Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, она расширяет знание детей об окружающем мире, направлена на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям, ценностную ориентацию в окружающем мире, сохранение и укрепление здоровья детей. Содержание программы основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей и реализуется в различных формах работы с дошкольниками.

Занятия проводятся на природе в любое время года и в любую погоду. Играя на природе, дети учатся ее познавать. Естественным материалом для игр служат пеньки, камешки, шишки, листья, бревна и т.п. Ребенок играет на природе с тем, что она ему предоставляет. Именно контакт с природой позволяет развивать у детей целостный взгляд на мир, понимание тех законов, которые управляют нами и всей остальной жизнью на Земле, использовать фантазию и изобретательность для решения возникающих проблем.

Особое внимание в программе уделяется таким важнейшим сторонам готовности ребенка к обучению, как умению точно воспринимать и выполнять задание, запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения, развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координаций и фонематического восприятия. В программе выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрализации (способности видеть мир с точки зрения другого человека) и линия мотивационной готовности.

 Особенностью программы «На природу в любую погоду» является ее соответствие задачам по освоению пяти образовательных областей: Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное развитие», «Физическое развитие», обозначенных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, что обеспечивает гармоничное развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.

 Новизна в том, что она позволяет сопровождать процесс перехода ребенка от игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте к обучению, как главному виду деятельности в школе. Главные герои – сказочные персонажи, связанные с природой: обитатели леса, водной и воздушной стихии, которые в игровой форме помогают детям изучать окружающий мир.

Уникальность в том, что учитываются как особенности Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, начального общего образования, так и особенности образовательной программы лицея.

 Актуальность в подготовке детей к новому для них виду деятельности – учебной.

 Информация подается ненавязчиво и в естественной обстановке побуждает детей рассуждать, анализировать, делать выводы, учит обосновывать, выбирать правильное решение среди разных вариантов ответов. Происходит интеграция разных видов деятельности, в результате развивается творческое мышление ребенка, складывается система знаний об окружающем мире, формируется потребность в его познании.

Обучение по программе сопровождается проведением мониторинга детского развития детей в соответствии ФГОС. Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре – стартовый, в мае – итоговый). Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности методов, не приводит к переутомлению детей и не нарушает хода образовательного процесса.

Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке интегративных качеств детей и степени их сформированности. Главная цель мониторинга – подготовка рекомендаций для родителей и ознакомление с ними (в индивидуальном порядке).

В результатах описываются интегративные качества личности ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы, а не ЗУНы (знания – умения – навыки) на основе количественных показателей. Последние не рассматриваются в качестве главных ключевых результатов освоения образовательной программы для детей дошкольного возраста, однако это не означает, что они отвергаются полностью. Из категории целей (результатов) они переходят в категорию средств, способствующих развитию ребенка.

Программа «На природу в любую погоду» реализована в дошкольном отделении лицея

№ 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга.

Практика показала, что дети, обучавшиеся по интегрированной программе, готовы к школе лучше тех, кто не принимал в ней участия. Результаты мониторинга дают основания считать программу и всю в целом систему образования дошкольного отделения пропедевтическим курсом к обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная педагогика как способ формирования целостного представления об окружающем мире.

Целостное представление детей дошкольного возраста через экологическую программу....

Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....

Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством создния мини-лаборатории "МИР ВОКРУГ НАС"

Национальный проект "Современный детский сад"Работу над данным проектом в нашей группе мы начали с выделения нескольких блоков :- наблюдение за погодой (наблюдение за погодой , заполнение ка...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...

Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чте...