Семинар для воспитателей "Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Зарубина Динара Шукурьевна

Семинар воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

для воспитателей

Тема: « Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста».

                                                                                        Социальный педагог

                                                                                                   МДОУ «Детский сад №83»

                                                                          Зарубина Д.Ш.

2013 г.

В последнее время стали очень много говорить о толерантности. Особенно это понятие актуально для России, где живут представители огромного количества народов и народностей, исповедующие все мировые религии. Если не научится относиться с уважением к людям, исповедующим другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и поверия, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты

Толера́нтность  — социологический термин, обозначает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другой смысл. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Что такое толерантность?

 

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Даже сейчас это слово звучит во всех областях социальной сферы (политика, религия и др.)

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали: «Мы обречены на толерантность».

Коротко определение толерантности можно сформулировать как нечто среднее между принятием и не принятием, т.е помочь непохожим друг на друга людям по мировоззрениям  жить в мире рядом с друг другом.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. И нормой жизни каждого человека должна стать толерантность. 

Я долго думала над тем, как  донести до воспитателей значение этого понятия, чтобы материал не был сухим, но был понятен и интересен. Поэтому:

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности».

   Под девизом «Мы разные, но мы вместе!».

                            Выставляется картинка с напечатанным текстом.

Первая остановка: «Мы разные, но нам хорошо  вместе»

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это слово?

 

Толерантность – это …милосердие

Толерантность – это …доброта души

Толерантность – это …сострадание

Толерантность – это …уважение

Толерантность – это …дружба

Толерантность – это …терпение

- Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

                              Выставляется картинка с напечатанным текстом.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Их цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

- Вернемся к нашему девизу,  как вы его понимаете: «Мы разные, но мы вместе»?

- Прошу подняться тех, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

-  Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

Ответ воспитателей: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны».

- Мы работаем в одном учреждении, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и т.д.. Если все мы, все люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет конфликтов в коллективе, не будет войн на земле.

- А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы заметили друг в друге. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть эти качества.

                                       

                                             Воспитатели встают в круг.

- Что же значит быть Толерантными?

- Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Вторая остановка «Соберем цветок толерантности»

 - Я сделала цветок толерантности. Давайте все вместе его соберем.

 (Раздаю лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а они выбирают те лепестки, которые подходят к цветку.)

Что общего в этих словах? ( они толерантны) прикрепляю серединку на которой написано слово толерантность.

- А оставшиеся лепестки почему не подходят? ( эти слова не толерантные)

- Вот такой цветок Толерантности у нас получился.

Толерантность включает уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Третья остановка «Познай себя»

Для оценки ее уровня толерантности специалисты разработали  психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой  для желающих убедиться в собственной толерантности.

Итак, что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И)?

1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

6. Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть.

 Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а фактор взаимосвязанных свойств личности.

Теперь, когда мы определили, что такое толерантность, обратимся к теме нашего семинара: « Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста».

Основой этой деятельности должно стать следующее:

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самостоятельной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя сходство и различия.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.д.)
  4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:

- осознания ребенком своих:  потребностей, возможностей, достоинств и недостатков, прав и обязанностей, умение отстаивать свои пава, развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других.

Средства воспитания толерантного поведения:

- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности, создание атмосферы добра и взаимопонимания

- гармонизация отношений, учить жить среди людей

- культивирование ценностей другой точки зрения через игру

- концентрация внимания на общности культур разных народов

- взаимодействия детского сада и семьи

- организация детских праздников

Если взять программу, то видим, что в ее разделах уже заложено воспитание толерантности у детей. Это и бережное отношение к природе, чувство сострадания, помощи, уважения к  людям других культур и себе, гордость за свое отечество и т. д. Она присутствует во всех видах деятельности.

- Приведите примеры по формированию толерантных отношений у дошкольников

  из опыта вашей работы по любому виду деятельности.

                       

                                           Выступления педагогов.

Четвертая остановка «Книжный мир» (обзор методической литературы)

                                      Игра «Толерантны ли мы».

На столе у каждого воспитателя лежат чистые листы бумаги.

Задание: сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол, сложите пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, оторвите правый верхний угол.

Разверните свои листы. Что мы видим? Задание было одно – каждый получил свой предмет.

- Что делали не так? Все так!

Вывод: Принимать мир таким, какой он есть, способность изменить мир, ведь мы живем в одной большой семье.

Будьте толерантны!

И еще раз о толерантности:

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные, нам хорошо вместе!

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что сегодня мы собрались не зря, встреча оставила глубокий след в душе каждого, помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Подборка игр, позволяющих развивать толерантные взаимоотношения у детей дошкольного возраста...

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Игры на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Игры на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста»го сознания у детей дошкольного возраста»

В детском саду понятие толерантность не дается, чаще встречаются такие понятия как дружба, сострадание, любовь, понимание и мир. Эти понятия являются компонентом толерантности. Толерантность - тема зл...

Семинар - практикум «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»

Цель: содействие созданию в дошкольных учреждениях условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.Задачи:-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - психоло...