Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"
методическая разработка на тему

Мальцева Оксана Валерьевна

   Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_dlya_pedagogov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Тема: Использование народной  куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки.

Цель:

Повышение профессионального мастерства  педагогов в вопросах художественно- эстетического воспитания детей  через ознакомление с традиционными народными  куклами.

Задачи:

- Расширить представления педагогов о роли народной культуры в художественно-эстетическом  воспитании дошкольников.

- Развивать интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

- Привлечь внимание к истории народной куклы, выделяя её достоинства.

- Показать значимость народной игрушки в воспитании ребёнка дошкольника.

- Познакомить с приёмами изготовления куклы.

Оснащение: наборы для изготовления кукол (два кусочка ткани, нитки, ножницы); презентация «Народные куклы»; выставка «Народные куклы».

Ход:

   Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

   Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

   Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

   Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

   Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я обратила внимание на приобщение детей к изготовлению русской народной тряпичной куклы.

   Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

   Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

   Каждая кукла имела свое значение. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. 

   Обереговые  куклы (лихорадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая  кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать.

   Обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, масленица, коза). С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

   Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня). Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

   Современному ребёнку нужна народная кукла. Главная ценность в том, что ребёнок может сам (под руководством взрослого) её мастерить – кукла становится для ребёнка родной и дорогой, способствует развитию творческих способностей детей. При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию. У детей развивается мелкая моторика, художественный вкус.

Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги изготовить куклу Кувадку (куватку). Кувадка – это оригинальные тряпичные куклы для самых маленьких, одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Для изготовления кувадки необходимы два прямоугольных (разных размеров) лоскута яркой, как правило, однотонной, ткани и нитки. Разноцветные кувадки развешивались над детской  колыбелькой.  Кувадка - игрушка, сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в каком случае не может повредить ребенку. Процесс ее изготовления очень несложен, доступен для самостоятельного изготовления ребенку с пяти лет.

                     ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ КУВАДКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Самоанализ занятия «Знакомство и изготовление народной тряпичной куклы – Кувадка»

Самоанализ занятияПри выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала особенности детей.Ра...

Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик».

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка поя...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению народной тряпичной куклы «Желаница»

Цель: Познакомить педагогов с народной традиционной куклой.Задачи: воспитаниелюбвииуважениякнароднойкультуре,традициям,нравственнымценностямрусскогонарода;обучениеприемамработыстканьюкакподелочныммате...

Мастер-класс "Изготовление народной тряпичной куклы"

Материал знакомит детей дошкольного возраста с  народной культурой, бытом и укладом жизни. Дети на практике пробуют изготовить куклу из лоскутков, тем самим соприкасаясь с историей своего народа....