СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Зеленецкая Светлана Валерьевна

Толерантность у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 20 Кировского района г. Санкт-Петербурга

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                    Выполнила

воспитатель

                                                             Зеленецкая С.В.

Санкт – Петербург

            Толерантность  в  переводе  с  английского  языка  -  возможность  услышать другого,  понять  иного.  Иногда  толерантность  переводится  как  терпимость  по отношению  к  другому.
Толерантность  -  искусство  жить  рядом  с  непохожими,  способ  решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса.

 По сферам проявления толерантности различают такие направлениям, как:
 Политическая  толерантность  -  терпимость  к  людям  других  политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические установки;
 Научная  толерантность  -  терпимость  к  другим  точкам  зрения  в  науке, допущение разных теорий и научных школ;  
Административная  толерантность  -  умение  руководить  без  нажима  и  агрессии;  
 Культурная  толерантность  -  уважение  явлений  культуры,  представляющей ценность для других, допущение плюрализма вкусов;  
Этническая толерантность - разнообразие и взаимопроникновение этносов и  многое другое.
         
Педагогическая  толерантность  -  терпимость  к  собственным  детям  и ученикам, умение понять и простить их несовершенство.
 

Считается, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг  к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте.
Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким-либо причинам.
Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике.

Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства и самовыражения личности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.
Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
    1. Создание условий для развития толерантных установок т.е.  создание толерантной среды в обществе и в сфере образования
    2.  Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Создавая, условия для развития толерантных установок у детей,  педагогу необходимо организовать свою деятельность и спроектировать  в ней три взаимосвязанных направления работы:
- с педагогами,
- с детьми,
- с родителями.

Работа с педагогами не случайно «заняла» первое место. Это исходит из того, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.     Толерантность у ребенка возможно развить только лишь на собственном примере, реализуя в практике работы с ним личностно - ориентированную модель общения с детьми, основой которого будет толерантное к нему отношение.

В процессе  взаимодействия с детьми, необходимо  пытаться  понять их настроение, а для этого при помощи системы психолого-педагогических мероприятий  (деловые игры, мини-тренинги, тренинги-этюды и пр.), которые организуются психологом нашего дошкольного образовательного учреждения,  развиваем   педагогическую наблюдательность; пытаемся «взглянуть на себя со стороны»,  анализируя собственную  деятельность; стремимся ставить себя на место ребенка;  развиваем способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

Демонстрируя детям пример гуманного, доброжелательного отношения к окружающим (как утешить, помочь, угостить, обрадовать и т.д.), воспитатель. помогает малышам не только почувствовать, но и увидеть в мимике и жестах проявление эмоционального состояния окружающих (как взрослых, так и детей), а своим одобрением воспитатель поддерживает стремление детей к положительным поступкам.
        Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более раскрепощенным и инициативным в общении не только с взрослым, но и со сверстниками, приобретая таким образом опыт положительного взаимодействия с ними, доброжелательного отношения к ним, что и будет составлять основу воспитания у детей данного возраста толерантного отношения к окружающим.

Следовательно – важнейшим условием воспитания основ толерантного отношения между детьми является пример взрослых — их приветливое и доброжелательное отношение, которые, в силу возрастных особенностей малышей, передаются детям.

Учитывая роль семьи в воспитании детей, должна была спроектирована и система работы с родителями.
Наиболее эффективными,  являются следующие формы взаимодействия с родителями:
- участие родителей в создании мини-музея кукол, отражающих национальные мотивы;
- изготовление национальных костюмов для детей;
-спортивный досуг «Вместе весело играем» (национальные игры);
- музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).

Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
           Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).

Для современных педагогов детского сада актуальна задача создания условий образовательной среды, в которых процесс образования, развития и обучения будет безопасным. Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды дошкольного учреждения, свободное от насилия во взаимодействии с ребенком, способствующее удовлетворению детей в общении, обеспечивающее психологическое здоровье всех участников. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ организуется с учетом конкретных условий, направлена на сохранение здоровья детей, формирование адекватного поведения и успешной деятельности каждого ребенка.

        Итак, проблема воспитания толерантной культуры – одна из самых актуальных в современном российском обществе. Дошкольное образовательное учреждение способно показать детям пример ненасилия, свободы, толерантности. Осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, ДОУ должно стать центром толерантного воспитательного пространства.

Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:
1) Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.
2) Ребёнок учится общаться с разными людьми.
        Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач.
        Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
        У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения.

 Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Работа по формированию толерантности естественно и органично входит в целостный педагогический процесс. Целесообразна интеграция с содержанием занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, познавательному, речевому, физическому развитию, игровой деятельности, обучению детей иностранному языку. Необходимо тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей по данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе.
        Исследователи  толерантности  (С.К. Бондырева,  Д.В. Колесов,  Е.О. Смирнова и др.)  уверены,  что особенности  и закономерности психического развития  ребенка в первые годы жизни,  дают  основания и возможность для воспитания его в духе толерантности: «толерантность, сформированная в ранние и детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

Создание условий для развития одарённых и талантливых детей дошкольного возраста

Что такое одарённые дети - подарок или наказание? Какую ответственность несут родители и педагоги за будущее этих детей....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освое...

Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных естественнонаучных представлений и умений в познании мира в наибольшей степени закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания....

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...

Создание условий для развития навыков эффективной коммуникации детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО

В статье представлена деятельность педагогов, которые разработали и создали для детей дошкольного возраста условия для развития навыков эффективной коммуникации в рамках реализации ФОП ДО. Показано, н...