Главные вкладки

    Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников
    статья на тему

    Кузьмина Раиса Витальевна

    Из опыта работы по проектному методу с семьями воспитанников раннего возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников.

    ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ детский сад №26

     п. Горноуральский
    КУЗЬМИНА  РАИСА ВИТАЛЬЕВНА

    2017 г.  

           Родители и я, как педагог,– воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда,  когда я – воспитатель и родители моих подопечных станем союзниками.

           Основная цель моего взаимодействия с родителями - создание единого образовательного пространства «детский сад -  семья.

    Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности взрослых и детей считаю  проектную деятельность. Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии  партнерских отношений,  овладение коллективной деятельностью, направлена  на  социально - коммуникативное, познавательное, речевое  и художественно – эстетическое  развитие  участников проекта с целью его реализации.    

          Ранний возраст – это период, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Причём все это не возникает само по себе, а  требует непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

    Актуальность проектной деятельности  с родителями детей раннего возраста:

    - усиление внимания к вопросам  развития речи, познавательных способностей и восприятия в раннем возрасте;

      -  необходимость реализации требований стандарта:

     осуществления личностно – ориентированного взаимодействия с детьми;

     привлечения родителей к непосредственному участию в воспитательно – образовательном процессе.

            Метод проектов  возможно использовать в сочетании с ООП ДОУ. Программа «Детство» предусматривает тематическое планирование образовательного процесса. Темы проектов, реализуемых мною в группе, сочетаются с темами, предусмотренными этой программой. Это позволяет достигать динамичных результатов в усвоении детьми определенных знаний.

       Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. В работе с малышами ввожу  только элементы проектной деятельности. Начинаю использовать этот метод прежде в работе с родителями. В этом возрасте  дети являются лишь наблюдателями, помощниками мне и родителям. Осуществление проектных задач воспитанниками  происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Побуждаю родителей стать непосредственными участниками процесса, помочь «навести » ребенка на проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместную деятельность.

         Суть проектов: установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях объединения усилий для полноценного развития и воспитания малышей.

          Направление проектов:

    • развитие познавательного интереса
    • развитие игровой деятельности, как условия проявления собственной инициативы ребенка
    •  приобщение детей к элементарной продуктивной деятельности

     В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Происходит знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (теплый), холодный, мягкий и др..

           Одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, чему помогает взаимодействие с родителями воспитанников. Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует развитию понимания речи; при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)

          Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков.Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).

                Родители, участвуя в реализации проекта, становятся не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и мне, как педагогу в процессе работы над проектом, но  и являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов ребенка.

            Хочу привести в качестве примера  реализованные мною проекты.

            Проектный метод помог мне познакомить воспитанников с  филимоновской  народной игрушкой  и  матрешкой, а так же с самыми разнообразными игрушками, которые сделаны руками наших родителей. Родители лепили игрушки из теста, шили, использовали бросовый материал, помогли приобрести фотоальбомы, разучивали потешки, стихи, рисовали, играли с нами.

            Проект «Умная игра» с использованием  блоков  Дьенеша реализован с целью формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.   Знакомство с развивающими играми происходит в тесном сотрудничестве с педагогом - психологом детского сада.    Для родителей был проведен мастер – класс, показаны видеоролики с записью игр с блоками, подготовлена выставка развивающих игровых пособий с малышами.

           С целью  формирования элементарных навыков  экспериментирования, развития мелкой моторики, обогащения и активизация словаря  реализовала проект «Здравствуй, песок!». Мы познакомили ребят со свойствами сухого песка, учили играть рядом, называть свои действия, выполнять инструкцию.  А родители помогали детям развивать полученные навыки в дворовых песочницах.

           Проект «Игра учит общению» помог в освоении коммуникативных  музыкальных игр. Использую в работе с родителями такую форму, как совместная НОД. Мы вместе проводим наши первые музыкальные праздники.

            Проект «Чудо – пенка», целью которого было развитие тактильных ощущений, творческое мышление,  обогащать эмоциональное восприятие через экспериментальную деятельность, помог мне познакомить ребят с необычными свойствами обычных предметов. Дети учились делать «мороженное», «воздушные шары», ловили мыльные пузыри, рисовали пенкой на стекле. Родители были привлечены к реализации проекта и представили нам свои идеи в стенгазетах. Во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга Талантов» в январе 2017г. проект  занял втрое место в номинации «Лучший проект воспитателя».  

                               Результаты проектной деятельности:

    - у детей формируются устойчивые навыки коммуникативного взаимодействия,

    - значительно повысилась речевая активность воспитанников,

    -  возросло умение детей к проявлению собственной инициативы; 
    - родители, участвующие в совместных проектах, узнают  новые способы взаимодействия с ребенком; 
    - повысился  уровень  родительской компетентности по вопросам использования предметов декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей раннего возраста. 

       Таким образом, хочу отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации  ФГОС ДО  и создает условия для формирования у родителей представления о развитии своего ребенка, что укрепляет психологическое здоровье семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мероприятия при совместной деятельности с детьми группы раннего возраста в процессе реализации проекта "Нам водица добрый друг"

    Использованные мероприятия по проекту в рамках лексических тем по разным образовательным областям...

    Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

    Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

    Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

    Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

    Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».

    На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов...