Опыт
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Афонина Маргарита Николаевна

Опыт на тему: "Возможности применения дидактических игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_afonina.docx146.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – Д/С №2»

ОПЫТ РАБОТЫ

Возможности применения дидактических игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

ВОСПИТАТЕЛЬ: Афонина М.Н.

г. Сатка, 2017г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……..с. 3

1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в развитии дошкольников……………………………………………………….………….с. 6

1.1 Дидактическая игра и ее значение..........................………………………………………….……….……с. 6

1.2. Виды дидактичеких игр............................................................…...…..…с. 13

1.3. Использование дидактических игр и программ в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье…...…..…с. 15

Вывод по главе 1………………………………………………………………с. 23

2. Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема………….с. 24

2.1. Готовность к школе как результат всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье…………………………………………………..…….с. 24

2.2. Возможности применения дидактических игр при подготовке дошкольников к школьному обучению……………………………...…..…..с. 25

Вывод по главе 2………………………………………………………………с. 30  

3. Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование возможности применения дидактических игр при подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе…………………………….…..с. 31

3.1. Общая характеристика условий экспериментальной работы….……...с. 31

3.2. Констатирующий этап эксперимента……………………………...……с. 32

3.3. Формирующий этап эксперимента……………………………...………с. 36

3.4. Контрольный этап эксперимента……………………………..…………с. 36

Заключение…………………………………………………………..…….…..с. 39

Список литературы…………………………………………………..….…….с. 41


Введение

В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы стратегической целью государственной политики в области образования называется повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

         Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.

Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности. В ходе овладения специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который опосредует ориентировку ребенка в условиях достижения целей его действий. Кроме того, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки личностного развития, которые будут являться залогом успешного обучения детей в школе.

Дидакические игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Дидактические игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.

Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических, ролевых и дидактических играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей ребенок не способен еще водить машину, управлять самолетом, лечить больных, он реализует себя в игре. В игре все возможно.      

Как отмечал А.Н.Леонтьев, цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Особенно актуальным становится применение развивающих дидактических игр в целях личностного развития, а на этапе завершения этапа дошкольного образования – в целях подготовки дошкольников к обучению в школе.

Проблема исследования: каково значение применения дидактических игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются развивающие и обучающие дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование дидактических игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Гипотеза исследования: применение дидактических игр в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- содержание дидактических игр обеспечивает развитие психических процессов ребенка, способствует усвоению букв, цифр, формированию навыков счета и чтения;

- дидактические игры применяются с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития и перспектив развития;

- дидактические игры направлены на воспитание у детей самостоятельности, целеустремленности, способности самому находить пути решения поставленных задач, реализацию стремления ребенка к экспериментированию, творчеству;

- ребенку интересен игровой замысел и полученные результаты;

- В соответствии с этим были выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить место и роль дидактических игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

2. Выявить преимущества использования развивающих дидактических игр для подготовки детей к обучению в школе.

4. Подобрать и систематизировать комплект дидактических игр направленных на подготовку старших дошкольников к обучению в школе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования; анкетирование, беседа, анализ развивающих и обучающих дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, наблюдение, диагностические методики, эксперимент, математические методы.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №2».

  1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в развитии дошкольников

1.1. Дидактическая игра и ее значение

      Игра имеет особое, важное значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. Г. П. Щедровицкий пишет, что игра есть:

- Особое отношение ребёнка к окружающему миру.

- Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность.

- Социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности.

-Деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка.

- Социально-педагогическая форма организации всей детской жизни [22, 24].

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского “О воспитании” [24,18 ]. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов”[27, 93].

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности”[27, 277].

Продолжая работу Д. Б. Эльконина, Ш. А. Амонашвили в своей книге “В школу - с шести лет” описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: “Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития” [27, 57], что и определяет актуальность нашей работы.

Ф. Фребель и М. Монтессори большое внимание уделяли игровым методам. Разработанные специальные пособия («Дары» Ф. Фребеля и дидактические наборы М. Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у детей. В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребенок получал достаточную свободу. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность.

Высшим проявлением детской деятельности Фридрих Фребель справедливо считал игру. Фактически Фребель первым оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка, его развитии. «Игра, - читаем мы в его сочинениях, - есть высшая ступень человеческого развития в его время, ибо игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой ж изни . Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее».

Игра-одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности дошкольника переживания.

А.А. Столяр отмечает, что игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театрализованные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Место игры в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр [23,172]. Б.П. Никитин отмечает, что обучающие игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, различают их [17,8]. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на занятиях математики в детском саду [19,17].

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся [25, 6 ].

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре [6, 75].

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей [15, 115]. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей [18, 7].    

Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние, о котором писала еще Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со 10 стороны их явно дидактической цели - ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умело, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение» [25,13 ].

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

Значение дидактических игр заключается в следующем:

 - В дидактических играх уточняются, закрепляются и расширяются представления об окружающем.

Благодаря наблюдениям, чтению, рассказыванию, у детей накапливается много представлений об окружающем, но вначале эти представления недостаточно отчетливы. С помощью дидактических игр воспитатель развивает, уточняет представления, делает их осознанными. Например, дети в жизни наблюдают разную окраску предметов, запоминают названия цветов. В играх с дидактическими игрушками, окрашенными в правильный красный, синий, желтый, зеленый цвет, дети упражняются в различении цвета и точном его обозначении, имеют возможность сравнивать их, отвлекаясь от других свойств предмета. В игре «Назови предметы одного цвета» дети должны вспомнить, какие бывают предметы красного или зеленого цвета, объединяют разные предметы по одному признаку — цвету. Благодаря этому представления о цвете делаются более осознанными.

Дети знают о многих животных и растениях, но когда в игре им предлагают: «Назови три домашних животных или три породы деревьев», они испытывают затруднение: надо быстро мобилизовать свои знания, точно ответить. В этих играх дети не получают новых знаний, но представления их развиваются, образуются некоторые общие понятия, обобщения, т. е. знания поднимаются на более высокую ступень.

В дидактических играх дети получают и новые знания, преимущественно о свойствах предметов: правильное название цвета, геометрической формы, пространственных отношений можно дать ребенку впервые в игре, если он не был знаком с ними раньше.

- В каждой дидактической игре развиваются мышление и речь; формируется умственная деятельность: выполнение игровой задачи требует от ребенка сосредоточенности, умения управлять своим вниманием, восприятиями, рассуждать, сравнивать, делать некоторые обобщения, выводы; во всякой дидактической игре от детей требуется словесное  выражение своих мыслей. Все это делает эту игру важным средством подготовки ребенка к школьному обучению.

- Дидактические игры служат средством нравственного воспитания. Умственные упражнения, требующие произвольного внимания, являются в то же время и упражнениями воли. Правила дидактических игр требуют от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие из них имеют правила, «запрещающие», ограничивающие действия играющих. В игре «Чудесный мешочек» нельзя посмотреть на предмет, пока не узнаешь его на ощупь; в игре «Что изменилось» надо закрыть глаза и не открывать их, пока не скажут «Можно». Добросовестное выполнение этих правил помогает воспитанию волевых черт характера, а также честности, правдивости. Содержание дидактических игр, как и всяких игр и занятий, помогает воспитывать у детей моральные чувства и суждения, Например, в игре «Что кому нужно» уточняются представления о разных профессиях, их значении, воспитывается уважение к этим профессиям.

Таким образом, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй  всегда ведущей роли,  помни,  что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения и т.д. .

  1. Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других - иные. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

• игры по сенсорному воспитанию;

• словесные игры;

• игры по ознакомлению с природой;

• по формированию математических представлений;

• и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

- игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются  осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

- настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

 Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезны х картинок, складных кубиков, на которых изображенный  предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это длинное ушко» - от картинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle - игра на выдержку), где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей (от 32 до 250).

- словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают о различных животных «Изобрази животное»; называют профессии в игре «Кто это? Что делает?», знакомятся с правилами поведения в автобусе в игре «Автобус» и т.п.) 

Перечисленными видами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

 - каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

- в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

- дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

1.3. Использование дидактических игр и программ в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГО

С ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.      

Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания; знакомство с социальным миром; развитие элементарных математических представлений. Математика входит в образовательную область познавательное развитие.

Целью направления познавательного развития является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Задачи по ФГОС ДО: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях 21 объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование первичных представлений о планете.

С середины прошлого века дидактическая игра начал успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников. Ряд исследований посвящен изучению дидактической игры (ее структуре, содержанию, классификации), это определило ее роль в обучении дошкольников. Дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе детского сада.

 В практике работы дошкольных учреждений имеется опыт использования дидактических игр при обучении детей математике. Дидактические игры используются как для формирования знаний, так и для закрепления и для сообщения новых знаний.

В последние годы А.А. Смоленцовой проведены исследования игр с математическим содержанием: дидактические игры математического содержания [21]; А.А. Столяром дидактические игры с элементами информатики и моделирования [23]; А.А. Зак, З.А. Михайловой игры направленные на интеллектуальное развитие детей.

Дидактическая игра также привлекла внимание многих психологов: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усову, Н.А. Ветлугину, Б.Н. Хачапуридзе создал систему дидактических игр, которые должны решить задачи умственного воспитания дошкольника. Он считал, что дидактическая игра отнюдь не является единственным средством умственного воспитания, но только необходимым его звеном. Исходным моментом при определении задач умственного воспитания является по Хачапуридзе, овладение предметом и предметными отношениями. Для раскрытия содержания задач умственного воспитания дошкольника, Хачапуридзе указывал, какие способности должны быть развиты для их реализации. К их числу относится готовность сенсорного аппарата и способность активного управления им, свободное словесное овладение сенсорным материалом и предметами, восприятие многообразных свойств предмета, развитие наблюдательности, применение интеллектуальных операций над чувственными свойствами предметов, развитие воли. Отличительной особенностью многих игр, разработанных Хачапуридзе, является использование игровых моментов, повышающих интерес ребенка к упражнениям, но связанных с дидактическим содержанием игры косвенно, через правило [25,97].

Научные интересы педагога Д.В. Менджерицкой в течение многих лет были сосредоточены на исследовании значения игр для интеллектуального  развития детей, их учебно-познавательной деятельности. Она возражала против узкого понимания дидактической игры, считала ее одной из специфических форм обучения дошкольников, важным средством образовательно-воспитательной работы [16,18].

Исследования педагогов Т.М. Бабуновой [3,10] и А.К. Бондаренко [7,20] позволили определить дидактическую игру как эффективный метод воспитания умственной активности и самостоятельности. Т.М.Бабунова полагала, что наиболее эффективным условием для развития у младших дошкольников умственной активности является: формирование у них эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности путем поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую форму; создание игровых мотивов; определенных отношений к умственной деятельности; введение таких приемов как шутка, игровые считалочки, игровой персонаж, последовательное расширение диапазона игровых действий; движение "прятание-поиски", "загадывание - отгадывание", разыгрывание сюжета. Ею была разработана система дидактических игр для детей 4-х лет: игры - инсценировки, игры с игрушками и предметами, словесные игры [7,2].

А.К. Бондаренко изучает возможности дидактической игры как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Она продолжает исследование проблеме дидактической игры, сама создает игры для детей. Итогом работы была книга "Дидактические игры в детском саду" [7,20].

А.П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью на своем опыте постигает "что такое хорошо, что такое плохо" [26,26].

Главной любовью и главной целью педагога Богуславской была детская игра. Она как педагог, понимал, что никакие занятия и никакие технические средства не заменяет ребенку игры; что наиболее полноценно  познавательное и эмоциональное развитие дошкольника может происходить в дидактической игре.

Вся ее жизнь и вся ее деятельность был направлена на то, чтобы сохранить игру для детей, обогатить ее, расширить ее возможности. Она разрабатывала большое число дидактических игр и игрушек, развивающих разные стороны личности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка и является ведущей деятельностью. Она обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игры должны занимать значительное место.

Дидактическая игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает положительный, эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности.

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Сорокина А.К., Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтенсори, Блехер Ф.Н., и многие другие широко использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении [22,8].

Они смотрели на дидактическую игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующей напряжение всех  духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей и возможностей. Также считали, что дидактическая игра оказывает благотворное влияние на развитие детей.

В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий. В дидактической игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра [20, 12].

Развитие нового содержания дошкольного обучения стимулируют и определяют создание новых обучающих игр, с помощью которых это обучение реализуется. Игра позволяет облечь сильное содержание обучения в такие формы репрезентации, которые делают процессе обучения эффективным и доступным. Для успешного обучения и воспитания детей необходимо во время проведения дидактических игр пробудить их интерес, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Внимание детей приковано к игре, к выполнению игровых задач, они преодолевают трудности, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку, учатся оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание детей, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Большое влияние на развитие игр оказывают знания. Общие знания позволяют ребенку самостоятельно находить наиболее эффективные способы и средства решения игровой задачи. Дидактическая  игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактические игры позволяют давать задания, посильное каждому ребенку с учетом его умственных и психолого-физических возможностей и максимальной развивать способности каждого ребенка. В дидактических играх, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Дидактическая игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, то есть расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия [20,26].

Структура дидактической игры, ее задачи, правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития правильно отношения к окружающему миру. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметами окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях, профессиях. С помощью дидактических игр приучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различные условиях в соответствии с поставленной задачей [21,19].

Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах или явлениях окружающего мира; сравнивать; группировать; классифицировать предметы по определенным  признакам; делать правильные выводы, обобщения [21,28]. Дидактическая игра создает интерес к решению умственных задач, способствует развитию произвольного внимания, очень важного фактора успешного обучения.

В игровой деятельности с дидактической задачей формируется определенный уровень произвольности поведения, который в дальнейшем служит основой для становления учебной деятельности. Способность регулировать поведение в соответствии с предъявленными требованиями может быть сформирована на основе произвольных процессов при выполнении правил в дидактических играх [21,29].

Таким образом, дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Вывод по главе 1

        Дидактические игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Дидактические игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.

В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. В решении этих задач могут помочь развивающие дидактические игры.

Использование дидактических игр в педагогическом процессе детского сада и семьи заключается в том, чтобы воспитывать и развивать творческие способности ребенка, формировать его как личность, обогащая интеллектуальную сферу.

2. Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема

2.1. Готовность к школе как результат всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и

одной изосновных задач стоящих перед детским садом является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.      

Семья является важнейшей сферой определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребёнка потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути детей, каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.На этом этапе родителей волнует много вопросов: «Готов ли мой ребёнок к школе», «Как подготовить его к обучению», «Как выбрать школу», «Как ребёнок будет учиться». Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате, приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний

пыткой[12].

Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребёнка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущим. Сегодня, в связи с ростомтребований к интеллектуальному развитию первоклассников, стало практически общепринятым проводить занятия по подготовке детей к школе, которая сводится к обучению некоторым школьным навыкам: писать буквы, читать, считать, различать цвета и геометрические фигуры. Такая подготовка к школе с виду очень удобна, т.к. вся забота родителей заключается в том, чтобы привести ребёнка на занятие, а дома повторить пройденное. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной внутренней позицией школьника, сформированными познавательными мотивами. Совершенно очевидно, что в качестве подготовки детей к школе необходимо развивать не только познавательные процессы, но и навыки общения, которые нужны для вхождения ребёнка в классный коллектив, умение жить вколлективе,  считаться с интересами окружающих людей, умение уступать,сотрудничать.      

Важно, чтобы ребёнок был готов к принятию новой социальной позиции положения школьника,имеющего круг важных прав и обязанностей. И самое главное, у ребёнка должно быть сформировано желание учиться - это главное условие, необходимое ребёнку для успешного обучения в школе любознательность, преобладание мотивов поведения, связанных с учением.

Всё выше перечисленное входит в понятие психологической готовности ребёнка к обучению в школе, которая является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольников в семье и в детском саду.

2.2. Возможности применения дидактических игр при подготовке дошкольников к школьному обучению

Дети растут и познают окружающий мир. Познают чаще всего неосознанно, на основе эмоций, ярких впечатлений и игровых моментов. Особенно внимательно ребенок изучает "взрослый мир". Он подражает родителям, копируя их поведение, отношения с другими людьми. Малыш замечает, что родители работают или играют за компьютером и стремится подражать им.

Дидактические игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.      

Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Дидактические игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по разным предметам  (В.Моторин).

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью подготовки к школе.      

Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При правильном подборе и методах применения дидактических игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Дидактические игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями(Ю.М.Горвиц, С.Л.Новоселова).

Для реализации этих возможностей необходимо четкое понимание того, что эти способности он приобрел в результате игры. Ему будет необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий. Все это формируется у ребенка в его многообразной практической и игровой деятельности.

Дидактические игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игрушку, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру развлекающую, на игру развивающую.

Играя в дидактические игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция дидактических игр является одной из важнейших ее характеристик[8].

Дидактические игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.

С.Л.Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей.

Следует заметить, что достижения детей не остаются незамеченными. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениям в  ходе игры. Они активно рассказывают, обсуждают сюжеты, получают удовольствие от того, чего они достигли. Все это способствует личностной подготовке детей к обучению в школе.

Дидактические игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков); воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы).

Все это вызывает у детей повышенный интерес к дидакическим играм и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах[12].

Дидактической игре свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие "игровая задача" как единицу анализа игры, можно отметить, что в дидактической игре проявляется интеллектуальная активность, ребенок принимает и самостоятельно ставит игровые задачи, находит оптимальные способы их решения, "открывает" более сложные способы действий, объективно оценивает ход игры и ее результаты (И.Ивакина).

Дидактические игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Дидактические игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество дидактических игр перед другими играми.

Дидактические игры усиливают мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.      

Дидактические игры дают ребенку возможность использовать умственные силы, проявлять оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Выводы по главе 2:

Таким образом, использование дидактических игр в подготовке детей к обучению в школе имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Дидактические игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Дидактические игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

3. Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение влияния дидактических игр на подготовку детей к школе старшего дошкольного возраста.

3.1 Общая характеристика условий экспериментальной работы

Экспериментальная работа по изучению влияния дидактических игр на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста  проводилась в МБДОУ ЦРР - Д\С №2.  В данном дошкольном учреждении есть компьютерно – игровой комплекс, в котором занимаются дети старшего дошкольного возраста. Компьютерно-игровой комплекс включает в себя 8 ноутбуков, объединенных в локальную сеть,  2 проектора, мультимедийный экран, принтер, сканер, класс предкомпьютерной подготовки, медиатеку дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, интерактивную доску. ДОУ имеет выход в сеть Интернет. Разработана программа «Знайки».

Работа проводилась в подготовительной к школе группе в период сентября 2013 по апрель 2014 года.

Для проведения опытно-экспериментальной работы было выбрано 10 детей.

  1. Н. Миша
  2. К. Андрей
  3. С. Яна
  4. М. Андрей
  5. У. Богдан
  6. К. Ульяна
  7. Б. Настя
  8. Р. Егор
  9. Х. Вова
  10. М. Лера


3.2  Констатирующий этап эксперимента

Цель: выявить уровень готовности детей дошкольного возраста к школе

Методы: анкетирование родителей, беседа с руководителем КИК.

Срок проведения: ноябрь 2014г

План констатирующего этапа эксперимента:

Срок

Наименование

Цель

1

октябрь 2015

Методика определения «школьной зрелости»

(по тесту Керна-Ирасека)

выявить уровень готовности детей к школе

2

октябрь 2015

Методика: «Банк»

Определить умение детей сопоставлять число и цифру, и выявить математические способности  

3

октябрь 2015

Методика: «Зоопарк»

определить умение детей угадывать по описанию предмет, определить уровень развития мышления.

4

октябрь 2015

Методика: «Запомни картинку»

определить уровень развития зрительной памяти

5

октябрь 2015

Методика: «Пиццерия»

определить уровень развития речи у детей.

6

октябрь

2015

Методика: «Художественный салон»

определить уровень знания о геометрических фигурах

  1. Методика определения «школьной зрелости» ( по тесту Керна-Иерасека)

Цель: выявить уровень готовности детей к школе

Сроки проведения: октябрь 2015 год

Уровни  готовности к школе:

Высокий – 3-4 балла

Средний – 5-9  баллов

Низкий – 10-15 баллов

Код ребенка

«Нарисуй человека»

«Перерисуй фразу»

«Перерисуй точки»

Всего баллов

Уровень готовности к школе

1

2 балла

2 балла

1 балл

5

С

2

2 балла

3 балла

3 балла

8

С

3

1 балл

2 балла

1 балл

4

В

4

1 балл

2 балла

1 балл

4

В

5

1 балл

2 балла

2 балла

5

С

6

1 балл

3 балла

1 балл

5

С

7

2 балла

2 балла

2 балла

6

С

8

1 балл

3 балла

4 балла

8

С

9

1 балл

2 балла

2 балла

5

С

10

1 балл

1 балл

3 балла

5

С

Высокий – 20%, средний – 80%. низкий – 0%

  1. Методика: «Банк»

Цель: Определить умение детей сопоставлять число и цифру, и выявить математические способности

Срок проведения: октябрь 2015

Игровая задача: получить деньги в банке

Игровые правила: можно получить только столько денег, сколько написано на карточке (банковская карта).

Код ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень

Н

В

В

С

В

С

В

В

В

В

Высокий – 70%, средний – 20%, низкий – 10%

  1. Методика: «Зоопарк»

Цель: определить умение детей угадывать по описанию предмет, определить уровень развития мышления.

Срок проведения: октябрь 2015

Код ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень

С

С

В

В

В

С

В

В

В

В

Высокий – 70%, средний – 30%, низкий – 0%

  1. Методика: «Запомни картинки»

Цель: определить уровень развития зрительной памяти.

Срок проведения: октябрь 2015

В течение 1 минуты ребенку предлагается запомнить эти картинки и затем

разложить их по порядку.

Код ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень

Н

С

В

С

С

С

В

В

В

В

Высокий – 50%, средний – 40%, низкий – 10%

  1. Методика: «Пиццерия»

Цель: определить уровень развития речи у детей.

Срок проведения: октябрь 2015

Обучающая задача: учить детей составлять связной монологический рассказ на тему «Рецепты», учить классифицировать продукты питания (овощи, грибы).

Код ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень

С

В

В

В

С

С

В

В

С

С

Высокий – 50%, средний – 50%, низкий – 0%

  1. Методика: «Художественный салон»

Цель: определить уровень знания о геометрических фигурах.

Срок проведения: октябрь 2015

Код ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень

С

С

В

В

В

С

В

В

В

В

Высокий – 70%, средний – 30%, низкий – 0%

Сводные результаты констатирующего этапа эксперимента

Высокий – 4%, средний – 33,5%, низкий – 62,5%

Таким образом, в связи с низким уровнем готовности детей к школе в целом по результатам диагностики,  дидактические игры были включены в утренний прием, сводобную деятельность детей, и регулярно применялись на занятиях.

C:\Users\Сергей Афонин\Desktop\2017-04-20_09-22-37.png

 3.3. Формирующий этап эксперимента

Цель: разработка и апробация системы использования развивающих дидактических игр для подготовки детей к обучению к школе.

Сроки: октябрь 2016 г.

Методика: Дидактические игры, сделанные руками детей (игры «Что лишнее?», «Съедобное, несъедобное», «Пазлы» и т.д.)

C:\Users\Сергей Афонин\Desktop\2017-04-20_09-27-32.png

3.4. Контрольный этап эксперимента

Цель: оценить эффективность работы по использованию дидактических игр в целях подготовки детей к обучению в школе.

Методы: методика определения «школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека).

Методика определения «школьной зрелости» ( по тесту Керна-Ирасека)

Цель: выявить уровень готовности детей к школе

Сроки проведения: март 2017 год

Уровни  готовности к школе:

Высокий – 3-4 балла

Средний – 5-9  баллов

Низкий – 10-15 баллов

Код ребенка

«Нарисуй человека»

«Перерисуй фразу»

«Перерисуй точки»

ИТОГО

Уровень

1

1 балл

1 балл

1 балл

3

В

2

1 балл

1 балл

1 балл

3

В

3

2 балла

1 балл

1 балл

4

В

4

2 балла

1 балл

1 балл

4

В

5

1 балл

1 балл

1 балл

3

В

6

2 балла

1 балл

3 балла

6

С

7

1 балл

1 балл

2 балла

4

В

8

2 балла

1 балл

1 балл

4

В

9

2 балла

1 балл

1 балл

4

В

10

1 балл

1 балл

2 балла

4

В

Высокий – 90 %, средний – 10%, низкий –  0%.

Сводные результаты контрольного этапа эксперимента

Код ребенка

Наименование методик

Методика определения «школьной зрелости»

Методика на выявление системы представлений об окружающем

Графический диктант

Найди, что изменилось

Овощи и фрукты

Что я задумала

Запомни картинки

Придумай продолжение

ИТОГО

1

В

С

С

С

В

В

С

С

С

2

В

В

В

С

В

В

В

В

В

3

В

В

В

В

В

В

В

В

В

4

В

С

С

В

С

С

С

В

С

5

В

С

С

В

В

В

В

В

В

6

С

В

С

В

С

В

В

В

В

7

В

В

В

В

В

В

В

В

В

8

В

В

С

С

С

С

В

С

С

9

В

В

В

В

В

В

В

В

В

10

В

В

Н

В

В

В

В

В

В

Итого

В – 9

С – 1

Н – 0

В – 7

С – 3

Н – 0

В – 4

С – 5

Н – 1

В – 7

С – 3

Н - 0

В – 7

С- 3

Н - 0

В – 8

С – 2

Н - 0

В – 8

С – 2

Н – 0

В – 18

С – 2

Н - 0

В – 7

С – 3

Н – 0

Высокий – 64,5%, средний – 31,5%, низкий – 4%

C:\Users\Сергей Афонин\Desktop\2017-04-20_09-30-20.png

Таким образом, после самостоятельной работы детей по дидактическим играм ,  существенно повысились средний и высокий уровни, что положительно сказалось на общей годтовке детей к школе.

Заключение

         Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение компьютерной игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

           Основой поэтапного формирования игровой деятельности детей  является комплексный метод развития игры. Именно он обеспечивает органическую связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, к постановке и творческому выполнению игровых задач, способствует саморазвитию игры.

Комплексный метод включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • активное познание окружающего мира (источник игры),
  • поэтапное присвоение игровой культуры,
  • проблемные игровые ситуации (создаваемые путем изменения предметно-игровой среды и проблемного общения).

В игре умственная активность детей всегда связанна с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправится в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

        Опытно-экспериментальная работа по изучению возможности применения дидактических игр в подготовке детей старшего дошкольного возраста  показала, что в группе испытуемых уровень развития подготовки к школе достаточно высокий. Так с высоким уровнем готовности детей к школе – 64,5%, со средним уровнем готовности детей к школе – 31,5%.

        Диагностические исследования показали, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний. Они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться позновательной литературой задавать вопросы, творчески мыслить, и актизировалась их мыслительная способность.

        Поставленные в выпускной квалификационной работе задачи полностью решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

  1. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В.В. Абраменкова. –  М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с.
  2. Бабакова,  Т.  Интеграция занятий на основе дидактических программ / Т. Бабакова  // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 5. - С. 32-35.
  3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М., 2007.
  4. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и дидактических игр. [Электронный ресурс]: Режим доступа:  http://www.vopsyl.ru
  5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. — М.: МПСИ, 2002.
  6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.,20
  7. Бондареко А.К. Дидактические игры в детском саду. - Изд. Просв.: 1991.
  8. Венгер, Л.А., Марцинковская, Т.Д., Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марциновская, А.Л. Венгер.  – М.: Знание, 1994. – 192 с.
  9. Глушкова, Е.К., Леонова, Л.А. и [др.] Гигиенические требования к занятиям дошкольников / Е.К. Глушкова, Л.А. Леонова и [др.] // Информатика и образование. – 1990. -№6. - С. 102-104.
  10.  Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, Л.Д.  Чайнова, Н.Н.  Поддьяков, Е.В.  Зворыгина и [др.]. – М.: Линка-Пресс, 1998. - 328 с.
  11.  Горвиц, Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников / Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. – 1990. – №4. – С.100-106.
  12.  Дидактические игры в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]:/ Н.Ю. Хазиева. Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/1618-.html
  13.  Дидактические развивающие игры в детском саду [Электронный ресурс]:/ М.А. Быковская. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-325464.html
  14.  Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Родительские собрания в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. -  М.: Айрис пресс, 2006. – 128 с.
  15.  Колесникова Е.В. Я считаю до 20: тетрадь для выполнения заданий ребенком 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  16.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.,1982.
  17.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.,1990
  18.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  19.  От рождения до школы [Текст]: программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2014.
  20.  Перова М.Н Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
  21.  Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987.
  22.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.
  23.  Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.,1988.
  24.  Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.,1985.
  25.  Тихеева Е.И. Математика в детском саду и нулевой группе. - М.,1934.
  26.  Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада. - М., 1970
  27.  Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....

Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"

Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)

Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...