Активный или гиперактивный?
консультация на тему

Прокопьева Наталия Геннадьевна

Ребенок активный и гиперактивный.

В чем разница?

Почти все маленькие дети проявляют повышенную активность. Дети часто не могут усидеть на месте, бегают, прыгают, что-то ломают, им все интересно. В дошкольном возрасте дети постоянно в действии и это нормально, ведь они развиваются. Так чем же гиперактивный ребенок отличается от обычного?

Признаки гиперактивного ребенка можно разделить на три подгруппы:

Дефицит активного внимания

-  непоследователен, ему трудно удерживать внимание

-  не слушает, когда к нему  обращаются

-   с большим интузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

-  испытывает трудности в организации

-  часто теряет вещи

-  избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

-  часто бывает забывчив

Двигательная расторможенность

-  постоянно ерзает

-  проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается даже сидя, бегает, забирается куда – либо)

-  спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве

-  очень говорлив

Импульсивность

-  начинает отвечать не дослушав вопроса

-  не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

- плохо сосредотачивает внимание

-  не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)

-  не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами

- при выполнении заданий ведет себя по разному и показывает очень разные результаты.

На практике например, гиперактивный  ребенок никак не может запомнить правила игры, наконец запомнив и выполнив часть заданий правильно, вдруг вновь начинает уточнять правила. Допускает много ошибок, которых не замечает по ходу деятельности. Многие задания выполняет хаотично, т. е. посмотрел первую строчку, перешел к последней, вернулся к первой и т.д.

Или может присутствовать такая ситуация, во время беседы мамы с другим взрослым ребенок немного порисовал, успел поиграть, покачаться на стуле, побегать, вернуться к рисованию одновременно встревая в беседу и комментируя высказывания, задавая вопросы.

Иногда внешне может создаваться впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных и не нужных движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не вписывается в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Не смотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, выпадают из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее возвращаются.

При наличии этих признаков можно предположить наличие гиперактивности, но именно предположить, а не поставить диагноз – это прерогатива медицинских специалистов. Очень часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он много двигается и непоседлив (без учета дефицита внимания и импульсивности). Такая точка зрения ошибочна.

Так как же вести работу с такими детьми? В процессе занятия  такому ребенку трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале педагог может снизить требования к аккуратности. Либо может быть ребенку тяжело одновременно сидеть и выполнять задание. Разрешите ему выполнить задание стоя. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха и как следствие повысит мотивацию к выполнению ваших требований. Кроме того если видите что ребенок уже отвлекается и не может дальше выполнять задание, попросите его выполнить его какое-либо действие связанное с движением, например поднять упавшую ручку, принести из другой комнаты забытую вами тетрадь и т.д. С большой вероятностью ребенок, выполнив эти действия сможет вернуться к выполнению упражнения.

Таким образом, работая с гиперактивным ребенком необходимо помнить:

1.  Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первой половине дня, а не вечером.

2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Снизить требования к аккуратности в начале работы.

5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

6. Использовать тактильные контакты с ребенком (прикосновения, поглаживания)

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

11. Предоставлять ребенку возможность выбора.

12. Оставаться всегда спокойным.

Ну и самое главное, обнаружив подобного ребенка в группе необходимо обратиться к специалистам, а не пытаться решить данную проблему самому. Так как приведенные выше особенности работы являются общими. А каждый ребенок требует индивидуального подхода и работа с такими детьми должна строится в комплексе, т.е. должна включать в себя работу с родителями, занятия психолога,  посещение невролога, ну и индивидуальный подход с вашей стороны.

 

 

Информационные источники:

1. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Речь, 2010г.

2. Пасечник Л. Гиперактивность: как быть?// Дошкольное воспитание № 1, 2007 г., стр. 88 – 95.

3. Пасечник Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?// Дошкольное воспитание № 2, 2007 г., стр. 89 – 95.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnyy_ili_giperaktivnyy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок активный и гиперактивный.

В чем разница?

Почти все маленькие дети проявляют повышенную активность. Дети часто не могут усидеть на месте, бегают, прыгают, что-то ломают, им все интересно. В дошкольном возрасте дети постоянно в действии и это нормально, ведь они развиваются. Так чем же гиперактивный ребенок отличается от обычного?

Признаки гиперактивного ребенка можно разделить на три подгруппы:

Дефицит активного внимания

-  непоследователен, ему трудно удерживать внимание

-  не слушает, когда к нему  обращаются

-   с большим интузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

-  испытывает трудности в организации

-  часто теряет вещи

-  избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

-  часто бывает забывчив

Двигательная расторможенность

-  постоянно ерзает

-  проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается даже сидя, бегает, забирается куда – либо)

-  спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве

-  очень говорлив

Импульсивность

-  начинает отвечать не дослушав вопроса

-  не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

- плохо сосредотачивает внимание

-  не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)

-  не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами

- при выполнении заданий ведет себя по разному и показывает очень разные результаты.

На практике например, гиперактивный  ребенок никак не может запомнить правила игры, наконец запомнив и выполнив часть заданий правильно, вдруг вновь начинает уточнять правила. Допускает много ошибок, которых не замечает по ходу деятельности. Многие задания выполняет хаотично, т. е. посмотрел первую строчку, перешел к последней, вернулся к первой и т.д.

Или может присутствовать такая ситуация, во время беседы мамы с другим взрослым ребенок немного порисовал, успел поиграть, покачаться на стуле, побегать, вернуться к рисованию одновременно встревая в беседу и комментируя высказывания, задавая вопросы.

Иногда внешне может создаваться впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных и не нужных движений.

Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не вписывается в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Не смотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, выпадают из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее возвращаются.

При наличии этих признаков можно предположить наличие гиперактивности, но именно предположить, а не поставить диагноз – это прерогатива медицинских специалистов. Очень часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он много двигается и непоседлив (без учета дефицита внимания и импульсивности). Такая точка зрения ошибочна.

Так как же вести работу с такими детьми? В процессе занятия  такому ребенку трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале педагог может снизить требования к аккуратности. Либо может быть ребенку тяжело одновременно сидеть и выполнять задание. Разрешите ему выполнить задание стоя. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха и как следствие повысит мотивацию к выполнению ваших требований. Кроме того если видите что ребенок уже отвлекается и не может дальше выполнять задание, попросите его выполнить его какое-либо действие связанное с движением, например поднять упавшую ручку, принести из другой комнаты забытую вами тетрадь и т.д. С большой вероятностью ребенок, выполнив эти действия сможет вернуться к выполнению упражнения.

Таким образом, работая с гиперактивным ребенком необходимо помнить:

  1.  Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первой половине дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  6. Использовать тактильные контакты с ребенком (прикосновения, поглаживания)
  7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  12. Оставаться всегда спокойным.

Ну и самое главное, обнаружив подобного ребенка в группе необходимо обратиться к специалистам, а не пытаться решить данную проблему самому. Так как приведенные выше особенности работы являются общими. А каждый ребенок требует индивидуального подхода и работа с такими детьми должна строится в комплексе, т.е. должна включать в себя работу с родителями, занятия психолога,  посещение невролога, ну и индивидуальный подход с вашей стороны.

Информационные источники:

  1. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Речь, 2010г.
  2. Пасечник Л. Гиперактивность: как быть?// Дошкольное воспитание № 1, 2007 г., стр. 88 – 95.
  3. Пасечник Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?// Дошкольное воспитание № 2, 2007 г., стр. 89 – 95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Данное сообщение представляет собой обобщенную информацию о понятии активности, которое является важным при рассмотрении всего процесса детского развития. Информация имеет ценность как для работников ...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"

презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...