Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
материал по теме

Седипей Любовь Сарыг-ооловна

Консультация для родителей и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

«Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству, -

это источник любви к Родине… Пусть ре-

бенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохра-

нятся образы, в которых воплощается Родина».

В.А.Сухомлинский.

      Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно каждому человеку и так же естественно как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Дети тоже с самых малых лет тянутся к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой или цветом. Недаром мы уделяем такое серьезное внимание окраске и фактуре тех игрушек, шариков, колец, мячиков, кубиков, которые первыми попадают в руки совсем еще маленьких детей. Мы стремимся, чтобы эти игрушки были приятны на ощупь, радовали глаз ребенка и самое главное были безопасны для их здоровья. Такая игрушка должна быть праздником для осязания и зрения. В сущности, эти гладкие, сверкающие, яркие безделушки и есть первые предметы из мира прекрасного, попадающие в сферу внимания ребенка. С этого и начинается художественно-эстетическое воспитание ребенка – с первой игрушки, с первого цвета, с первой формы… И это очень важно. Среди многих задач, которые ставит перед собой каждый воспитатель, желающий вырастить своих воспитанников богатыми и содержательными, любящими и творящими свою жизнь на основе Истины, Добра и Красоты, радостно ощущающими свое место в человеческом обществе, знающими свое дело в жизни, умеющими связывать свою личную судьбу с судьбами и интересами других людей – среди многих этих задач стоит и немаловажная задача привить детям чувство прекрасного, понимание красоты.

      Дети приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Их пугает и отталкивает всё уродливое, безопасное. Зато как они радуются и цветам, и блеску снега, и березке, и новому красивому платью мамы! Почти у всех детей развито настороженное отношение к некрасивому, безобразному, ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность и наоборот… Недаром и во всех хороших сказках действуют статные добры-молодцы и прекрасные лицами ясноглазые красавицы. Красота и добро сливаются для ребенка воедино. И дети хотят, чтобы и в окружающей их жизни этическая сторона всех явлений, с которыми они сталкиваются, соответствовала бы эстетической. В этом сказывается стремление ребенка к гармонии.

      И очень бережно охранять это живущее в детях представление о красоте как о выражении чистых, светлых, добрых начал человека, приучить ребенка с малых лет заботиться о том, чтобы они выглядели по возможности хорошо, чтобы следили за своим костюмом, за вещами, которыми пользуются, прививать хорошие манеры.

      С самых ранних лет надо помогать ребенку постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, первый легкий стишок под красивой картинкой… а потом уже книги посерьезнее, посложнее, и убранство комнаты, и платьице для куклы, и стихи с последующим разговором о них, и зеленое раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделенное ребенком волнение, которое породил интересный фильм…

      Все виды искусства помогают ребенку осваивать окружающий мир. Однако образные средства и литературы, и музыки, и хореографии в гораздо меньшей степени доступны для самостоятельной творческой передачи своих переживаний, мыслей. Во всяком случае, дети не могут их использовать с такой же непосредственностью, как изобразительные средства.

      Изобразительное искусство – еще один мощный источник художественно-эстетического воспитания и развития ребенка. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

      Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создает психолого-педагогические условия и предпосылки для развития их художественного творчества. Детство – это период усиленного развития, причем наиболее благоприятный для развития творчества ребенка. Дошкольный возраст – это время, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением, так как, «погружая» ребенка в разнообразный мир искусства, мы развиваем у него воображение и творческие способности. А воображение и творчество – это

предпосылки формирования и развития базиса личностной культуры.

      Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычной педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся ученый- педагог Л.С. Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность. Познание окружающего мира.Экологическое воспитание дошкольников. Посев лука.

Посев лука.Задачи:1.   Уточнить, закрепить представление детей о предках русских, об их здоровом образе жизни.2.   Воспитать заботливое, бережное отношение к своему здоровью.3....

«Познание окружающего мира через художественно-творческую деятельность»

Перспективное планирование работы по самообразованию с детьми подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познании окружающего мира в старшей группе на тему «Новости с праздника»

Конспект НОД познании окруңаюәего мира в старшей группе на тему "Новости с праздника".Воспитатель рассказывает детям о празднике татарской Сабантуй о играх  т.д....

Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"

Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Познание"(окружающий мир) в первой младшей группе

Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Познание"(окружающий мир) в первой младшей группеТема: "Вместе с солнышком гуляю"...

Опыт работы на тему «Занимательная наука: узнаем – познаем – развиваемся!» (опытно - исследовательская деятельность детей и детское экспериментирование, как возможность познания окружающего мира, стимулирующее творчество и активность детей)

laquo;Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже у...