Консультация для педагогов Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка с ОВЗ
консультация (старшая группа) на тему

Вольхина Марина Владимировна

Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs-sayt.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка с ОВЗ

Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. 

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Впервые нарисовать — большое счастье для трехлетнего малыша. Радостная улыбка появляется на лице у старших дошкольников, когда им удается вырезать красивый хоровод. В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд советских людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.

Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображения, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления общественной жизни.

 Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Лепка

Все родители прекрасно осведомлены о пользе, которую приносит развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать. Сегодня тема для статьи - польза лепки для организма ребенка.

Однако мало кто из родителей отдаёт себе отчёт в том, что, являясь видом изобразительной деятельности для ребенка, лепка оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал. Для нас, взрослых, мир детских эмоций - сложный и непонятный. Обожая своих детей, мы часто не можем определить, какие именно эмоции испытывает наш ребёнок. Дети, сильнее взрослых переживающие радость побед и горечь неудач, самостоятельно не способны справиться со шквалом эмоций, которые их обуревают. Именно творческие занятия, в частности лепка, способны помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе, в том числе и те, наличие которых он даже не осознаёт.

Именно творческая деятельность и польза лепки для организма позволяет детям невербально выразить существующие внутренние конфликты. При помощи лепки малыш имеет возможность «отработать» боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни. Этот вид изобразительного творчества позволяет проявить эмоции в социально приемлемой манере. Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Лепка - простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало. Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между миром реальности и фантазий. Благодаря этому мосту многие из маленьких мечтателей способны перейти из мира своих грёз в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством.

Сегодня психологи активно используют лепку для организма ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей и заканчивая детьми 8-10 лет. Лепка как направление арт-терапии обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребёнка. Как и любой взрослый, ребёнок хочет быть услышанным и понятым. К сожалению, дети далеко не всегда способны найти нужные слова, чтобы описать своё внутреннее состояние, рассказать о своих переживаниях, горестях и сомнениях. Мы привыкли представлять жизнь ребёнка как безоблачное существование, которое не омрачают и не затрудняют какие-либо проблемы и сомнения. Вместе с тем современные дети порой слишком остро воспринимают привычные для нас жизненные ситуации. В копилке их детского опыта пока слишком мало знаний, чтобы ответить на все вопросы и разрешить все внутренние конфликты. Лепка здесь идеальный помощник, способный не только ощутить свою уникальность и личностную ценность, но и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.

Таким образом, лепка способствует выражению чувств и эмоций, перенесению внутренних переживаний на объекты окружающей среды, поиску новых невербальных форм взаимодействия с предметами окружающего мира. Если родители будут с должным уважением относиться к работам, созданным их ребёнком, он перестанет сомневаться в своей значительности и «нужности». Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит малыша смотреть на вещи под другим углом, находя оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.

Рисование

Как понять, какой возраст правильный для того, чтобы ребенок мог сделать свою первую пробу кистью или карандашом? Здесь как раз тот случай, когда стоит отметить, что для рисования возраст не имеет значения. Вреда от такого занятия нет никакого, зато оно приносит море удовольствия и, конечно же, очень полезно для развития малыша.

Многие мамы и папы вручают своему чаду первый карандаш, еще не отпраздновав его первый день рождения. И делают абсолютно правильно! Рисующие дети развиваются быстро и правильно.

Рисуя, малыш играет и учится одновременно. Во время этого занятия малыш может увлечься так, что на долгое время перестанет шалить и в доме воцарится покой и тишина. Кроме того, доказано, что рисование – то наилучший способ развить у крохи мелкую моторику, внимание, фантазию, интеллект, восприятие цвета и цветопередачи, поможет сделать движение ручек точнее.

Не стоит забывать, что совместный труд (а рисование и есть труд) – рекомендован многими психологами и создателями методик раннего развития детей. Такое занятие, как ни странно, укрепляет семью, развивает чувство сплоченности и командного духа. А значит, полезно не только крохе, но и его родителям. Кроме того, это замечательный способ отвлечься от дел и работы и просто отдохнуть с пользой для семьи.

Музыкотерапия

Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времен. Достаточно вспомнить звуковое сопровождение различных религиозных обрядов, начиная с шаманизма и заканчивая мировыми религиями. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело.

Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.

Принцип действия

Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

Классификации музыкотерапии

Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При пассивной терапии пациенты прослушивают музыкальные произведения, подобранные врачом музыкотерапевтом. С психологической точки зрения, целью данной терапии является эмоциональное и эстетическое переживание, которое способствует отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты непосредственно участвуют в музицировании. Как правило, они используют достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчики, барабан, цимбалы, и даже собственное тело — хлопки и т.п.). Цель этой терапии заключается в интеграции индивида в различные социальные группы, отработке коммуникативных навыков в рамках совместного музыкального творчества. Например, пациенты могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах.

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

Клиническая — необходима в лечении и профилактике;

Экспериментальная — исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;

Интегративная — сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.

Фоновая — нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий.

Тематическая — подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы. Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.

В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение. Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Интересные факты о музыкотерапии

Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Арт-терапия

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия. Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией.

Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоциии чувствана холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии, дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности.

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка, которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе, полная, интересная жизнь, — это ли не повод попробовать терапию творчества?

Музыка заставляет читать и думать

Как утверждают американские ученые, игра на музыкальных инструментах и даже простое прослушивание музыки способно существенно улучшить способность мозга к обработке речевой информации.

По данным исследователей из Северо-Западного университета в Чикаго, с помощью музыки можно ускорить реакции детского мозга в усвоении различных учебных предметов, пишет Zman.com.

Так, занятия музыкой могут повысить возможность лучшего усвоения материала в шумной атмосфере класса, а также повысить способность к чтению.

Ранее израильские медикаи в Медицинском центре Тель-Авива доказали результатами экспериментов, что музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными.

Двадцать малышей, родившихся раньше срока, были поделены на две группы: первой один раз в день по 30 минут давали слушать произведения Вольфганга Амадея Моцарта, второй музыку не проигрывали вовсе.

Для эксперимента были выбраны сочинения Моцарта, поскольку в 1993 году в одном из экспериментов учащиеся колледжа лучше справлялись с пространственно-временными задачами, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день. Это явление получило название "эффекта Моцарта".

Эксперимент с младенцами длился два дня. По окончании выяснилось, что после прослушивания музыки дети из первой группы становились спокойнее и расходовали меньше энергии. Когда ребенок экономно расходует энергию, на его рост уходит меньше калорий; как следствие, он быстрее набирает вес.

Как именно музыка воздействует на новорожденных, медики сказать затрудняются. И хотя объем выборки невелик, открытие, по мнению исследователей, статистически значимо. Теперь врачи намерены выяснить, распространяется ли этот эффект на вообще музыку.

Для чего нужен театр детям?

Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Именно благодаря его познавательной и воспитательной функции особенно важно приобщение к этому удивительному искусству подрастающего поколения. И чем раньше произойдет знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей.  

Прежде чем начать разговор с дочерью или сыном о театре, не поленитесь посетить библиотеку, почерпните знания в Интернете, сходите на спектакль. Если вы сомневаетесь в заинтересованности вашего маленького непоседы театрализацией, попробуйте разыграть домашнее представление любимыми игрушками. Реакция на происходящее (пассивность или активность) поможет оценить степень возникновения интереса.

Обязательно сходите на настоящее представление. Первый поход в театр должен стать праздником. Если вы накануне прочтёте литературное произведение, познакомите с действующими персонажами, то обязательно подарите юному зрителю ни с чем не сравнимую радость от узнавания любимых героев на сцене. Дошкольники очень впечатлительны и в силу образно-конкретного мышления  ярче и правильнее воспринимают содержание произведений. Масса позитивных эмоций и впечатлений непременно оставят в детском сердце желание вновь окунуться в сказочный мир на сцене.  

Посещение театрализованного представления можно начинать уже с двухлетнего возраста. В этом периоде сложно долго сдерживать внимание, поэтому не требуйте абсолютной дисциплины. Спектакль должен быть прост, сюжет понятен, само представление коротким. Детям постарше нужно объяснить, что такое театр, привить элементы театральной культуры, обсудить увиденное, но не навязывать своего мнения. Попробуйте услышать то, что он думает о постановке.

Крайне интересны интерактивные спектакли. Хорошей традицией стали  гастроли в нашем городе республиканских театров, на которые любят ходить молодое поколение волжан.  Дети с особым терпением ждут начала представления, а встреча в зале с друзьями доставляет искреннюю радость. Профессиональные актёры предлагают маленьким зрителям возможность поучаствовать в развитии сюжета. Работа «вживую» создаёт непередаваемый эффект, который никогда не может получиться в кино. Ребята вместе с героями  рыбачат, ловят брошенные в зал арбузы, путешествуют в музыкальном поезде. Артисты обращаются с вопросами и просьбами, просят топать и шуметь от души, «стреляют» почти по-настоящему. Такое действо позволяет целевой аудитории  получить определённый набор эмоций, и наконец, сбросить энергию, которая наверняка накопилась у детей. Просмотр знакомой сказки в новой интерпретации помогает обогатить их внутренний  мир свежими мыслями, чувствами. Малыши легко усваивают иные модели поведения, достойные подражания.

Родители, которые  с самого раннего детства водят детей в театр, ставят перед собой  дальнюю цель. Ведь увлекательное действо на сцене не только развлекает, но и обогащает. Папы и мамы замечают, что у их чад лучше развивается воображение, способность к словотворчеству, увеличивается словарный запас. Ведь спектакль – не что иное, как игра в сказку. А вот что говорят сами дети старшей группы нашего садика после посещения Казанского ТЮЗ: «Мне понравилась красивая обстановка, сказочные герои, фотографии артистов на стенах, как в музее»; «Когда началась сказка,  я будто сама стала принцессой!»; «Стало грустно, когда опустили занавес, потому что нужно возвращаться домой из волшебства». Впрочем, я сама не могу отделаться от чувства сродни тому, когда идёшь в школу на Первое сентября. Вроде все знакомо до мелочей, но тот внутренний трепет невозможно передать, его нужно почувствовать.

А представьте, что творится в душе маленького человечка, если он сам участвует в этом волшебстве? И кто как не мы, взрослые, педагоги, сможем помочь ему стать героем любимой сказки? Занимаясь театральной деятельностью (в детском саду или кружке), ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент различных струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом успешного развития юного существа.

 И всё же: для чего нужен театр детям? Я задаю этот вопрос перед любым новым мероприятием, будь то сказка, новогодний утренник или конкурс, где участие наших воспитанников является обязательным условием. Ответ простой и банальный: театр нужен им настолько, насколько нужна встреча с чудом.

Желаю всем родителям быть добрыми консультантами в мире искусства, пусть ваши дети будут успешными в жизни, с непрерывной тягой к знаниям и высокими ценностными ориентациями.

Театральное искусство

Театральное искусство – особый род деятельности. Со времени своего возникновения, еще в своем религиозном или ярмарочном вариантах, театр реализует потребность человека в наблюдении за миром.

Театр, в отличие от кино, не конкретное действие, а условное. Этот особый род театральной условности развивает воображение таким образом, каким не развивает его больше ни один род деятельности. Это связано с тем, что в основе театрального представления лежит игра. А игра, как известно, особый род человеческой деятельности, ведущий к включению зрителя и актера в эстетическую взаимосвязь.

Чтобы смотреть театральное представление, зритель должен воображать, что предметы на сцене настоящие, что актеры – живые люди, а не персонажи, что история, рассказываемая ими происходит сейчас, а не отрепетирована много раз, а до этого написана кем-то и поставлена кем-то.

Самое важное в театре, что зрителю необходимо принять этот вид условности, иначе он просто не поймет действия, которое при принятии условности становится игрой. Театр, как мне кажется, именно из этих соображений сейчас особенно необходим детям.

Современный ребенок смотрит много кинофильмов, играет в компьютерные игры, мало читает, это влияет на воображение, фантазию, на формирование внутреннего экрана. Современный ребенок не учится условности, он видит конкретные формы жизни, конкретные задания компьютерных игр, конкретные интерьеры кинофильмов.

Он перестает мечтать, воображать, представлять картинку, что пагубно влияет на его развитие в целом. Он уже не может научиться обобщению, ему сложно применять то же правило в разных условиях, но кроме того, он теряет внутренний мир, глубину переживания жизни, а потому не может духовно развиваться, без чего невозможно счастье.

Мы не можем оградить ребенка от технологического процесса, кроме как прививая ему любовь к искусству. Но не каждый ребенок имеет склонность к какому-либо роду искусства, тогда как играть или смотреть представление может каждый.

Еще античные теоретики театра считали, что драма – наивысший жанр искусства, потому что способна не просто рассказать историю, но представить ее в действии, создать иллюзию подлинной жизни, что воздействует на зрителя глубже, чем все остальное, потому что зритель сам наблюдает за представлением, старается понять его, сам приходит к определенным выводам.

Этот неназидательный духовный опыт бесценен, мы видим живых людей, которые страдают, думают, принимают решения, и можем вместе с ними разрешать проблемы, задавать себе вопросы, делать выводы.

Этот опыт необходим не только взрослому человеку, решающему бытийные вопросы, этот опыт необходим и ребенку, который только учится наблюдать за миром, разбираться в мотивах и поступках окружающих людей.

Детский театр во многом отличается от взрослого. И специфика его не только в другом круге рассматриваемых проблем. Детский театр должен быть зрелищнее, увлекательнее, радостнее, и в нем, разумеется, должны играть дети. Потому что каждому ребенку приятно, когда перед ним выступает не взрослый актер, а его сверстник, решающий близкие ему проблемы. И дело не только в доверии к представлению, но и в том, что зритель театра, в отличие от зрителя кинофильма, ожидает живого контакта с актером. И, кроме того, научно обосновано, что любое наблюдение за сверстником – профессионалом (в спорте, музыке, театре) побуждает ребенка к деятельности, вдохновляет на новые свершения.

Театру требуются профессиональные актеры, основными требованиями к которым становится чуткость, глубина восприятия, внимательность к окружающим, умение «читать» язык настроения и жеста, перевоплощаться, выражая то, что он пронаблюдал. Поэтому ребенок – актер открывает для себя целый мир новых ощущений, делает массу выводов, становясь толерантным по отношению к окружающим, начинает понимать их мотивы и поступки.

Театр становится воспитательным пространством не только для зрителя, но и для актера. Ребенок – актер учится побеждать смущение, активно выражать жизненную позицию, учится внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развивается фантазия, память, речь, коммуникативные способности, и даже, если из него не выйдет профессионального актера, из него выйдет гармонично развитая личность, что, как мне кажется, не менее важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего развития ребёнка"

      Значение рисования, лепки, аппликации и    конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольникамЗадачи всестороннего развитияРисован...

Статья: Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника

Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей ...

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника

Являясь одними из любимых видов деятельности, рисование, лепка, аппликация и конструирование имеют неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника, а также его подготов...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Консультация для родителей «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка»

Консультация для родителей«Значение рисования, лепки и аппликациидля всестороннего воспитания и развития ребенка»...

Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка

Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка...