Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
методическая разработка по теме

Моросеева Елена Юрьевна

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзия22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения.

Опросы родителей показывают, что в качестве учреждений, наиболее полно удовлетворяющих потребности семей, они называют центр коррекции – детский сад, психолого-медико-педагогический центр и детский сад компенсирующего вида.

Это означает, что родителей, в первую очередь интересует качество коррекционно-развивающей работы с детьми. Вместе с тем большая часть родителей считают наиболее перспективной комбинированную форму интеграции (52,2%).

Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

Однако в методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определенному виду, принятых в мае 2007 года, указывается что «сегодня практически не разработан механизм осуществления Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю»), или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются  друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

 медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего партнеры.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии внутри группы. Основная идея – наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.

Инклюзивный детский сад решает кроме основных и специфические задачи:

квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.

   Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования:

1). Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.

2). Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса.

3). Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами  образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).

В 2011 году в Москве прошла международная конференция, посвященная инклюзивному образованию.

Конференция в Московском городском психолого-педагогическом университете называлась «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». Она прошла в рамках комплексной программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год.

Мероприятие вызвало большой интерес специалистов, представителей общественных организаций.

Его целями был обмен опытом с зарубежными коллегами, анализ отечественной практики, обсуждение организационно-методологического обеспечения, организационно-управленческих вопросов, подготовки кадров и социокультурных практик.

На конференции присутствовали ведущие эксперты из Канады, Германии, Испании, Норвегии и Финляндии.

Инклюзивному образованию в России было посвящено выступление к. псих. наук, директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ С.В. Алехиной. Она обратила внимание на активное распространение практики инклюзивного образования в столице и регионах.

Ряд специалистов затронули основные проблемы инклюзивного образования в России:

- отсутствует нормативное регулирование;

- нет гибких образовательных стандартов;

- нет индивидуальных программ обучения;

- инклюзия не встраивается в процесс изменения всего образования;

- нет достаточного взаимодействия социальных и образовательных учреждений;

- дефицит программ и дидактических пособий для обучения ребенка с ОВЗ в условиях массовых учебных заведений.

Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже.

В результате обзора Интернета и методической литературы можно прийти к выводу, что большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности. Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. Педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы: советов спрашивать не у кого.

Я затронула тему инклюзивного образования, так как сама являюсь воспитателем в ДОУ коррекционного типа.

В моей средней группе в этом году из 14 детей: 1 ребенок с нарушением эмоционально-волевой сферы; 1 ребенок с ЗПР; 1 ребенок с логоневрозом; 1 ребенок с аутоагрессией; 1 ребенок с гиперактивностью и 1 тяжелейший ребенок аутист с глубокой умственной отсталостью, который посещает группу до обеда в сопровождении мамы. Остальные дети у нас с разным уровнем ОНР. Вот она инклюзия в чистом виде.

У нас очень много трудностей в работе. Справляемся, как можем, специальной подготовки для работы с такими детьми у нас нет, только у  дефектолога – логопеда. Особые трудности вызывает работа с ребенком аутистом. Адаптация этого ребенка была очень длительной и трудной. Он очень долго (2-3 месяца) не обращал на нас никакого внимания, кричал, его деятельность была очень стереотипной: кружился, дергал руками.  В наших занятиях он не участвует (с ним работает дефектолог индивидуально), только получает социализацию в обществе детей. В последнее время стал немного контактировать с нами – педагогами. С удовольствием приходит в группу, выбирает любимые игрушки. Я могу взять его за руку, что-то сказать и он меня слышит, реагирует. Мы очень довольны прогрессом. Отдельно надо сказать о выработке терпимого отношения к особому ребенку у детей группы. Вначале дети смеялись над ним, не принимали. Мы пресекали такое поведение и постепенно дети стали более терпимыми, пытаются включить его в свои игры.

Конечно, кроме воспитателей с нашими ребятами работают все специалисты: логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, педагог-методист.

У нас собрано несколько папок с информацией по инклюзии и по «особым детям» в помощь педагогам. Там подобраны подшивки по аутичным детям, по адаптации сложных детей в ДОУ, о воспитании ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью, о детях с аутоагрессией. В детском саду собрано много подшивок разных журналов.

Мы для себя поставили следующие воспитательные задачи:

- укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

- обеспечение прав детей и родителей на получение необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;

- осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;

- исправление, компенсация нарушений психофизического развития;

- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей познавательных, речевых, моторных и социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Кроме наших развивающих комплексных занятий по программе ДОУ мы организуем свободное время дошкольников, делаем их досуг содержательным, опираемся на сотрудничество с семьей.

Возникновению атмосферы взаимопонимания, терпимости и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:

- дни открытых дверей;

-родительские собрания;

- игровые семинары;

- совместные экскурсии;

- заседания родительского клуба;

- консультации со специалистами ДОУ и др.

Воспитанники нашего детского сада – активные участники городских, областных, международных выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.

Во время декады инвалидов были проведены следующие мероприятия:

1. Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»;

2. Спортивный праздник в зимнем лесу «Если с другом вышел в путь»;

3. Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»;

4. Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»

Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Детство – важнейший период

человеческой жизни:

не подготовка к будущей жизни,

а самая настоящая, яркая.

самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

(Весь использованный материал подобран из накопленных материалов и подшивок нашего ДОУ и из опыта работы)

инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально

развивающихся детей».

В связи с этим возникает потребность в организации особого вида ДОУ, реализующих инклюзивное образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Консультация для педагогов, в которой раскрывается понятие инклюзии и инклюзивного образования, его значение в современное время. Формулируются принципы инклюзивного образования, выявляются отличия ин...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...