Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников
статья на тему

Кузьмина Раиса Витальевна

Из опыта работы по проектному методу с семьями воспитанников раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников.

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ детский сад №26

 п. Горноуральский
КУЗЬМИНА  РАИСА ВИТАЛЬЕВНА

2017 г.  

       Родители и я, как педагог,– воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда,  когда я – воспитатель и родители моих подопечных станем союзниками.

       Основная цель моего взаимодействия с родителями - создание единого образовательного пространства «детский сад -  семья.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности взрослых и детей считаю  проектную деятельность. Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии  партнерских отношений,  овладение коллективной деятельностью, направлена  на  социально - коммуникативное, познавательное, речевое  и художественно – эстетическое  развитие  участников проекта с целью его реализации.    

      Ранний возраст – это период, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Причём все это не возникает само по себе, а  требует непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Актуальность проектной деятельности  с родителями детей раннего возраста:

- усиление внимания к вопросам  развития речи, познавательных способностей и восприятия в раннем возрасте;

  -  необходимость реализации требований стандарта:

 осуществления личностно – ориентированного взаимодействия с детьми;

 привлечения родителей к непосредственному участию в воспитательно – образовательном процессе.

        Метод проектов  возможно использовать в сочетании с ООП ДОУ. Программа «Детство» предусматривает тематическое планирование образовательного процесса. Темы проектов, реализуемых мною в группе, сочетаются с темами, предусмотренными этой программой. Это позволяет достигать динамичных результатов в усвоении детьми определенных знаний.

   Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. В работе с малышами ввожу  только элементы проектной деятельности. Начинаю использовать этот метод прежде в работе с родителями. В этом возрасте  дети являются лишь наблюдателями, помощниками мне и родителям. Осуществление проектных задач воспитанниками  происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Побуждаю родителей стать непосредственными участниками процесса, помочь «навести » ребенка на проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместную деятельность.

     Суть проектов: установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях объединения усилий для полноценного развития и воспитания малышей.

      Направление проектов:

  • развитие познавательного интереса
  • развитие игровой деятельности, как условия проявления собственной инициативы ребенка
  •  приобщение детей к элементарной продуктивной деятельности

 В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Происходит знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (теплый), холодный, мягкий и др..

       Одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, чему помогает взаимодействие с родителями воспитанников. Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует развитию понимания речи; при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)

      Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков.Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).

            Родители, участвуя в реализации проекта, становятся не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и мне, как педагогу в процессе работы над проектом, но  и являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов ребенка.

        Хочу привести в качестве примера  реализованные мною проекты.

        Проектный метод помог мне познакомить воспитанников с  филимоновской  народной игрушкой  и  матрешкой, а так же с самыми разнообразными игрушками, которые сделаны руками наших родителей. Родители лепили игрушки из теста, шили, использовали бросовый материал, помогли приобрести фотоальбомы, разучивали потешки, стихи, рисовали, играли с нами.

        Проект «Умная игра» с использованием  блоков  Дьенеша реализован с целью формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.   Знакомство с развивающими играми происходит в тесном сотрудничестве с педагогом - психологом детского сада.    Для родителей был проведен мастер – класс, показаны видеоролики с записью игр с блоками, подготовлена выставка развивающих игровых пособий с малышами.

       С целью  формирования элементарных навыков  экспериментирования, развития мелкой моторики, обогащения и активизация словаря  реализовала проект «Здравствуй, песок!». Мы познакомили ребят со свойствами сухого песка, учили играть рядом, называть свои действия, выполнять инструкцию.  А родители помогали детям развивать полученные навыки в дворовых песочницах.

       Проект «Игра учит общению» помог в освоении коммуникативных  музыкальных игр. Использую в работе с родителями такую форму, как совместная НОД. Мы вместе проводим наши первые музыкальные праздники.

        Проект «Чудо – пенка», целью которого было развитие тактильных ощущений, творческое мышление,  обогащать эмоциональное восприятие через экспериментальную деятельность, помог мне познакомить ребят с необычными свойствами обычных предметов. Дети учились делать «мороженное», «воздушные шары», ловили мыльные пузыри, рисовали пенкой на стекле. Родители были привлечены к реализации проекта и представили нам свои идеи в стенгазетах. Во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга Талантов» в январе 2017г. проект  занял втрое место в номинации «Лучший проект воспитателя».  

                           Результаты проектной деятельности:

- у детей формируются устойчивые навыки коммуникативного взаимодействия,

- значительно повысилась речевая активность воспитанников,

-  возросло умение детей к проявлению собственной инициативы; 
- родители, участвующие в совместных проектах, узнают  новые способы взаимодействия с ребенком; 
- повысился  уровень  родительской компетентности по вопросам использования предметов декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей раннего возраста. 

   Таким образом, хочу отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации  ФГОС ДО  и создает условия для формирования у родителей представления о развитии своего ребенка, что укрепляет психологическое здоровье семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятия при совместной деятельности с детьми группы раннего возраста в процессе реализации проекта "Нам водица добрый друг"

Использованные мероприятия по проекту в рамках лексических тем по разным образовательным областям...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста «Неваляшки» по реализации основной образовательной программы МБДОУ д/с № 35

Реализация содержания программы направлена на активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, их участие в воспитательно-образовательной работе с детьми....