Опыт работы по использованию кинезиологии и Су-Джок терапии в развитие мелкой моторики рук для развития речи.
статья на тему

Ливада Любовь Анатольевна

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение и снимает тревожность, все это способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ispolzovaniyu_kineziologii_i_su.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по использованию кинезиологии и Су-Джок терапии в развитие мелкой моторики рук для развития речи.

Уважаемые коллеги!

 Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками. Но прежде мне хотелось спросить, что такое  Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие и повышающий компенсаторные возможности мозга.

Практическая значимость кинезиологической гимнастики состоит в том, что система оригинальных   упражнений и игр, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить  психофизическое здоровье детей дошкольного возраста.

        Одна из основных задач, стоящих перед нами– развитие речи детей. Развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизации познавательной и речемыслительной деятельности. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы.

И  одна из групп  - пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
 "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
"Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
"Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.
"Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
"Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
"Согреем руки" - движения, как при растирании рук.
"Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.
"Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
"Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").
"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
"Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".
"Осьминожки" — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
В начале года мы с детьми младшей группы учились играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождались потешками, песенками.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую сказку «Два осьминожка».(прошу повторить за мной)
(способ организации детей – сидя за столами)

Жил-был на свете маленький  синий осьминожек по имени Малыш (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по морскому дну(выполнение упражнения «Осьминожки» ).
На морском дне есть сад, где росли высокие кораллы (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие водоросли (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, осьминожек  Малыш вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Осьминожки» ) и увидел, что на полянке бегает черный осьминожек (выполнение упражнения левым кулачком)
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Осьминожки»  в быстром темпе).
Осьминожка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Осьминожки» с одновременной сменой позиции).
И тут Малыш нашел кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами:«Раз, два, три, четыре, пять – примерять колечко будем мы опять!»), он стал примерять его на свои щупальца, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: Мы колечко примеряем и играть незабываем»)
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке –осьминожкиза ним (упражнение «Осьминожки»  ).
И привела их тропинка к рыбкам(показать движение «рыбки»).Тогда осьминожки и рыбки стали вместе играть. Им было весело.Но наступил вечер. Иосьминожки попрощались с рыбками и  отправились домой (упражнение «Осьминожки» ).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они уже и дома, уставшие они улеглись на песочке (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак ЧжэВу. В переводе с корейского обозначает Су- кисть, Джок- стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. 
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. 

Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. 
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. 
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 
«Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично можно провести упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» 

Для 3.Рассказывание сказок с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»( прошу Вас  со мной показать эту сказку)
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку
, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.. Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение и снимает тревожность, все это способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников , что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Я хочу поблагодарить, коллег надеюсь, что вы узнали для себя много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)

В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Консультация для родителей «Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у детей»

laquo;Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у детей»                          ...

Консультация для родителей «Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у дошкольников»

Консультация для родителей «Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у дошкольников»...

«Развитие мелкой моторики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования оздоровительной технологии Су-Джок»

  Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение...

«Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у детей»

В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями в работе с детьми по развитию мелкой моторики из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктив...