ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».
методическая разработка по теме

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

 

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

 от мощности,

 которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться

 о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре, традициям и быту.

     Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. « Никто не может стать сыном или дочерью своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.  Воспитание у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к традициям и обычаям.

Кубань – благодатный регион для воспитания нравственно – патриотических чувств посредством казачьих традиций и обычаи, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,  это тоже наша малая Родина.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы,  отдавая за неё свою жизнь.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотического воспитание.

 Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, патриотизм.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа, что составляет фундамент становления личности.

История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.

Сейчас нравственно – патриотическое воспитание детей – это одна из важнейших задач современного образования. Но воспитание патриота – это сложный педагогический процесс. Он включает в себя ряд задач:

Ø Воспитание любви к семье, дому, улице, станице, краю к месту, где он родился;

Ø Воспитание бережного отношения ко всему живому;

Ø Воспитание любви к традициям и обычаям своего народа;

Ø Знакомство с флагом, гимном, гербом своей Родины;

Ø Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к истории народа, быту и традициям, работа по воспитанию любви к своей малой Родине.

В формировании кубанского казачества основную роль сыграли русский и украинский народы, в то же время сложившиеся традиции кубанского казачества имеют свои характерные особенности – это традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и традиции, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.

В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций  своей Родины.

Таким образом, с возрождением казачества, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребёнок начинает понимать величие своей Родины.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_chumak.docx63.65 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Чумак Анжелика Ашотовна

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида  №8 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ОПЫТ РАБОТЫ

«Воспитание нравственно - патриотических чувств  у дошкольников, через приобщение к

традициям и быту кубанских казаков».

ст. Ленинградская 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА                                      3

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике                               3

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении    6

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта              9

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА                                                                              11

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ                                                                    13

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте                                                                                  13

3.2 Актуальность педагогического опыта                                                    14

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте                            15

3.4 Результативность педагогического опыта                                            17

3.5 Новизна (инновационность) представляемого  педагогического

 опыта                                                                                                    18

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта                    19

3.7 Описание основных элементов  представляемого педагогического

 опыта                                                                                                    20

4. ВЫВОДЫ                                                                                            25

4.1Список используемой литературы                                                                 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

 ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

 ПРИЛОЖЕНИЕ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

 ПРИЛОЖЕНИЕ 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 24

5. СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

 от мощности,

 которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться

 о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре, традициям и быту.

     Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. « Никто не может стать сыном или дочерью своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.  Воспитание у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к традициям и обычаям.

Кубань – благодатный регион для воспитания нравственно – патриотических чувств посредством казачьих традиций и обычаи, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,  это тоже наша малая Родина.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы,  отдавая за неё свою жизнь.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотического воспитание.

 Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, патриотизм.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа, что составляет фундамент становления личности.

История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.

Сейчас нравственно – патриотическое воспитание детей – это одна из важнейших задач современного образования. Но воспитание патриота – это сложный педагогический процесс. Он включает в себя ряд задач:

  • Воспитание любви к семье, дому, улице, станице, краю к месту, где он родился;
  • Воспитание бережного отношения ко всему живому;
  • Воспитание любви к традициям и обычаям своего народа;
  • Знакомство с флагом, гимном, гербом своей Родины;
  • Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к истории народа, быту и традициям, работа по воспитанию любви к своей малой Родине.

В формировании кубанского казачества основную роль сыграли русский и украинский народы, в то же время сложившиеся традиции кубанского казачества имеют свои характерные особенности – это традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и традиции, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.

В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций  своей Родины.

Таким образом, с возрождением казачества, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребёнок начинает понимать величие своей Родины.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении

Тема моего опыта «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольного возраста, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков», очень актуальна. Именно совместными усилиями участники образовательного процесса могут наиболее успешно повлиять на воспитание достойного гражданина.

Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Наша кубанская земля полна традициями и обычаями, трогает и волнует каждого человека, живущего на этой земле.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, познать традиции и быт своего народа. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей  Родины, к быту и традициям своего народа.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице.

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали традиции и обычаи своих предков казаков, в воспитательном процессе в детском саду практикую играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе, чтить и почитать традиции и быт казачества. Так же проводить разные мероприятия, призванные воспитывать патриотизм.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Воспитать детей, как настоящих патриотов своей родины, которые знают все обычаи и почитают традиции казачества.

Поэтому, считаю, что задача педагогов дошкольного образования – создать условия для приобщения детей к воспитанию нравственно - патриотических качеств. В наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.    

Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа казачьего народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать.

Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. 

Результаты опроса детей выявили низкий уровень знания культуры и  обычаев, незнание быта и жизни казаков своей малой Родины -  Кубани. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении мира, а также заложить основу для развития  чувства патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей, традициями и бытом казаков.

Таким образом, для того, чтобы решить данную проблему, мы оформили:

  • - изготовление казачьего подворья;
  • - организовать музей казачьей утвари;
  • - познакомить детей с казачьими песнями, стихами пословицами;
  • -вступить в казачества;
  • - разработать и оформить авторскую книгу « По следам памяти»;
  • -разработать авторскую книгу « Послание в будущее».

Для реализации опыта работы «Воспитание нравственно - патриотических чувств  у дошкольного возраста, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков»

разработала и внедрила:

  • Перспективное планирование на 3 года обучения;
  • циклы НОД;
  • беседы с детьми;
  • экскурсии;
  • рассматривание картин, иллюстраций, слайдов;
  • чтение сказок, стихов, произведений писателей Кубани;
  • народные праздники, развлечения, досуги;
  • фото вернисажи;
  • консультации для воспитателей;
  • консультации для родителей.

Нравственно – патриотическое воспитание – это является уникальным средством воспитания преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам, как средство воспитания духовности.

Поэтому необходимо обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Культура -  исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Традиция (в переводе с латинского - передача) обозначает передачу сформировавшихся на протяжении жизни многих поколений форм культуры, обычаев, ритуалов, языка, досуга и т.д. от старшего поколения к младшему с целью сохранения во времени.

Казачество - это форма организации общества

Казаки- в различные времена обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики.

Утварь- в русском языке самое общее обозначение искусственно созданных и движимых предметов интерьера («все движимое в доме») или предметов обихода...

Хата- традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских, части поляков, с печью, как правило с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей.

Семья — организованная социальная группа, члены которой

связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в

физическом и духовном самовоспроизводстве.

Патриотизм - (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) -

глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и

защищать её;

Малая Родина – любимый уголок земли, где ты родился и живешь;

Традиции — набор представлений, обычаев, привычек и навыков

практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение,

выступающих одним из регуляторов общественных отношений;

Обычаи - унаследованный стереотипный способ поведения,

который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе

и является привычным для их членов;

Поступок - это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто

противоречащий общепринятым правилам;

Толерантность - (от tolerantia — терпение) — терпимость к

чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям,

верованиям.

Родословная (древо) - описание родственных отношений

изучаемого лица, представленное, как правило, в виде схемы с

использованием общепринятых условиях обозначений.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема,

отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются

предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род,

город);

Гимн – это торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая

кого-либо или что-либо;

Флаг Краснодарского края и Российской Федерации — это

официальный государственный символ (наряду с гербом и гимном).

Пословицы -- малая форма народного поэтического творчества,

облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую

мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном;

Поговорки - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-

либо явление жизни, один из малых жанров фольклора;

Казачество - это военное сословие в 18 начале 20 вв. В 14 17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах

Казак - это воин или же тип воинов, которые жили в определённый исторический период и сражались за свою свободу.

Данные термины помогут детям окунуться в историю наших предков. Стать участниками истории и узнать её глубже.

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого опыта.

Базой для формирования опыта работы являются воспитанники МБДОУ д/с№8 «Колосок», в течение трёх лет 2015, 2016, 2017.

Количество воспитанников в группе: 26 детей.

Мальчиков - 12 человек.

Девочек - 14 человек.

Результаты диагностики показали, что у дошкольников недостаточно сформированы знания о культуре казачества. Полученные данные позволили отметить следующее:

1.Знания об истории родного края:

высокий – 14%, средний – 23%, низкий – 53%.

2.Знания о традициях и обычаях казаков:

высокий – 15%, средний – 23%, низкий – 62%,

3.Знания о трудовой деятельности:

высокий – 13%, средний – 35%, низкий – 58%,

4.Знания о различных видах труда:

высокий – 10%, средний – 35%, низкий – 55%,

5.Знания о культуре казачества:

высокий – 15%, средний – 34%, низкий – 57%.

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители , тоже не знают хорошо историю своей малой Родины традиции и обычаи. В связи с этим назрела необходимость в разработке целостной системы знакомства по нравственно - патриотическому направлению.

     Я считаю, что важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит мониторинг. Данный мониторинг показывает хорошую динамику развития детей в течение трёх лет. Так как дети получают полезные и нужные знания по данному направлению.

3.Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом  педагогическом опыте

Проработав с детьми, педагогами, родителями по теме: «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольного возраста, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков» изучив результаты мониторинга детей, я решила обобщить опыт работы, который поможет педагогам.

      В моем опыте отражены собственные разработки и методики, накоплен большой материал, который максимально способствует воспитанию и развитию. Данный материал поможет реализовать организационную модель информационно-просветительской работы по данной проблеме в ДОУ, районе, социуме. В опыте  целенаправленно используются известные методики и инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей.

 В своём опыте работы использовала новые методы и методики:

1.Создание многофункциональной предметно – развивающей среды в группе. Особое внимание я уделяю пространственной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали детей это создание мини музея. Для создания условий развития дошкольников в группе я соблюдаю следующие принципы:

➢ информативность,

➢ вариативность,

➢ поли функциональность,

➢ педагогическая целесообразность,

➢ транспортируемость.

В моей группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует познавательному развитию детей.  Имеется современный уголок ряженья с казачьими костюмами и атрибутикой, который позволяет ребятам перевоплощаться в казачьи персонажи.

2.Метод активного привлечения родителей к образовательному процессу. Не мене важным методом является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети - детский сад.

Цель: создать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по воспитанию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков. Формировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу, а также являться активными участниками процесса

➢ Анкетирование родителей по теме: «Если вы хотите вырастить патриота Родины»;

➢ выпуск групповой газеты для родителей «Уманские казачата».

➢ памяток  и буклетов для родителей «Люблю тебя , мой край родной.»,

« Казачий край, люби и уважай»; «Известные люди о воспитании любви к Родине"»,  “Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?”

  • консультации для родителей: « Кубань -казачий край»;
  • совместные конкурсы;
  • проведение праздников;
  • совместно с родителями изготовление казачьего подворья;
  • совместно с родителями изготовление казачьих ростовых кукол;
  • совместно с родителями изготовление кукол казачьей семьи;
  • совместно с родителями организовали выпуск газеты « Уманские казачата»;
  • совместно с родителями пошив казачьих костюмов.

        Эффективность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

-единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи нравственно – патриотического воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду.

-систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

-индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй  я  включила:

I) ознакомление родителей с результатами диагностики;

2) ознакомление родителей с содержанием плана работы;

3) обучение конкретным приёмам и методам по нравственно - патриотическому воспитанию, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков.

4) изготовление с родителями  « Книги памяти».

5)изготовление с родителями книги « По следам истории».

3.Метод увеличения педагогической компетенции педагогов по внедрению в процесс педагогической деятельности.

Цель: развитие и познание ««Воспитание нравственно - патриотических чувств  у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков». Среди многообразия форм работы с педагогами наиболее эффективные следующие:

➢ анкетирование воспитателей «Что такое нравственно- патриотическое воспитание»;

➢ лекторий для педагогов «Казачество»;

➢ лекционные занятия;

➢ смотр – конкурс на лучший казачий уголок в группе;

➢ разбор профессиональных ситуаций.

Следует отметить, что особое место отводится работе с нормативно – правовой документацией, работе по ознакомлению с новой методической и дидактической литературой по данной теме.

Именно педагоги – реальные проводники всех новых идей, замыслов, инноваций, внедряемых в любом образовательном учреждении Сегодня можно с уверенностью утверждать, что педагог может дать полезную информацию для ребёнка и стать основным ключом в познании истории традиций и быта казачества.

В нашей группе совершенствуется уголок нравственно - патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, о малой Родине, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родной станицы, Краснодарского края.

3.2 Актуальность педагогического опыта

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. В последнее время делается акцент на нравственно –патриотическое воспитание дошкольников, т. к. самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В последнее время часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями, которые помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с традициями и бытом казачества.

Считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к Родине. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, стать приемникам их традиций и обычаев.

Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях и обычаях казачества, стать настоящими патриотами своей Родины, сформировать уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам окунуться в историю нашей малой Родины, познакомить их поближе с традициями и обычаями казачества, стать истинными казачатами. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

  • Повысить интерес детей к истории своего народа.
  • Обогатить предметно-развивающую среду по выбранной мною теме.
  • Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  • Познакомить с символикой Краснодарского края в современное и давнее время.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям и быту, патриотизма и любви к родному краю.

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

В основу работы над данным опытом « Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков» разработаны следующие направления:

  • первое направление: тематического планирования материала;
  • второе направление: воспитание и обучение детей, раскрывающее перед ними объективную научную картину истории предков.
  • третье направление: личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают, как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • четвёртое направление: наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

Таким образом, обнаруживается необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о традициях и быте казачества в условиях традиционного воспитания.

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в воспитании гражданина и патриота знающего традиции и быт казачества, воспитание любви к малой Родине.

  1.  Результативность педагогического опыта

Благодаря использованию различных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с малой родиной, бытом и традициями казачества, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, традициям и обычаям.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей нравственно- патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников об истории казачества. Дети узнали много нового о традициях и быте казачества. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

С целью выявления результативности проведенной работы по теме: «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков» повторно проведена диагностика.

Уровень усвоения предлагаемого материала по этим критериям определяются на основе бесед с детьми, анализа детских работ, наблюдения за детьми во время непосредственно-образовательной деятельности, свободных видов деятельности.

Результаты диагностики показали, что уровень знаний детей по ознакомлению с бытом и традициями казачества на Кубани значительно вырос. Отмечена положительная динамика показателей. Дети многое узнали об истории родного края, об образе жизни и быте казаков.

1.Знания об истории родного края:

высокий – 74%, средний – 17%, низкий – 9%.

2.Знания о традициях и обычаях казаков:

высокий – 85%, средний – 13%, низкий – 2%,

3.Знания о трудовой деятельности:

высокий – 63%, средний – 35%, низкий –2%,

4.Знания о различных видах труда:

высокий – 80%, средний – 13%, низкий – 7%,

5.Знания о культуре казачества:

высокий – 85%, средний – 10%, низкий – 5%.

Таким образом, систематическая работа по теме «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков» дала положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине, традициям и обычаям казачества.

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта  

Новизна опыта заключается в создании системы работы с детьми дошкольного возраста, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

Инновационность состоит в том, что были оформлены и разработаны авторские

книги: « Послание в будущее» и « По следам истории» стали путеводителями по данной работе. Где дети с удовольствием узнают о жизни казаков и их подвигах, знакомятся с обычаями и традициями казачества.

Создана и оформлена с помощью родителей мини - музей «Кубанская хата», «Казачье подворье», которые будут способствовать обогащению знаний о нашем крае, о его достопримечательностях, обычаях и традициях.

Стараюсь подготовить увлекательный материал, делать его живым и интересным, поэтому включаю нетрадиционные моменты, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.  Так же дети вступают в общество казаков и становятся настоящими казачатами и окунаются в историю жизни казаков, познавая традиции и обычаи казачества.

Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества". Цель: патриотическое воспитание дошкольников, развитие кадетского движения, сохрани...

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».

Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

"Формирование нравственно- патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"

Казачество- часть общей культуры, наследие , с которым нужно познакомить наших детей....

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению  скультурой родного края....