибо в этом случае событие рискует превратиться в формальность. Куда важнее то, «что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали».

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться.  Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

 

 

 

Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно  взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

 

 

В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.

 

Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

 

 

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»

Цель:  раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм;проанализировать нормативно-правовые документы по этому  направлению; раскрыть значение воспитательной работы...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Доклад на тему: «Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....

Доклад на тему: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через восприятие художественного слова»

Педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественных и музыкальных произведений, произведений искусства»....

Доклад на тему "Воспитание уважения к труду взрослых у детей среднего дошкольного возраста".

Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к труду невозможно без участия родителей. Мы предложили родителям провести...