Инклюзия за и против
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovanie_2.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование – за и против

Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…

Кофи Аннан

Эти слова Кофи Аннан произнес еще в далёком 1998 году, и сегодня я их понимаю как призыв к инклюзивному образованию. Но мне кажется, только сейчас, когда появилась президентская инициатива «Наша новая школа», начало зарождаться в России инклюзивное образование. Ведь особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной и дошкольной среды: «Новая школа – это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». ФГОС ДО также одной из целей ставит «повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования».

Непросто сразу сказать, что такое инклюзивное образование. Я нашла определение инклюзивного образования: от английского слова inclusion – включение, оно помогает претворять в жизнь подобные цели не только воспитанникам с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие к иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению.

Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Система инклюзивного образования должна включать в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Необходимо техническое оснащение образовательных учреждений, разработка специальных учебных курсов для педагогов и детей, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в школе.

Я понимаю, что в настоящее время большинство учебных заведений всех уровней образования не готовы внедрить инклюзивное обучение. В образовательных учреждениях не созданы для этого условия. Важно ведь не только то, что ребенок посещает обычный детский сад или школу, но и то, какая поддержка ему там оказывается: есть ли тьютор, проводятся ли дополнительные занятия, обучен ли персонал. С другой стороны, даже в советское время дети с ДЦП, аутизмом ходили в обычные детские сады. То есть дело не столько в технических условиях, сколько в отношении тех, кто помогает ребенку с нарушениями развития войти в детский коллектив.

Неправильно было бы только стандартизировать интегративную среду – нужен индивидуальный подход. Скажем, ребенку с ДЦП нужна безбарьерная среда, аутисту – тьютор и, возможно, игровая комната, где бы он мог отдохнуть. Многое можно сделать без особых затрат – оборудовать в группе или коридоре огороженный уголок для отдыха и игры.

Кроме того, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно разработать индивидуальные критерии оценки развития, ведь ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя равнять с остальными детьми. По сути то, что ребенку с особым развитием предъявляются обычные требования, является главным препятствием инклюзии. Необходимо оценивать успехи особого ребенка относительно его собственного развития, а не стандартной образовательной программы, и это должно быть закреплено законодательно.

Помимо всего выше перечисленного, я считаю, что наше общество психологически не готово принять таких детей. Многие родители опасаются, что их дети, находясь рядом с «особым» ребенком, не будут развиваться, ухудшится поведение и ребенок «наберётся» чего-то плохого, не сможет на должном уровне усваивать программу. В первую очередь нужно работать с обычными людьми, разъяснять, показывать через средства массовой информации и другие источники.

Из всего многообразия, я выделила бы следующие принципы инклюзивного образования:

– ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;

– каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге;

– подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

– для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

– разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Изучив статьи по инклюзивному образованию, проанализировав опыт нашего дошкольного образовательного учреждения, я пришла к выводу: лучше всего себя чувствуют особые дети, интегрированные в специальные (коррекционные) группы. Количество воспитанников в таких группах меньше, чем в общеразвивающих. Педагоги (воспитатель и специалисты) имеют специальное (коррекционное) образование. Образовательный процесс осуществляется по специальным (коррекционным) программам.

Адаптация в данном случае проходит успешно, т.к. педагог применяет индивидуально-ориентированный подход, работают узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог).

Нашему детскому саду МКДОУ № 481 почти 30 лет. На протяжении всего времени детский сад посещали дети с различными нарушениями, также были дети с синдромом Дауна.

На данный момент у нас в саду 13 групп, из них 4 группы для детей с нарушениями речи, 4 группы для детей с нарушениями ОДА, 5 общеразвивающих групп. Детский сад посещают дети и с другими нарушениями: дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с задержкой психического развития, дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом, дети с нарушением поведения и деятельности.

В нашем детском саду работает слаженная команда профессионалов, у которых есть опыт взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Они не только решают коррекционно-развивающие задачи, но и помогают воспитателям найти подход к каждому ребенку и членам его семьи для его успешной социализации в обществе сверстников.

Педагоги, работающие с такими детьми:

– знают теории развития детей и владеют разнообразными методами обучения и воспитания;

– используют свои знания для установления взаимоотношения с детьми и их семьями, учитывая потребности и потенциальные возможности каждого ребенка;

– способствуют развитию положительной самооценки детей;

– поддерживают позитивное взаимодействие с родителями;

– способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок и т.д.;

– создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня; создание и исполнение ритуалов группы;

– демонстрируют и формируют позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов;

– используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков;

– демонстрируют адекватное поведения в различных ситуациях.

Параллельно с организацией коррекционно-образовательной деятельности с детьми, педагоги проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества. Все это способствует:

– установлению открытых, доверительных отношений в системе «педагоги –дети –родители».

– созданию условий для благоприятного взаимодействия родителей в группе.

– объединению усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребенка;

– соблюдению единых требований к ребенку.

Подводя итог, хочется отметить, что идея инклюзивного образования очень нужная и полезная для всех участников образовательного процесса. Но я считаю, что у родителей должна оставаться альтернатива. Пусть родители "особых" детей сами решают, какой образовательный маршрут выбирать для своих чад. Мы, педагоги, должны помочь тем, что объясним особенности и расширим пространство образовательных возможностей и вариантов.

Жить с болезнью: Заболевания детского и подросткового возраста - Инклюзия: за и против

Инклюзия: за и против

В России 1 сентября - день, когда дети садятся за парты, традиционно считается Днем знаний. Самое время поговорить о школе. С проблемой выбора учебного заведения, удовлетворяющего запросам, сталкиваются и семьи, в которых растут здоровые дети, что уж говорить о родителях ребят с ограниченными возможностями здоровья? Собственно, никакого особого выбора у них нет. До последнего времени такие дети определялись в специализированные школы или интернаты, сейчас все больше говорят об инклюзивном (интеграционном) образовании.

 

Федеральный закон “Об образовании” 2012 года уже недвусмысленно дал понять, что коррекционное образование ждут большие изменения. В частности, в нем сказано, что с 2016 года “специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны пребразоваться в общеобразовательные организации”.

Понятие “инклюзивное образование” – еще одна новинка профильного федерального закона 2012 года. В документе оно определяется как “обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей”.

В связи с предстоящими переменами администрации коррекционных школ выражают огромное беспокойство, считая, что коррекционному образованию в нашей стране пока нет достойной реальной альтернативы и что нельзя бездумно копировать западный опыт, избавляясь от коррекционных учреждений и полностью переходя на инклюзивное образование.

Хотя сама по себе идея инклюзии, то есть совместного обучения “обычных” детей и школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – верная и перспективная, во всяком случае она обеспечивает связь последних с реальным обществом, считает участник заседания, президент Региональной общественной организации “Клуб психиатров” Аркадий Шмилович.

“Конечно, в коррекционных школах есть свои плюсы – там разрабатываются особые технологии, программы, но, с другой стороны, они совсем не способствуют социальной интеграции своих воспитанников, а это должно быть главной задачей. Коррекционная школа ведет к изоляции, нет мостика между ее выпускником и обществом. И окончив такую школу, человек оказывается несостоятельным в незнакомой для себя среде”, – пояснил он. В то же время Шмилович опасается, что правильная идея инклюзивного образования может дискредитировать себя, будучи неподготовленной. “Должна быть последовательность, должна проводиться громадная просветительская работа среди профессионалов разных направлений – в школах с педагогами, во всех общественных институтах. Это серьезнейшая проблема, ее нельзя решить за один день”, – отметил он. Психиатр рассказал, что в некоторых странах коррекционных школ почти нет, но там этот вопрос решался в течение ряда лет.

“Посмотрев на западные образцы, мы выбрали вектор на инклюзию, на то, чтобы ребята с ОВЗ учились в обычных школах. Но школы не готовы к этому ни методологически, ни мировоззренчески”, – подчеркнул он.

В качестве минусов инклюзивного образования члены рабочей группы назвали большую наполняемость “обычных” классов, а также неподготовленность “обычного” учителя к работе с детьми с особенностями. Без специального образования и глубокого знания психологических особенностей детей-инвалидов невозможно эффективно работать с такими “особыми” учениками. Кроме того, не каждая школа может предоставить логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога – а они необходимы детям с ОВЗ.

Серьезной проблемой может стать и отторжение общества, особенно взрослых. “Некоторые родители здоровых детей совершенно не готовы отдать свое чадо в инклюзивный класс”, – поделилась своими опасениями одна из участниц заседания.

В качестве наиболее вероятного негативного сценария члены рабочей группы видят ситуацию, при которой, учитель будет лишь транслировать знания, не особо заботясь о том, усваивают ли их дети с ОВЗ. В итоге родители больного ребенка скорее всего переведут его на надомное обучение, что совсем не способствует его социальной интеграции.

Другой вариант – дети-инвалиды будут номинально присутствовать в “обычных” классах, не получая никаких знаний, что в конце концов приведет к отсутствию аттестата.

Опасения специалистов справедливы и понятны, но, тем не менее, в России уже существуют вполне успешные примеры инклюзивного образования.

Перечислим лишь некоторые из них.

Российский опыт инклюзивного образования

1) Школа № 1321 “Ковчег” (Москва) – первая государственная школа России, осуществляющая процесс интеграции детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников в рамках общеобразовательного процесса. Сегодня здесь учатся около 500 ребят, около ста из них – с ОВЗ.

http://kovcheg1321.com/

2) Проект “Подари свет” (Санкт-Петербург) направлен на создание среды для равноправного творческого общения между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ. В ходе реализации проекта идет разработка комплекса совместных занятий, в которых участвуют дети из общеобразовательных и специализированных школ и детских садов. Проект реализуется на базе Центра инклюзивного образования “Границ НЕТ” (школа №232 Адмиралтейского района), а также на удаленных площадках.

http://www.givelight.spb.ru/

3) Центр внешкольной работы “Синегория” (Москва), чьи здоровые воспитанники регулярно проводят совместные мероприятия с коррекционной школой № 44.

http://www.sinegoriya.ru/

http://kroc44.mskzapad.ru/

4) Центр инклюзивного образования “Я слышу мир!” в гимназии №56 (Санкт-Петербург).

http://usharik.ru/site/index.php/project/248

5) Школа №593 с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург), которая дает возможность получить среднее образование детям с ДЦП.

http://school593.ru/

6) Гимназия 1540 ОРТ (Москва), которая с 2006 года активно занимается инклюзивным образованием детей с синдромом Аспергера.

http://www.1540.ort.ru/

7) Школа №169 (Москва), в начальном звене которой в течение нескольких лет идет эксперимент по инклюзивному обучению детей с расстройством аутистического спектра.

http://sch169.mskobr.ru

8) Школа №1447 им. Н.А. Островского (Москва), где, в том числе, обучаются дети с нарушениями психики.

http://coc1447.mskobr.ru/

инклюзия2.jpg 

Европейский опыт инклюзивного образования

Италия

Инклюзивное образование в Италии начали внедрять еще 40 лет назад, на сегодня 99 % всех детей со специальными нуждами учатся в обычных школах. В стране широко развита система “учителя поддержки”, который должен стать опорой “особому” ученику, помогать в решении его проблем. Родители сами определяют, нужен ли такой дополнительный педагог их ребенку. Если они посчитают работу “учителя поддержки” необходимостью, то смогут зарегистрировать своего ребенка в государственном реестре “детей с отклонениями развития” на один год. “Большинство учителей не отрицают интеграцию, но имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с отклонениями в развитии на плечи учителей поддержки. Кроме того, учителя предпочитают, чтобы учитель поддержки работал с такими учениками вне класса”, – утверждают специалисты Института проблем инклюзивного образования. По их сведениям, проблемы развития образовательной интеграции в Италии связаны с тем, что процесс был начат без исследований нужд регионов, определения наличия необходимых специалистов. “Специальные занятия в течение 1 месяца не дали положительных результатов, многие учителя вообще не прошли обучения. Сотрудничество классного учителя и учителя поддержки часто оказывается проблематичным. Большинство учителей поддержки, работающие в старших классах, не имеют специальной подготовки ”, – добавили сотрудники Института. При этом они также отметили, что часть родителей здоровых детей против присутствия школьников с отклонениями в обычном классе, а учителя не ставят перед собой задачу обучения школьников с особыми потребностями, поскольку их подготовка к интеграции велась на недостаточном уровне. На фоне многочисленных проблем, связанных с включением в общеобразовательный процесс детей с глубокой умственной отсталостью, в Италии все чаще и чаще можно услышать ратования за возврат специальных классов для таких учеников. Тем не менее, эта инициатива отклоняется с завидной постоянностью, и в итоге большинство детей с выраженными интеллектуальными нарушениями остаются за “бортом” итальянской системы образования.

Швеция

В Швеции большая часть детей с особенностями интегрированы в общеобразовательную систему, те же из них, кто страдает от выраженных нарушений слуха, зрения или умственной отсталости учатся в специализированных школах. Интересный момент здесь заключается в том, что коррекционные школы размещают свои классы в здании обычных школ, тем самым поддерживая интеграционные процессы. Дети с аутизмом получают образование в малых группах, но в обычной школе. “На каждых 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент”, – добавляют специалисты Института инклюзивного образования.

Франция

Во Франции существует четыре формы инклюзивного образования. Одни дети учатся по стандартной школьной программе, а во внешкольное время получают дополнительные услуги – адаптационные семинары, лечебные процедуры и т.д. Другие также проходят общую программу, но кроме нее получают дополнительные занятия по специальной программе, помощь в подготовке уроков. Третий вариант – когда в основное школьное время ребенок проходит обучение в специальном классе по специальной программе, а оставшиеся часы занимается вместе со здоровыми учениками своего возраста. И последняя опция – посещение специального класса со специальной программой, но при активном участии в жизни школы – в ее праздниках, воспитательных мероприятиях, соревнованиях и т. д.

Татьяна Щербакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Статья "Инклюзия и коррекция - два пути развития современного образования

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 “О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы” , подробно освещает политику государства по созданию у...

Что такое инклюзия?

Информационное сообщение об инклюзии, интеграции детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Общая теоретическая информация: понятия инклюзия и интеграция, принципы инклюзивного образования, ис...

Инклюзия - на пути к новому качеству образования

Информационный буклет в поддержку инклюзивного образования. Определение инклюзии, принципы. Буклет предназначен для родителей, педагогов....

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

В рамках акции «Остановим насилие против детей» показала презентацию для родителей и воспитанников на тему: "Детский мир против жестокости и насилия".

Общие представления о правах для детей и родителей. Была представлена работа в виде слайдов в стихотворной форме....

Консультация «Терроризм — зло против человечества» Терроризм- зло против человечества.

Это одно из самых страшных преступлений. Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить побольше заложников, чтобы держать их в неволе и мучить. Они думают, что так он...