Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."
статья (средняя группа)

Железина Юлия Васильевна

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.В. Железина,

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад№65- ЦРР».

Формирование представлений об окружающем мире

у детей дошкольного возраста

через реализацию парциальной программы

«Умные пальчики» Лыковой И.А.

        В статье рассматриваются аспекты формирования представлений об окружающем мире

у детей дошкольного возраста посредством конструирования.  

           В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Формирование представлений об окружающем мире является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание представлений ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении.   Представления  об окружающем мире дети накапливают в быту, на прогулках, в разных видах деятельности в детском саду, в том числе в конструировании.

         Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Уметь создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Доступно рассказывать о предметах, необходимых   детям в разных видах деятельности, в том числе в конструировании. В этом возрасте ребенок тонко чувствует свое родственное отношение к окружающему миру и самозабвенно конструирует свой мир и самого себя.

           Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания  и основные  средства в этом возрасте, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (схемы, чертежи, модели, планы). Это и вызывает необходимость  конструирования.  

           Конструирование – это творческая деятельность, связанная с созданием предметного  мира и формированием человеческой культуры.  Конструирование дошкольников – это один из видов детской деятельности, с помощью которого происходит знакомство с предметами ближайшего окружения. А   накопление и обогащение представлений о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека -  дает возможность  детям сформировать представления о их величине, массе, протяженности.  Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных изделий, построек.      

          Таким образом, в  процессе конструирования дети способны делать свои  первые открытия по формированию представлений об окружающем мире.

          Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

          Цель исследования. Создание условий для формирования представлений об окружающем мире  в процессе реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. посредством конструирования.

           Задачи исследования.

  • Теоритически обосновать проблему развития представлений об окружающем мире  у детей   дошкольного возраста.
  • Выявить уровень представлений об окружающем мире  у детей  дошкольного возраста.
  • Разработать систему работы по развитию представлений об окружающем мире  в процессе   реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. посредством конструирования.
  • Выявить эффективность разработанной системы работы по развитию представлений об окружающем мире  в процессе   реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. среднего дошкольного возраста посредством конструирования.

В связи с предполагаемыми целью и задачами исследования,   часть эксперимента имела  следующие  этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Для  их решения на первом этапе  были  использованы   методы: наблюдения  (методика Дыбиной О. В.) у воспитанников детского сада   среднего возраста для выявления уровня развития представлений об окружающем мире, метод статической  и математической  обработки данных.      

          Результаты наблюдения показывают, невысокий уровень развития  представлений об окружающем мире  у детей среднего дошкольного возраста. 

              На следующем этапе – формирующим,  для дошкольников  среднего возраста по развитию представлений об окружающем мире (ознакомление с предметным окружением) была запланирована и реализована система работы  по парциальной программе «Умные пальчики» Лыковой И.А. (конструирование из строительного материала).  

         По итогам повторного наблюдения, у дошкольников средней группы   развитие  представлений об окружающем мире возросло.

         В результате: проделанной работы проблема формирования представлений об окружающем мире в процессе  реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. у детей дошкольного возраста посредством конструирования актуальна на современном этапе и составляет одну из центральных задач развития дошкольного образовательного учреждения.

         Разработанная система   обеспечивает высокую результативность в развитии  представлений об окружающем мире в процессе  реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. у детей дошкольного возраста, что определяет выявленная положительная динамика.

         Показателем служат  увлеченность конструктивной деятельностью в группе, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых представлений об окружающем  мире,  т.е. к познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

"Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через дидактическую игру"

В данной презеньации рассматривается влпрос о формировании представлений о труде взрослых у дошкольников...

Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям....

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"Современное образование сегодня ставит пред педагогом задачу сове...

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством создния мини-лаборатории "МИР ВОКРУГ НАС"

Национальный проект "Современный детский сад"Работу над данным проектом в нашей группе мы начали с выделения нескольких блоков :- наблюдение за погодой (наблюдение за погодой , заполнение ка...