Картотека дидактических игр по экологии
картотека на тему

Волкова Алёна Алексеевна

 

 

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе

 

 

 

 

«Что где растёт?»

Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.

 

«Вершки и корешки».

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.

 

«Что сажают в огороде?»

Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).

 

«Определи на вкус»

Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).

 

«Найди, о ком расскажу».

Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.

 

«Раз, два, три дерево назови».

Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

 

«Кто живёт в лесу».

Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.

 

«Кто знает, пусть продолжает».

Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые — это…).

 

«Найди листок, какой покажу».

Цель: Способствовать умению находить листок по показу.

 

«Собери дерево из частей».

Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.

 

 

«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? »

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе , которую они приносят.

 

«С какой ветки детки?»

Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.

 

«Загадки о животных» (лесных и домашних).

Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

 

«Кто ползает, а кто летает»

Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.

 

«Сложи картинку»

Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.

 

«Да и нет».

Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.

 

«Кто во что одет».

Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

 

«Охотник и пастух».

Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

 

«Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.

 

«В магазине растений»

Цель: Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать.

«Кто живёт у нас зимой».

Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия.

 

«Какое время года»

Цель: Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.

 

«Разрезные картинки».

Цель: Закреплять знания детей о строении тела домашних животных.

 

«Кто, где живёт»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.

 

«Бывает - не бывает»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

 

«Зоологическое лото»

Цель: Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.

 

«Все по домам»

Цель: Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее.

 

«Чьи детки?»

Цель: Способствовать умению называть животных и их детёнышей.

 

«Загадки об овощах»

Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

 

«Найди по названию».

Цель: Закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.

 

«Когда это бывает»

Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.

«Кто, что любит»

Цель: Уточнить представления детей о том. Чем питаются дикие животные.

 

«Когда это бывает»

Цель: Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года.

 

«Какая сегодня погода?»

Цель: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки.

 

«Узнай по вкусу»

Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий , кислый, солёный, горький).

 

«Магазин цветов».

Цель: Способствовать умению описывать комнатные растения, которые нужно купить.

 

«Съедобное или несъедобное»

Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных растениях.

 

«Где спряталась матрёшка»

Цель: Закрепить знания названий растений, воспитывать любознательность.

 

«Какую пользу приносят»

Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

 

«Опиши , мы отгадаем»

Цель: способствовать умению классифицировать растения по их признакам.

 

«А что потом?»

Цель: Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

 

 

«Птицы, которые прилетают весной»

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

 

«Кто, где живёт?»

Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.

 

«Найди ошибку»

Цель: Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года.

 

«Магазин « Цветы»»

Цель: Способствовать умению описывать цветы, которые нужно купить.

 

«Четвёртый лишний»

Цель: Способствовать умению замечать ошибки, развивать наблюдательность.

 

«Парные картинки»

Цель: Воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия.

 

«Отбери и назови цветы, которые знаешь»

Цель: Закреплять умение различать и называть цветы.

 

«Охотники и пастух»

Цель: Упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

 

«Чья это тень?»

Цель: Закреплять названия животных, способствовать умению узнавать животных по силуэту.

 

«Собери цветок из частей»

Цель: Способствовать умению детей собирать целое из частей. Закреплять названия растений.

 

 

 

 

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе

 

 

 

«Собери урожай»

Цель: научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду.


«Помоги расселить насекомых»

Цель: закрепить знания детей о насекомых.


«Созрело - не созрело»

Цель: научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.


«Собери картинку»

Цель: упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях.


«Вершки и корешки»

Цель: закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки.


«Угадай на вкус»

Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький).


« Какая работа осенняя»

Цель: учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.

 

«Что за птица»

Цель: классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство.


«Что сначала, что потом?»

Цель: закрепить этапы жизненного круга муравьиной матки.


 

 

«Компот из садовых ягод»

Цель: закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.


«За грибами, за ягодами»

Цель: формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды.


«Отбери животных, которые живут под землей»

Цель: познакомит детей с обитателями подземного мира.


«Как сделали томатный сок»

Цель: формировать знания о процессе приготовления томатного сока.


« Отгадай название цветка»

Цель: учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.

 

«Лес – многоэтажный дом»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.


«Как лес помогает человеку»

Цель: закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку.


«Зоологическое домино»

Цель: закреплять знания детей о животных средней полосы.


«Отгадай загадку»

Цель: учить по характерным признакам, угадывать растения.


«Что нам осень принесла»

Цель: формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью.

 

«Что может делать вода»

Цель: закреплять свойства воды.


«Угадай погоду»

Цель: закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно- схематического мышления.

 

«Овощехранилище»

Цель: закрепить знания о хранении овощей.


«Найди и покорми зимующих птиц»

Цель: учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.


«Пищевые цепочки»

Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.


«Рыбаки»

Цель: закреплять знания об обитателях водоемов.


« Угадай от какого дерева - семена»

Цель: учить по виду семени, определять дерево.


«Времена года»

Цель: проверить умение детей последовательно называть времена года.

 

«Где, чей хвост»

Цель: учить детей по форме хвоста определять животное.


«Найди одинаковые снежинки»

Цель: учить, по характерным признакам подбирать пару.


 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе

 

 

 

 

«Что в корзинку мы берем»

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

 

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

 

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

 

«Вершки – корешки»

Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.

 

Материалы: два обруча, картинки овощей.

 

Ход игры:

Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

 

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

 

 

 

 

 

«Природа и человек»

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

 

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 

«Четвертый лишний»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.

 

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

 

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

 

 

 

 

 

 

«Что было бы, если из леса исчезли»

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

 

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

 

«Прилетели птицы»

Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.

 

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

 

Например: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

 

 

 

 

 

 

«ФОТОГРАФ»

Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.

 

Первый вариант: «Хорошо ли я фотографирую».

 

 Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:

Что «сфотографировала» «камера»?

Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?

Природный это объект или нет?

Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»?

Чем этот природный объект ему понравился?

Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?

Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же..

 

Второй вариант: «Мгновенная фотография».

Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).

 

«СОВЫ И ВОРОНЫ»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

 

Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

·медведи любят есть тигров

·у березы весной бывают сережки

·слоны не умеют плавать

·дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

 

«ПОВТОРИ»

Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

 

Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.

Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.

В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков.

 

«СЛЕПАЯ КУРИЦА»

Цель: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе) .

 

Дети должны стать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) .  Маршрут намечается  воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала,   воспитатель развязывает  глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы

Я разработала  серию  дидактические игры для  детей 2 младшей группы по экологии...

картотека дидактических игр по экологии

для экологического развития ребенка...

Картотека дидактических игр по экологии

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...