"Формирование нравственно- патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"
методическая разработка

Шевко Людмила Викторовна

Казачество- часть общей культуры, наследие , с которым нужно познакомить наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-Возрождение казачества – это вовсе не ребячество!

И не месть, хоть униженных не счесть.

Может в этом есть лихачество … ,

Но ведь здесь и суть казачества :

Никому не преклоняться,

За родную землю драться,

Крепко Родину любить,

Если надо, защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!

Казачество — это часть общей культуры, это наше наследие мы должны сохранить и познакомить с ним наших детей, передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению. Поэтому уже в детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Актуальность введения данного направления определяется двумя факторами:

• во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

• во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности дошкольного образования, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

Цель- формирование у старших дошкольников гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, своему народу.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

1. Изучать историю родного края, обычаи и традиции, культуру амурских казаков.

2. Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества личности, гражданское достоинство; эмоционально – положительное отношение к тем местам,где ребенок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю.

3. Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.

С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в нашем детском саду в течение одного 2018-2019 учебного года велась работа с детьми по ознакомлению со старинными обычаями казаков, народным фольклором, который включает в себя – песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Занятия проводились с сентября 2018 года, по 1 занятию в месяц, в форме игры, беседы, изучение фольклора. Таким образом за учебный год прошло 9 занятий по темам (см на экране).

1. Край родной мой, край Амурский

2. Природа Амурской области

3. Кто такие казаки

4. Традиции и быт Амурского казачества

5. Казачий курень и быт

6. Казачий костюм

7. Роль боевого коня в жизни казака

8. Детский игровой и песенный фольклор

9. Сказки и предания

У родителей наших воспитанников вызвал большой интерес погружения в казачью культуру, многие захотели принять активное участие в работе дошкольного учреждения по данному направлению. Промежуточным итогом такого сотрудничества стало театрализованное выступление «Казачьи посиделки, которые прошли в феврале 2019 г. Зал, в котором проходило мероприятие, был оформлен в виде куреня и был похож на музей. В нем были расположены русская печь,старинные вещи: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины, самовар с глиняной утварью и многое другое.

Ведущими праздника были две Казачки роли, которых исполнили педагоги детского сада. В содержание данного мероприятия были включены казачьи традиции, состязания, игры, подобран музыкальный материал.

Дошкольники с большим интересом принимали участие в данном мероприятии. Проведение «Казачьих посиделок» позволило детям в полной мере окунуться в историю казачества. Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, его нужно не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его детям, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению.

Дошкольники знакомятся с историческим прошлым родного края, у них формируются первичные представления об особенностях жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко-культурных ценностей. Этот приобретаемый детьми позитивный социальный опыт, очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети становятся более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.

Правильно организованная работа по нравственно – духовному и патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества даёт положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества". Цель: патриотическое воспитание дошкольников, развитие кадетского движения, сохрани...

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению  скультурой родного края....